МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Серпухов

Лейтенант Заблоцкий: как будущий основатель зуброго питомника под Серпуховым взял в плен 900 немцев и спас редких животных от вымирания

Михаил Заблоцкий — выдающийся зоолог, создатель зубрового питомника в Приокско-Террасном заповеднике и первый советский ученый, удостоенный премии ООН Global 500. В годы Великой Отечественной будущий знаменитый эколог командовал минометным взводом, за фронтовые подвиги был награжден орденами и медалями. Но даже на фронте он не забывал о своей мечте — спасти зубров от вымирания. Благодаря самоотверженности и настойчивости Заблоцкого сегодня популяция этих редких животных восстановлена и продолжает расти.

Фото из архивного фонда ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».

Путь к зубрам

Михаил Заблоцкий родился 21 ноября 1912 года в Красноярске. Родители Михаила были медиками: отец, Александр Иосифович, был военным врачом, а мать, Мария Михайловна, окончила курсы Бехтеревского института. В годы Первой мировой войны военврач 2 го ранга Александр Заблоцкий служил полковым врачом, был начальником военно-санитарного транспорта и принимал участие в Брусиловском прорыве.

Уже с детства Михаил проявлял интерес к животным. И когда по окончании школы отец предложил сыну продолжить династию врачей, Михаил решительно отказался. Он уже давно решил стать зоологом и настойчиво шел к своей цели.

В 1936 году, окончив с отличием Зоотехнический институт пушно-сырьевого хозяйства, Михаил был распределен на работу в Институт гибридизации и акклиматизации животных в Аскании-Нова под Херсоном. Там он познакомился с Бодо — единственным на тот момент зубром во всем Советском Союзе. Встреча оказалась судьбоносной — с тех пор сохранение популяции этих величественных животных стало основным смыслом не только его работы, но и всей жизни.

В 30 х годах прошлого столетия зубры находились под угрозой исчезновения — в дикой природе они были истреблены охотниками. В живых осталось всего несколько особей в питомниках.

Заблоцкий с коллегами из Кавказского заповедника, куда он перевелся в 1938 году, подготовил масштабный план восстановления популяции зубра на территории Советского Союза. В заповедник даже была завезена первая партия зубров из только что присоединенной к Союзу Беловежской пущи… Но вмешалась война… Фото из архивного фонда ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».

Судьбоносная встреча

Весть о вторжении фашистов на территорию Советского Союза Михаил Заблоцкий получил, находясь на дальнем кордоне Кавказского заповедника. Не заставила себя ждать и повестка на фронт.

— Отличный стрелок и всадник, отец хотел служить в кавалерии, — вспоминала Мария Михайловна, дочь Александра Заблоцкого, — но специалистов с высшим образованием направляли в артиллерийское училище в Краснодар. Наступление гитлеровских войск на Кавказ было стремительным. Курсанты военных училищ отступали вместе с регулярными частями. От Краснодара до Кушки в Туркмении (самой южной точки СССР) несколько месяцев пешком, партизанскими тропами шли безоружные курсанты. Там, в Средней Азии, отец окончил минометное училище. Получил звание лейтенанта и был отправлен на фронт командиром минометного взвода.

Михаил Заблоцкий проходил службу в составе 534 го гвардейского минометного полка, воевавшего на разных фронтах. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда и освобождении Выборга. Опытный молодой лейтенант подбирал в свой взвод опытных бойцов. Подчиненные высоко ценили своего смелого командира и шли за ним в бой без колебаний.

— По экспедиционной привычке Михаил Александрович на фронте бороду не брил, объясняя начальству, что русские артиллеристы еще во времена Крымской войны носили бороды, — рассказывала Мария Заблоцкая.

Во время стоянки полка возле Житомира в расположение прибыл маршал артиллерии Воронов с комиссией Ставки. В тот день в полку шли учения и показательные стрельбы. Фото из архивного фонда ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».

«Среди всеобщего шума голосов и криков особенно четко выделялся густой баритон лейтенанта Заблоцкого, — писал в своих воспоминаниях сослуживец Заблоцкого, выдающийся русский художник-иллюстратор Андрей Николаев. — С развевающейся по ветру бородой, зычным голосом, независимым видом, Заблоцкий оказался в центре внимания, и маршал Воронов направился прямо к нему на батарею.

Заблоцкий представился маршалу, который с интересом осмотрел бородатого командира, но замечаний не сделал. Напротив, он обошел расположение батареи, пообщался с бойцами и выразил одобрение их действиям, направившись дальше осматривать другие подразделения. Адъютант маршала остался позади и внезапно поинтересовался, кем Заблоцкий был до войны.

— До войны я зубрами занимался. Зубров разводил в Кавказском заповеднике, — ответил лейтенант.

— Надо же, — как бы между делом ответил адъютант и отправился догонять своего начальника. И вдруг Воронов возвращается в батарею Заблоцкого.

— Кто тут у вас зубрами занимается? — спрашивает у личного состава.

— Это я, товарищ Главный маршал, — ответил Заблоцкий и вышел вперед.

— А ну-ка, расскажите.

И Михаил начал рассказывать о состоянии племенной работы по сохранению зубров и своей работе в довоенное время. Около часа маршал артиллерийских вой¬ск и простой лейтенант прогуливались вдоль позиции батареи, ведя оживленную беседу. Маршал с горестью сообщил, что, по его сведениям, немцы уничтожили всех зубров в Беловежской пуще. Но Заблоцкий заявил Воронову, что его сведения неверные, пояснив, что поддерживает контакты с коллегами даже на фронте и узнал от профессора-зоолога Владимира Гепнера, что красноармейцам удалось собрать 17 выпущенных немцами зубров обратно в питомник. Смелый и увлеченный своей мирной профессией лейтенант очень понравился маршалу и на прощание он сказал ему: «Как кончится война, Вы мне напишите и напомните наш разговор. Мы вас тотчас отзовем, и вы отправитесь к себе в питомник».

«Уезжая из полка и прощаясь с начальством, маршал Воронов мимоходом заметил, что борода красит офицера, а Заблоцкий — так вообще похож на Скобелева, — писал в своих воспоминаниях Андрей Николаев. — С тех пор борода Заблоцкого приобрела неприкосновенность. И если ¬кто-то из высших чинов или политработников выражал недовольство и требовал ее сбрить, полковник Игнатьев отвечал: «Не надо сбривать! Его в Ставке Верховного с бородой знают!». Фото из архивного фонда ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».

Как маршал спас зубров

Эта необычная встреча с маршалом Вороновым впоследствии сыграла важную роль в судьбе молодого офицера.

Накануне Дня Победы минометчики 534 го полка сражались на западе Венгрии, у озера Балатон. Вдруг к позициям, где взвод Заблоцкого ожидал подкрепления, вышел венгр-парламентер. Как оказалось, что около семи сотен венгерских военных хотят сдаться в плен. Венгры заявили, что фашисты требуют отступать вместе с ними, а они не хотят воевать за пределами своей страны. Немцы отдали приказ: всех, кто остается, — расстреливать и вешать. Венгерские солдаты забрали свои семьи, оторвались от немцев и готовы теперь сражаться вместе с русскими.

Подкрепление к Заблоцкому прийти не успело — фашисты успели прорваться. Лейтенант принял решение организовать круговую оборону и принимать бой — в итоге 26 его бойцов вместе с венграми встали плечом к плечу против фашистов. В результате смелых и решительных действий советских солдат и их новых «союзников» около девяти сотен немцев были взяты в плен.

За военные заслуги лейтенант Заблоцкий был удостоен множества наград, включая ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медали «За оборону Ленинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией». Фото из архивного фонда ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».

Победу Михаил встретил в Праге, но 9 мая 1945 года вой¬на для него не завершилась — там, где в тот момент находился его полк, фашисты еще продолжали отчаянное сопротивление. Военное руководство дорожило ценными кадрами и не хотело отпускать талантливого офицера на гражданку. Но Заблоцкий уже мысленно строил планы по возобновлению научной работы по восстановлению популяции зубров в Союзе.

Несмотря на завершение войны, командование не спешило отпустить грамотного офицера на гражданку. Заблоцкий, мечтавший вернуться к делу своей жизни — восстановлению популяции зубров, воспользовался памятью о встрече с маршалом Вороновым и отправил ему письмо. Военачальник, действительно, не забыл о своих словах — он сразу же отдал приказ о демобилизации лейтенанта. Более того, он оказал ему протекцию для назначения на должность старшего научного сотрудника Главного управления по заповедникам, поручив работу по восстановлению популяции зубров в стране.

После окончания войны новые границы поделили Польшу и СССР. Оставшиеся в живых 17 зубров Беловежской пущи перешли под контроль Польши. Однако по итогам непростых и длительных переговоров пятерых зубров удалось вернуть в СССР, и именно они стали основой будущего питомника. Но история двух мировых войн показала, что центр Европы — место, опасное для редких животных. Кроме того, идеальная локация должна была отвечать трем основным критериям: наличие широколиственного леса, переходящего в дубраву, богатое разнотравье и удобный доступ к территории питомника. Фото из архивного фонда ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».

Таким местом стал Приокско-Террасный участок Московского государственного заповедника, созданного в 1945 году. Именно там Михаил Александрович начал работу над проектом Центрального зубрового питомника.

Первый зубр, Пуслав, приехал в Приокско-Террасный заповедник в 1948 году, в Михайлов день и день рождения самого Михаила Заблоцкого. Вместе с Пуславом прибыли еще трое зубров: один самец и две самки.

Так началась история зубрового питомника, ставшего впоследствии центром восстановления зубровой популяции в России. Спустя всего три года был начат вывоз зубров с целью расселения. За годы работы питомник вырастил свыше 600 особей, около 70% из которых отправлены в разные регионы России и зарубежные страны. Сегодня питомником успешно пройден первый этап программы сохранения зубра: вид спасен от угрозы исчезновения.

Научную работу по восстановлению популяции зубров вместе с талантливым ученым вели его супруга Лидия Васильевна и дочь Мария Михайловна, которая с рождения была знакома с этими величественными животными. После окончания биофака МГУ Мария Михайловна, как и родители, продолжила трудиться в заповеднике вплоть до самой смерти, внеся огромный вклад в развитие науки. Фото из архивного фонда ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник».

Михаил Заблоцкий, автор более ста научных работ, первым среди советских ученых получил международную экологическую премию ООН Global 500, которая вручается частным лицам и организациям, добившимся значительных успехов в деле изучения и защиты окружающей среды.
Знаменитый зоолог Михаил Заблоцкий ушел из жизни в 1996 году. Ученый погребен на территории Приокско-Террасного заповедника, ныне носящего его имя, неподалеку от зубрового питомника — места, ставшего делом всей его жизни.

Следите за яркими событиями Серпухова у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах