«Молчать стало просто нельзя»
— Натали, расскажите, как появился Ваш сборник?
— Эта книга — мои переживания, кусочек моей души. Работая в сфере культуры, я напрямую сталкиваюсь с мероприятиями, посвященными специальной военной операции, в том числе и траурными — церемониями прощания с молодыми бойцами. Это очень тяжело.
И каждое слово в сборнике — это отклик на то, что происходит вокруг и как оно отражается в моей душе. Мы, поэты, люди чувствительные, все пропускаем через себя. Я не писала о войне очень долго — писать о ней тяжело. Но настал тот момент, когда молчать стало просто невозможно.
Для меня было важно издать сборник именно в год 80‑летия Великой Победы, в Год защитника Отечества. И неслучайно я выбрала название «Победа — за нами». Я убрала слово «будет» из известной фразы «Победа будет за нами». Я считаю, что победа — это наш долг. В стихах я описала, что наши прадеды завещали нам Великую Победу, и теперь наш долг — ее отстоять. Вариантов других у нас просто нет.
Я надеюсь, что книга найдет своих читателей, среди которых будут и участники специальной военной операции, и их родственники, и простые люди, наши земляки.
Мы должны объединиться, ведь наш единый дух и наш патриотизм способны горы свернуть. И помочь может каждый. Даже малейшая помощь пойдет в общую копилочку. Но в данном случае я могу помочь словом. Чистым, искренним словом поддержки.
Пятьсот книжек для бойцов
— Какой тираж сборника? Сколько книг из него отправится на передовую?
— 1000 экземпляров: 500 книжек мы издали в формате А6, как раз для отправки в зону специальной военной операции. Они мало весят, и их удобно положить в карман. 300 экземпляров издали в мягком переплете формата А5. Текст абсолютно идентичный, отличается только шрифт. И 200 экземпляров формата А5 в твердом переплете — они предназначены в основном для творческих союзов, организаций культуры, библиотек.
— На первой странице я увидела письмо, которое Вы написали от руки и отсканировали. Это очень трогательно. Как родилась такая идея?
— Да, я решила уйти от простого набора текста на компьютере. Мне показалось, так более искренне. Это действительно мой почерк. Получилось необычное обращение к читателю.
— Кто-нибудь помогал Вам в издании сборника?
— Материально мне не помогал никто. Это мой личный вклад. Когда появились некоторые накопления, я поняла, что у меня есть возможность вложить их в издание сборника. Кто-то скажет: «А почему бы просто не отдать эти средства в помощь бойцам?». Но я верю, что в нашей стране есть предприниматели, которые помогают финансово. Я же могу помочь словом. Поэтому родилась эта книга. Морально меня поддерживала Юлия Воеводина, моя коллега по творческому цеху. Она же выступила корректором и первым читателем. Мы сделали эту книжечку без лишнего шума. Даже на работе я взяла несколько отгулов специально для верстки, потому что поняла: завершить работу над макетом в срок физически не получалось, не хватало времени.
От «Серпейки» до «Клио»
— Сколько лет Вы уже пишете стихи?
— Я пишу с 2005 года. Первые два года это, наверное, было скорее баловство, юношеские стихи. Молодые люди часто пишут о влюбленности, о первых чувствах. Они еще не знают, что такое поэзия. Потом моя учительница по русскому языку и литературе посоветовала изучить теорию. И в Центральной городской библиотеке им. А. П. Чехова я нашла прекрасную книгу «Поэтический словарь Квятковского». Именно с него началось мое знакомство с теорией стихосложения. Это на самом деле очень интересно. Потом я пришла в ЛИТО «Серпейка» к Раисе Алексеевне Кудрявцевой. Она, можно сказать, открыла мне двери в мир литературы. Я также посещала еще несколько объединений. Сейчас я член Московской областной организации Союза писателей России.
— А как Вам пришла идея основать собственное литературное объединение?
— Это было в 2010 году, у меня тогда уже накопилось достаточно знаний о стихосложении. У нас в Серпухове действовало ЛИТО «Серпейка». Как мы знаем, большинство его членов — поэты старшего поколения, уже опытные, даже известные. Мне самой было страшно туда прийти. И я понимала, что в городе есть творческая молодежь, но ей негде объединиться.
Тогда еще соцсети не были так развиты, молодежь просто была потеряна. Я сама стучалась во все двери: «Здравствуйте, вот я, я пишу стихи, возьмите меня к себе». Но не каждый может так прийти с улицы и постучаться. При наборе первого состава ЛИТО «Клио» мы вместе с Марией Яковлевой-Алексеевой ходили по учебным заведениям, в основном по колледжам и институтам, и приглашали на первое собрание. Так мы набрали первый состав.
Составов объединения сменилось несколько. Молодежь — это тот контингент, который неустойчив. Люди выросли, уехали учиться в Москву, в другие города. Кто-то просто перерос это увлечение. В юношестве многие пишут, а потом… Например, у меня есть случай: девушка вышла замуж, родила и больше не пишет. Теперь у нее другие, бытовые вопросы.
— Ваши собрания тоже проходят в библиотеке?
— Сейчас ЛИТО «Клио» как таковое офлайн не собирается, мы общаемся онлайн. Встречи проходят в городской библиотеке в рамках поэтических сред. В третью среду каждого месяца в 18:00 или 18:30 (по согласованию) мы собираемся в городской библиотеке имени А. П. Чехова.
На данный момент проект ведет Юлия Воеводина. Я просто не имею возможности из-за переезда в другой город и занятости на работе постоянно приезжать на собрания.
Жизнь на два города
— А где Вы сейчас работаете?
— Сейчас я работаю в Тарусе. Мне предложили должность, к которой я долго шла, возможно, даже подсознательно всю жизнь. Я работаю директором Централизованной библиотечной системы Тарусского района Калужской области. У меня в подчинении 12 библиотек, из них две городские и 10 сельских. Когда мне предложили эту должность, я в прямом смысле слова бросила все. Я уволилась с нескольких мест работы, передала «Клио» Юлии Воеводиной и уехала. В Серпухов приезжаю, потому что здесь живут мои родители, это мой родной город, и я не хочу с ним расставаться. Приходится жить на два города. Это очень сложно. А вести общественную деятельность в таком режиме просто невозможно.
— Если я не ошибаюсь, Вы еще работали в полиции, верно?
— Да, у меня 12 лет выслуги. Это еще одна страница моей биографии. Даже не знаю, что сказать. Это опыт. Я не жалею, что потратила эти годы. И даже не потратила, а приобрела. Приобрела большой жизненный опыт, который помог мне состояться как профессионалу.
В своей книге я писала, что весь путь, который мы проходим, нас формирует такими, какими мы есть сегодня. Поэзия складывается не только из образов, темы, умения слагать стихи, но и из жизненного опыта автора. И чем больше мы пройдем, тем больше внутреннего багажа у нас накопится. А чем такой багаж больше, тем больше мы можем отдать читателю.
Первое образование у меня — Московский университет МВД России. Сначала я обучалась в Тульском филиале, потом его расформировали, и я окончила университет в столице. После этого сразу вышла на службу. И еще находясь на службе в органах внутренних дел, я поступила в Российский государственный гуманитарный университет на факультет культурологии, по направлению подготовки «Культура России». Мне очень хотелось развиваться в этом направлении. На вопрос «Зачем?» я отвечала, что после пенсии пойду работать в музей. До пенсии в итоге я не доработала, не выслужила необходимый срок, ушла из органов внутренних дел по состоянию здоровья.
После получения диплома по культурологии я устроилась в наш Серпуховский историко-художественный музей, который безумно люблю и по которому очень скучаю. Дальше все шло своим чередом. Сначала я трудилась в музее администратором, заведующим сектором работы с посетителями, а потом осталась на совместительстве экскурсоводом — для души.
Год работала в Центре досуга поселка дома отдыха «Авангард» художественным руководителем и еще около полугода совмещала должность заведующего. В связи с переездом в Тарусу я уволилась и из Авангарда, и из музея.
— Быть поэтом — это мечта детства?
— Это образ жизни. Не поэты не поймут. Строчки приходят ниоткуда и уходят в никуда. С самого детства у меня случайно слагались слова в рифму даже просто в быту. И я про себя думала, что что-то со мной не так. И мысленно ловила себя на том, что надо перестроить слова, чтобы они не звучали в рифму. Я даже стеснялась этого. В начальной школе написала одно стихотворение про березку белую на бугорке. Текст уже не помню, он не сохранился. Но с тех пор творчество со мной всегда. Конечно, бывают и творческие кризисы, когда я не пишу по полгода, иногда даже больше.
Но сейчас, как я говорю, я поэт более приземленный. Вот, написала книжечку, отложила поэзию и занялась работой. Ведь работа никуда не девается, и никто ее не сделает за меня. Иногда приходится откладывать свои поэтические желания и потребности в дальний угол из-за простых насущных дел и проблем, но поэзия всегда со мной, внутри меня, без поэзии я не живу.