МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Серпухов

Серпухович Виталий Столпер — о гонках, падениях и пути к чемпионским титулам

Представьте ритм жизни, где почти каждые выходные — это не отдых, а новая точка на карте, новая трасса и новый старт. Более 50 гонок в год. Так живет наш земляк Виталий Столпер — мотогонщик с самым большим «накатом» в стране, чемпион России и Белоруссии, участник мировых первенств. Как ему удается выдерживать сумасшедший график? Как начался его путь в мотоспорте? Что он считает самым сложным в гонках и как восстанавливается после травм? Об этом и многом другом Виталий рассказал в эксклюзивном интервью «МК в Серпухове».

Фото из личного архива В.Столпера

По стопам отца и поиск своего пути

— Виталий, с чего вообще начался твой путь в мотоспорте? Как все пришло к тому, чем ты занимаешься сейчас?

— Все началось с отца. Он сам в молодости гонял, а когда пришло время, посадил на мотоцикл меня, а сам постепенно отошел от выступлений и полностью посвятил себя моим тренировкам. В пять лет у меня появился первый мотоцикл, в семь — первая победа. Но в подростковом возрасте интерес угас, а в 2015 году, когда не стало отца, я и вовсе забросил спорт, продал технику. Ушел в армию, подписал контракт…

После службы я пытался найти себя в гражданской жизни: два месяца отработал в ГАИ, понял — не мое, потом устроился в МЧС. И вот, имея график «сутки через трое», я снова задумался: а чем заняться в свободное время? И тут судьба свела меня с тренером по мотокроссу Дмитрием Сергеевичем Семенковым. Он предложил мне помогать ему по трассе и взамен тренироваться бесплатно. Я, конечно, согласился. Потом мы с мамой нашли денег, я купил старый мотоцикл KTM и автобус — и понеслось. Начал ездить на гонки, тренироваться и параллельно писать всем подряд в поисках спонсора или команды. Откликнулись из BSE Racing Team (российская гоночная команда китайского бренда мототехники BSE — прим.  «МК»). Ох, чего мне стоило тогда добраться до их офиса в Москву на первое собеседование! Это отдельная история. Но в итоге — я уже более четырех лет в команде BSE.

МК СПРАВКА

Виталий Столпер — трижды чемпион России по классическому эндуро в классе Open (2022, 2023 и 2025 год), обладатель Кубка России‑2025 по классическому эндуро (личный и командный зачеты), чемпион открытого чемпионата Республики Беларусь по мотокроссу в классе «Национал» (2025 г), многократный победитель и призер всероссийских гонок по мотокроссу и эндуро.

— Расскажи, как устроена жизнь в вашей команде. Какой у вас график и как происходит подготовка?

— График у нас довольно индивидуален. В составе нашей команды — райдеры со всей страны. У ребят, которые живут на юге, гонок поменьше, чем у меня. Тренируемся по возможности каждый сам, но каждую весну проходят обязательные командные сборы. Мы выезжаем на юг, нам нанимают тренеров, и мы несколько недель плотно работаем все вместе. Что касается меня, то мои основные тренировки — это сами гонки. У меня старты практически каждые выходные, и я стараюсь не пропускать ни одного. Такой вот непрерывный цикл: гонка, анализ, переезд, снова гонка. Фото из личного архива В.Столпера

Испытание на прочность

— В 2024 году ты совершил прорыв, взяв «серебряные ворота» на чемпионате мира Sea to Sky в Турции. Что было самым сложным в той гонке?

— Самое сложное — это было преодолеть себя. Мы ехали в невероятную жару. Когда я въехал в «бронзовые ворота», сил почти не оставалось, и в голове крутилась мысль: «Все, можно домой». Но следом приходило другое: «Стыдно. В тебя столько вложили надежд и средств, нужно идти до конца». Я рискнул продолжить — и все получилось, я взял «серебряные ворота». Для меня это был особый успех, ведь я стал первым гонщиком, кто финишировал в «серебре» на этапе чемпионата мира на мотоцикле BSE. Это доказало, что наша техника может конкурировать на самом высоком уровне.

— В этом сезоне ты покорял легендарную Red Bull Romaniacs. С каким самым неожиданным испытанием столкнулся там?

— Red Bull Romaniacs в Румынии — это просто жесть. Пять дней абсолютного ада в Карпатах. Сложность была во всем: и в самом уровне трасс, который не сравнить с российским, и в языковом барьере — кроме русского, я не знаю другого. Даже вне гонки путешествие стало непростым испытанием: у меня украли деньги и телефон со всем отснятым фото и видеоматериалом… В общем, стресса хватило. Но моя задача была четкой — финишировать. Я ее выполнил, и это уже большая победа.

— Ты успешно выступаешь и в мотокроссе, и в эндуро. Не мешает ли такая универсальность?

— Наоборот, помогает. В эндуро после мотокросса прийти можно, а вот наоборот — практически нет. Мотокросс дает ту самую взрывную динамику, скорость реакции и работу на пределе, которые очень полезны в эндуро. Это две стороны одной медали, и владение обоими дисциплинами делает спортсмена более разносторонним и сильным гонщиком. Фото из личного архива В.Столпера

«Забыть мотоцикл»

— Твой график — это больше 50 гонок в год. В чем секрет такой выносливости? Как удается восстанавливаться?

— Главное — не перегореть эмоционально. Я не позволяю мотоспорту поглотить себя целиком. После соревнований я на пару дней стараюсь вообще забыть о гонках. Провожу время со своей девушкой, с друзьями. Обожаю рыбалку — в зависимости от сезона мы выезжаем на природу. Планирую в этом году освоить зимнюю рыбалку, если повезет с погодой. Или просто катаюсь на дорожном мотоцикле по асфальту, без цели и секундомера. Нужно дать себе возможность соскучиться по драйву, тогда и возвращаешься на трассу с новыми силами. Фото из личного архива В.Столпера

— Бывают ли моменты, когда хочется все бросить?

— Конечно, бывают. И личные неурядицы случаются, и в командной работе не все всегда гладко. Но в такие минуты я просто вспоминаю, сколько уже пройдено, сколько вложено сил, времени, средств — и своих, и тех людей, которые в меня поверили. Эти мысли быстро уходят. Ты понимаешь, что это не просто увлечение — это часть тебя, с этим не покончить. Мотоциклы — это навсегда.

— Профессиональный спорт немыслим без травм. С какой самой серьезной пришлось столкнуться?

— Ломал, кажется, все что можно: ребра, ноги, пальцы, руки. Это часть мотоспорта, от которой никуда не деться. Но самый страшный случай произошел в этом году на гонке «100%» в Геленджике. Из-под колеса впереди едущего райдера вылетел камень, и он мне попал прямо в открытый глаз. Пробил зрачок, глаз полностью заплыл кровью. Вот тогда я по-настоящему испугался, особенно когда увидел реакцию врачей. К счастью, все вылечили. Я стал «умнее» — теперь никогда не снимаю защитные очки на трассе. Но страха особого нет, иначе нельзя — он парализует. Фото из личного архива В.Столпера

— Какие главные цели ставишь на следующий сезон?

— Главная задача — найти новых спонсоров и партнеров, чтобы проехать как можно больше гонок и добиться максимального результата. Увы, это недешевый спорт. Зарубежный старт — это минимум 500 тысяч руб­лей, статусные российские гонки — от 100 тысяч. Цель — вновь попасть на гонку в Турции и постараться приблизиться к «золотым воротам». И, конечно, продолжать развиваться вместе с нашим спортом. Уровень растет невероятно: то, что было «золотом» в 2020‑м, сейчас — «бронза». Появляются новые таланты, треки становятся сложнее, зрелищнее, начинают проводить онлайн-­трансляции. Я рад быть частью этого движения и хочу, чтобы серпуховские болельщики гордились своими спортсменами.

Следите за яркими событиями Серпухова у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах