Любовь, интерес и творчество
— Наталья Викторовна, в сентябре этого года Вы отметите пятидесятилетие работы преподавателем в музыкальной школе в Серпухове. Расскажите, как Вы пришли в профессию?
— Музыкой я начала заниматься с трех лет. Родители хотели, чтобы я была пианисткой. Окончив музыкальную школу, в тринадцать лет поступила в музыкальное училище им. Р. М. Глиэра в Киеве на теоретическое и фортепианное отделения. В семнадцать лет меня приняли в Киевскую консерваторию имени Петра Ильича Чайковского. В 1968 году я окончила историко-теоретический факультет и получила квалификацию музыковеда и преподавателя музыкально-теоретических дисциплин.
МК СПРАВКА
Наталья Викторовна Горбачевская родилась 10 августа 1945 года в г. Гомеле в музыкальной семье. Ее бабушка еще в конце ХIХ века окончила консерваторию в Германии, была пианисткой. Мама Натальи Викторовны Мария Семеновна была вокалисткой, выпускницей Минской консерватории. Пела в опере, затем преподавала в музыкальном училище. В Киев родители переехали вместе с юной Натальей, чтобы она могла учиться там в консерватории. Ее отец родился в семье священника, мать — в семье дворян, белорусов с польскими корнями.
На момент поступления в консерваторию я работала концертмейстером у дирижеров из Канады. Позже работала в музыкальной редакции на украинском телевидении — писала сценарии. В Музее театрального, музыкального и киноискусства (филиале Бахрушинского музея в Москве), который находился на территории Киево-Печерской лавры, я проводила экскурсии, в том числе на английском языке. В тот же период довелось работать аккомпаниатором на секции художественной гимнастики в спортивной школе, а параллельно с этим писала диплом. В общем, никогда не сидела без дела.
Предполагалось, что после окончания консерватории я буду работать в среднем учебном заведении, то есть в музыкальном училище, или же останусь трудиться в консерватории — это вполне могло бы произойти. Меня приглашали в аспирантуру. Но я вышла замуж за военного, и нам пришлось сразу же уехать. На протяжении четырех лет мы ездили по России, в итоге в 1975 году попали в Серпухов, где я сразу же устроилась на работу в Детскую музыкальную школу номер один. Тружусь там и по сей день.
— Что, на Ваш взгляд, самое важное в профессии педагога?
— Работу свою я люблю, потому что люблю детей. Любовь к детям — одно из самых важных и необходимых условий в работе педагога. Дети все очень разные. Но им должно быть интересно с учителем, и даже весело. Это тоже очень важно. Ведь тогда на уроки они будут ходить с удовольствием, будут стремиться к знаниям.
Ведь не секрет, что многие дети очень хотят научиться играть на музыкальном инструменте или петь, но приходя заниматься, понимают, что нужно посещать и другие предметы. И здесь у кого-то возникают сложности. Нужно изучать сольфеджио, петь в хоре, знакомиться с историей музыки. Поэтому необходимо знать, как подать детям информацию на уроках, уметь заинтересовать всеми возможными способами.
Еще один важный момент — это творчество. Когда учитель творчески подходит к подготовке, урок сам по себе становится интересным. Мы всегда что-то ищем, придумываем, находим, например, теоретические олимпиады.
МК ЦИТАТА
«Наталья Викторовна — необыкновенно открытой души человек! Сколько воспоминаний я храню о чудесных днях учебы в музыкальной школе, о частых поездках в Большой театр! Мои первые выступления на новогодних праздниках были под аккомпанемент Натальи Викторовны.
Всю свою энергию и любовь к искусству она передавала удивительно бережно и интересно. Как же замечательно, что Наталья Викторовна до сих пор работает в школе и воспитывает новое поколение будущих музыкантов и просто любителей музыки! Здоровья и больших творческих успехов замечательному педагогу и прекрасному музыканту! Я благодарна судьбе, что моим преподавателем была яркая и неповторимая Наталья Викторовна!
Удивительный мир музыки, открывшийся мне в детстве, привел меня в фольклорное отделение Детской школы искусств «Вдохновение» в Москве, где я работаю преподавателем с 2008 года», — делится ученица Натальи Викторовны Екатерина Бережнова. В 2005 году она окончила Музыкальное училище им. Гнесиных (отделение «Руководитель народного хора»), в 2010 году — отделение «Дирижер народного хора» в Российской академии музыки имени Гнесиных. Катю Бережнову Наталья Викторовна отмечает в числе своих лучших учениц.
Научный подход к музыке
— Расскажите, что за олимпиады Вы разрабатываете?
— В Детской музыкальной школе я заведую теоретическим отделом, а в Серпуховском методическом объединении преподавателей руковожу теоретической секцией, куда входят педагоги, которые ведут сольфеджио и музыкальную литературу. В нашем объединении состоят все музыкальные школы и школы искусств округа. Теоретический отдел занят очень интересным делом. Мы с коллегами на регулярной основе разрабатываем конкурсы для учащихся, чтобы заинтересовать ребят. Эти теоретические олимпиады дети очень любят, а еще больше они любят праздничные мероприятия. Мы пишем сценарии для концертов, приуроченных к праздникам, разрабатываем планы проведения различных тематических мероприятий и выпускных вечеров. У нас это очень хорошо организовано. Проходят также заседания отделов, семинары и другие мероприятия, где мы делимся друг с другом опытом, профессиональными открытиями, выступаем с докладами, то есть говорим о музыке научным языком. И обязательно обсуждаем рабочие вопросы и проблемы. Мы очень дружны с коллегами по методическому объединению.
— А Вы сами принимаете участие в конкурсах?
— Я подавала свои работы на профессиональные и методические темы на конкурсы в Москву, занимала призовые места. Это теоретические конкурсы, где, например, можно представить разработки на тему новых технологий преподавания. Участвовала и в фортепианных конкурсах, в том числе вместе с учениками.
МК ЦИТАТА
Ирина Буева, преподаватель теоретических дисциплин Территориальной детской школы искусств Городского округа Серпухов:
— Чтобы воспитать хорошего, грамотного музыканта, требуется не только приложение труда на специальных предметах, но и значительный вклад преподавателей теоретических дисциплин. Все знания и навыки важны в совокупности.
Наталья Викторовна — прирожденный педагог, она всегда очень грамотно, тщательно и творчески подходит к подготовке и подаче материала, обладает отличной памятью, ее можно слушать бесконечно. Находясь в вечном движении, она всегда готова проявить инициативу и придумать что-то интересное. Это профессионал с большой буквы, который находится на своем месте. Мы не перестаем удивляться неутомимой энергии, эрудиции и интересным находкам, которые Наталья Викторовна представляет нашему вниманию.
— Какие еще мероприятия Вы посещаете вместе с учениками?
— Очень важно всесторонне развивать детей, прививать им вкус и стимулировать интерес к искусству. У нас часто бывали поездки в Большой театр, на оперу и балет, мы посещаем музеи. Дети с интересом осваивают музыкально-театральный жанр искусства. В театре они вживую слышат и симфоническую музыку. Мы часто с ними вместе отдыхаем, можем сходить в кафе, например, после олимпиады. Я всегда предлагаю ученикам где-то выступить, например, на мероприятиях в библиотеке, им это всегда нравится.
МК СПРАВКА
Педагогический труд Натальи Горбачевской отмечен многими благодарностями и наградами, среди которых — звание «Ветеран труда», Почетные грамоты от Г. К. Ратниковой, являвшейся в 2002-2012 годах министром культуры Правительства Московской области, депутата Московской областной думы Т. В. Карзубовой, руководителя областного Научно-методического центра культуры и искусства С. И. Кулибабы, начальника Главного управления культуры исполкома Мособлсовета В. Я. Азарова и другие.
Энергия жизни
— Ученики, конечно, заряжают бодростью и не дают скучать. Но, может, Вы где-то еще черпаете энергию?
— Я люблю жизнь во всех ее проявлениях, люблю заниматься своей работой. Хочется продолжать работать и дальше, ни в коем случае не сидеть дома и скучать.
Энергией меня также заряжают занятия спортом. Дома у меня есть тренажеры, занимаюсь ходьбой. А еще я люблю водные лыжи, у нас дома есть моторная лодка. Пристрастилась к этому еще будучи студенткой консерватории. Если нужно, могу выйти на водных лыжах и сейчас, могу и лодку вести.
— А Ваши дети занимались музыкой?
— У меня двое сыновей, они физики, оба окончили музыкальную школу и Московский физико-технический институт. Младший сын уехал в Америку, когда его пригласили туда в аспирантуру, он доктор наук и меломан, увлекается классической и электроакустической музыкой. Там, в Америке, у меня есть две внучки. А старший сын остался жить здесь, мы часто видимся.
МК ЦИТАТА
«В первый же год своей работы в Серпухове Наталья Викторовна получила выпускной класс, все ученики которого после окончания школы поступили в музыкальные училища. Многие воспитанники в итоге тоже стали педагогами, в том числе педагогами-теоретиками. Для учителя нет большей награды, чем продолжение любимого дела в своих учениках, — отмечает Ирина Буева. — Наталья Викторовна — добрый, отзывчивый человек. Воспитав двух прекрасных сыновей, она не прошла мимо беды одной из соседских семей, взяв под свою ответственность судьбу маленькой девочки Жени, воспитала ее и помогла получить образование. Более двадцати лет Наталья Викторовна разделяет с Евгенией кров, радости и печали, дарит ей заботу, внимание, тепло и любовь, они вместе путешествуют. Когда я узнала об этом, была просто восхищена такой добротой и человечностью. Сейчас Евгении двадцать шесть лет, она получила высшее образование в Москве, окончила филологический факультет.
— Как Вы считаете, талант и способности к музыке — это врожденное? Или можно их развить?
— Считаю, что яркий талант — он, безусловно, врожденный. Но если ученик, не проявляющий ярких талантов, старается, если он хочет, можно развивать способности дальше. Важно желание, при этом нужно много трудиться. К каждому ученику желателен индивидуальный подход.
— Какой совет Вы дали бы тем, кто начинает свои шаги в музыке?
— Я всегда — за творчество во всех его проявлениях! Преуспеть можно, искренне любя искусство, так как оно способно развить творческие способности. Ну и, конечно, для этого нужно много трудиться.
МК ЦИТАТА
«В первый же год своей работы в Серпухове Наталья Викторовна получила выпускной класс, все ученики которого после окончания школы поступили в музыкальные училища. Многие воспитанники в итоге тоже стали педагогами, в том числе педагогами-теоретиками. Для учителя нет большей награды, чем продолжение любимого дела в своих учениках, — отмечает Ирина Буева. — Наталья Викторовна — добрый, отзывчивый человек. Воспитав двух прекрасных сыновей, она не прошла мимо беды одной из соседских семей, взяв под свою ответственность судьбу маленькой девочки Жени, воспитала ее и помогла получить образование. Более двадцати лет Наталья Викторовна разделяет с Евгенией кров, радости и печали, дарит ей заботу, внимание, тепло и любовь, они вместе путешествуют. Когда я узнала об этом, была просто восхищена такой добротой и человечностью. Сейчас Евгении двадцать шесть лет, она получила высшее образование в Москве, окончила филологический факультет.