Конец модернизации здравоохранения в Серпухове

Изменения в медицине напоминают ее похороны

06.02.2013 в 14:03, просмотров: 11849

Конституция РФ. Ст. 41. п. 1. -"Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений"

 Конец модернизации здравоохранения в Серпухове

Отгремели фанфары по поводу модернизации здравоохранения в Серпухове. Все, кто считал себя причастным к этому великому событию, закончили свою PR-кампанию на страницах местных газет и на ТВ. Лишь на местных интернет-форумах еще заметны всполохи славной битвы за модернизацию. Колоссальные средства в город заведены и благополучно… освоены. С завершением модернизации здравоохранения в Серпухове все понятно. Осталось найти само здравоохранение.

Модернизированные похороны медицины

  Но сначала стоит определиться с самим понятием модернизации. Что это такое? В свое время новое правительство большевиков модернизировало всю Российскую империю, а вместе с этим и отрасль здравоохранения. Говоря проще, большевики это самое здравоохранение и создали на благо трудящихся. В 1991 году новая модернизация заключалась в переходе к бюджетно-страховой медицине. Нам посчастливилось стать свидетелями еще одной волны модернизации. И весьма удачно сложилось для нас — серпуховичей, что «самая свежая» программа модернизации здравоохранения реализовалась прямо у нас под носом — в Серпухове.

  Итак, с терминологией разобрались. Говоря от обратного, модернизация здравоохранения, это не новые стеклопакеты в окнах больниц, не новый дешевый пластик в коридорах и регистратурах городских поликлиник, это даже не чудо из чудес — томограф. Это, прежде всего, новые методы, подходы, новые возможности бюджетирования и финансирования всей отрасли. Это новые взаимоотношения между медиками и пациентами, и что еще более актуально, между теми, кто непосредственно врачует и теми, кто ими управляет.

  Однако, даже пристально не приглядываясь к тому, что происходит в Серпухове, по многим параметрам становится совершенно очевидно, что гражданские права на достойную медицинскую помощь, дарованные Конституцией РФ, никто не собирается по большому счету отстаивать, а пытаются мирно похоронить. Почему похоронить? Потому что на всех уровнях управления медициной царит соглашательство и предательство интересов больных и интересов медицинских работников. И еще потому, что на этом поприще подвизались одни временщики. Из тех, кто по-настоящему упирается, кажется, остались единицы. Итак, немного фактов.

Серпуховская легенда о льготных лекарствах

  Возьмем «любимую» проблему с обеспечением больных бесплатными и льготными медикаментами и изделиями медицинского назначения. Касается это практически всего перечня заболеваний, входящих в реестр. Вместо того чтобы наладить поставки, должный контроль и отпуск лекарств по рецептам, больных загоняли по аптекам и кабинетам для выписки рецептурных бланков. В результате пациенту приходится выбирать оплату лекарства: полностью или с 50% скидкой в зависимости от льготы. При опросе мы не встретили ни одного больного, который хотя бы раз не оплачивал из своего кармана положенные по льготе препараты.

  Так что же это за льготы, отпуск которых не обеспечен и не организован, и получить их регулярно невозможно? Отчеты пишутся, деньги потрачены, а лекарств нет. По результатам проверки МОФОМС (Московский Областной Фонд Обязательного Медицинского Страхования — прим. ред.) деньги выделяются и расходуются почти полностью. Местные чинуши тут же валят все на федералов. Но как же они отчитываются за обеспечение и организацию отпуска? А никак. И даже не предпринимают усилий по наведению порядка в этом вопросе.

  Начальник Управления здравоохранения города Огнева Е.Ю. за организацию этих услуг ни разу не отчиталась перед Советом депутатов. А глава города Павел Залесов смотрит на это спокойно. Странно! Должность мэра обязывает его как-то реагировать.

  Ведомственный и вневедомственный контроль обеспечения льготными и бесплатными лекарствами фактически официально должны осуществлять, по меньшей мере, пять видов организаций (страховые медицинские организации, медицинские организации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, органы социального страхования, профессиональные медицинские организации, общества защиты прав потребителей) и не менее (!) восьми органов надзора. Поразительно, как при таком контроле и надзоре до сих пор не удается наладить обеспечение? На этот вопрос можно дать только один ответ — муниципальные органы управления здравоохранением не справляются со своей работой.

Черная дыра

  При этом горе — управленцы полностью «сдали» интересы медперсонала. Медики постоянно жалуются на то, что их завалили отчетностью, увеличивают нагрузку без всяких оснований, а штаты упорно сокращают, а где уже давно назрела необходимость в их расширении, даже и не чешутся. Уровню бюрократизма и формализма может позавидовать даже советский застой! Планирующих, обсчитывающих, учитывающих, контролирующих, надзирающих — все больше, а медиков, реально «стоящих у станка» — все меньше.

  Сотрудники лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) жалуются, что страховые компании (СК) не вылезают из ЛПУ с проверками, выставляя драконовские штрафные санкции за формальные нарушения в документации. Что они могут предложить в отношении качества, если они — чиновники и в этом ничего не соображают, кроме того, как бездарно потратить деньги налогоплательщиков? А как главные врачи будут возражать, если многие из них сами в системе? От кого же тогда медицинская верхушка во главе с Огневой будут получать надбавки к зарплате? Только со средств ОМС от СК и из бюджета. Платные услуги они не развивали и не развивают, зато проценты с них получают исправно. Уменьшая и без того ущербное финансирование, они и не думают улучшать, организовывать, автоматизировать труд медиков. Медики обижаются и говорят, что модернизационные выплаты медперсоналу ЛПУ давно пора проверить прокуратуре. Как они выплачиваются и по какому принципу? Все это покрыто завесой тайны…

  И нет этому конца. Красивая складывается ситуация: труд врачей у врачебных чиновников не в почете. Выгодно — тратить деньги на крупные закупки и делить между собой откаты. С зарплаты медицинского персонала откаты не получишь. Ладно бы еще, тратились средства на крупные закупки разумно и рационально. Ажиотаж вокруг выделенных денег начинается еще на этапе, когда они не пришли к распорядителю. Сколько было заявлений и деклараций о том, что для хирургической больницы им.Семашко закуплен компьютерный томограф и по завершении ремонта он начнет работать! Работники больницы говорят: ремонт — закончен, недоделок — куча, а кабинет для аппаратуры — не подготовлен. Зато мэр Залесов отчитался в освоении средств, выделенных на модернизацию. В прессе была обнародована сумма порядка 360 млн руб.

Как Кузнецов Залесову лавры подарил

  В обширной рекламной кампании по поводу модернизации серпуховского здравоохранения городской глава Павел Залесов приписал заслуги только себе и своему «Большому Медицинскому Начальнику». Вообще, в головы серпуховичей упорно насаждается миф о том, что «выбивание» денег на капитальный ремонт в рамках модернизации, это заслуга Залесова и Огневой. Миф он и есть миф. А что тогда реальность?

  Во-первых, деньги выделены в рамках федеральной программ и дошли бы до Серпухова, будь на месте Залесова с Огневой хоть Петров с Ивановым.

  Во-вторых, программа осуществлялась в рамках софинансирования с муниципалитетом и субъектом МО, и председатель городского Совета Кузнецов О.В. провел активную работу, чтобы Совет поддержал это софинансирование. В тот момент городу срочно требовалось «где-то найти» ни много, ни мало, а 50 млн руб.! И средства эти нашел не Залесов, и даже не Огнева. Депутаты утвердили эту сумму из средств, запланированных на исполнение наказов своих избирателей. Если бы не депутаты, если бы не активность председателя Совета Олега Кузнецова, то город просто «пролетел бы» мимо программы, стоимость которой определена полумиллиардным бюджетом.

   В-третьих, самый главный во всей нашей теме вопрос: а что кардинально изменилось в качестве медицинской услуги после состоявшегося освоения средств модернизации?

  Серпуховичи видят все те же нефункциональные старые здания, тесные палаты, отсутствие хорошего оборудования и еще многое из того, чего увидеть после истинной модернизации просто невозможно. То, что установлено — не самое современное, высокие технологии на нем не осуществить, а об организации помощи лучше вообще не упоминать. Попробуйте в срочном порядке в Дежурное время добиться дополнительного обследования, кроме осмотра дежурного врача. А именно: УЗИ, рентген, эндоскопическое обследование, консультация нужного специалиста, перевод на лечение в другие больницы Москвы и Московской области. Да проще умереть с телефонной трубкой в руке!

  Многие специалисты открыто заявляют, что огромные деньги, потраченные на модернизацию, выброшены впустую. Давно назрела необходимость капстроительства в серпуховской медицине. Если бы чиновники, приписывающие такую трату денег в заслугу себе, сделали что-то подобное, вот это можно было бы считать их заслугой. А так, извините, все это блеф и надувание щек. И это не постороннее предвзятое мнение, это чистая практика.

Задача по арифметике ―прокуратуре

  Есть и другие факты. Например, сами ремонты медицинских зданий. Все, кто хоть раз что-то ремонтировал в своих квартирах, в состоянии отличить халтуру, от хорошей работы. Чтобы не быть голословными, предложим читателю простую арифметику. Может быть, этой арифметикой займутся и соответствующие компетентные органы.

  Во сколько обошелся 1 кв. м. капитального ремонта в медицинских учреждениях? Сразу оговоримся, что не смогли добыть полную информацию о проценте износа зданий, их балансовой стоимости, последней переоценке сооружений, в которых он проводился. Управление во главе с начальницей нигде об этом официально не отчитывается и информации не дает. Цена работы подрядчика — скрывается. Но по опыту известно, что выиграть хоть фиктивный, хоть не фиктивный конкурс на строительный подряд можно при цене в 17-18 тыс. руб. за 1 кв. м. В первую очередь хотелось бы узнать, к какой категории относятся здания, в которых проводились ремонты? Категория объекта обязывает проводить работы на должном уровне и соответствующего качества. Это при ремонте своей квартиры мы можем выбирать между качеством и ценой, но только не на объекте здравоохранения.

  Из официальных документов правительства МО, опубликованных на сайте, известно, что средняя стоимость капремонта 1 кв. м. жилого фонда в т.ч. с элементами реконструкции составляет чуть больше 19 тыс. руб. Серпуховичам крупно повезло, если тот ремонт, который провели наши медицинские суперорганизаторы, составит всего 3 тыс. руб. за 1 кв. м. Реальная стоимость выполненных работ может оказаться еще ниже. По самым прикидочным оценкам, стоимость завышена в 5-6 раз.

Практическое пособие от матерых модернизаторов

  Люди видят все своими глазами, вот только нет у них никаких прав прекратить этот беспредел. Работы на медицинских объектах велись с нарушениями санитарных норм, но противостоять этому было невозможно. Медперсонал просто игнорировали как чиновники, так и строители. Удивительное единодушие, к чему бы это? Санэпиднадзор даже пальцем не пошевелил. Лечение больных в т.ч. и операции, и роды принимались в грязи и пыли. Зато санитарная служба любит насылать свой десант и брать смывы со стен там, где чисто, и выявлять нарушения, чтобы чаще применять штрафы к больницам и, особенно, к объектам торговли. Понятно, что надо как-то улучшать свое благосостояние.

  На всех уровнях от поликлиник до управления — бюрократическая волокита. С кем из медицинских начальников ни поговоришь, все прекрасно все понимают, но воз и ныне там. Просто заговор какой-то. Может все-таки причина не во всех, а в особо одаренных vip— и медперсонах? А их интересы в большинстве своем далеки от интересов больных и чаще попросту корыстны и циничны.

  Еще пример? Пожалуйста. Сколько можно обещать, что отныне пациент может выбрать себе врача? Попробуйте в Серпухове выбрать себе врача по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). Вся система управления услугой выстроена так, чтобы простой человек, внезапно заболев, не попал к тому врачу, к которому захочет. Система обязательно заставит его платить, причем, хорошо, если официально платить.

  Можно привести другой пример с родовыми сертификатами. Всем понятно, что данный вид и схему финансирования родовспоможения законодательно закрепили для адресности услуги и стимулирования труда персонала. Но на местном уровне опять нет никакой прозрачности в этом вопросе, и чиновников все устраивает. Женщинам навязывают неофициальные «платные услуги» в обход закона. Сертификат — давай сюда! Но, чтобы тобой занимались, вынуждают платить врачам.

Та же ситуация в стоматологии. По оценкам экспертов теневой оборот денег в стоматологической поликлинике на Ногинке сопоставим с бюджетом ОМС по этой услуге. Не от того ли Екатерина Огнева так пристрастно опекает главврача этого учреждения Максима Бунина? С помпой объявлен в поликлинике детский прием, который, по словам специалистов, оказался очень низкого качества. И это при наличии дорогого оборудования — надо ведь ухитриться так халтурить!

«Семаня» ― это наше все!

  Больница им. Семашко вообще погрязла в скандалах и даже в уголовных делах. Прозрачности в оплате услуг там так и не добились. Даже, невзирая на то, что уже почти год, как главврач Александр Медведев находится под следствием за хищения в особо крупных размерах. А после ремонта закрыли платные палаты с улучшенной комфортностью. Больные не могут теперь получить эти услуги, а больница — дополнительный доход.

  Почему все делается в лучших традициях доморощенного хамства? Почему вместо того, чтобы выгнать жуликов, навести порядок в прозрачности платных услуг, — ведь не один, наверное, Медведев занимался там тем, за что под уголовное дело угодил, — уничтожили хорошее начинание? Однако вопросы эти отнюдь не риторические. Тактика жуликов закономерна и логична. Вы не дали нам делать наши темные дела, мы не дадим делать вам светлые. Устроим такой бардак, что вы пожалеете, что влезли в это дело!

  Беда в том, что те, кому доверена вся врачующая отрасль, не в состоянии честно посмотреть в глаза тем, ради кого они должны работать. С врачами-коллегами ведут эти люди себя нагло, вызывающе, беспринципно, как временщики, набивая карманы через черные схемы и серые услуги. Дошло до того, что в больнице им.Семашко при главвраче Медведеве в хирургии была организована «черная касса», куда требовалось вносить суммы от поборов с больных. До какой же моральной деградации нужно дойти, чтобы организовать поборы с пациентов! И это, при официально разрешенных платных услугах.

Медики, депутаты и… Пустота

  Из разговора с медиками об организации медицинского обеспечения в Серпухове явствует, что просто невозможно больше с этим мириться и об этом молчать. Не нужен глубокий анализ, чтобы увидеть в сегодняшней городской медицине вопиющую степень неорганизации! Неравнодушных людей, готовых говорить об этом открыто, сегодня достаточно. Эти разговоры слышны в коллективах, но носят эмоциональный и даже нервный характер, не позволяющий трезво оценить обстановку. Медики не могут выступить по официальным информационным каналам. Их просто никто не допустит до эфира. А как же местная пресса и ТВ? Нет, что-то не так в нашей официальной городской власти. С этим пора разобраться. Но как, если все вопросы — в пустоту?

  На заседании городского Совета депутаты пытались выяснить вопрос по организации официальных платных услуг. Но начальник Управления здравоохранения Огнева заявила, что она не будет отвечать на эти вопросы. Народные избранники были шокированы ответом чиновницы. Можно подумать, что ей задали какой-то интимный вопрос! Как показала медицинская практика, проще спросить у «куклы моргальной».

   По всей стране люди публично обсуждают проблемы медицины, а в нашем городе завеса молчания с «траурным караулом в интернете». Городские власти и сам мэр ограждают от «неудобных» вопросов начальника Управления здравоохранения Огневу. У нас в стране даже премьер-министр и президент отчитываются перед народом, но только не Екатерина Юрьевна.

  Тут как раз впору задать вопрос: что изменили столь огромные для Серпухова средства в качестве медицинских услуг, в отношении к пациентам, в организации экстренной и плановой помощи? Ничего не изменили, и об этом мы высказались определенно. Факты можно еще приводить и приводить. Можно вообще медицинскую газету издать, и в ней всегда найдется место «свежему безобразию».

Выход там же, где и вход

  Но, что-то ведь можно сделать, кроме как бюджетные миллионы непонятно во что вбухивать и PR-кампании по таким случаям проводить? Ответ на самом деле лежит на поверхности. Необходимо как раз и проводить модернизацию. Не то, что ОНИ нам хотят навязать под этим словом, а именно МОДЕРНИЗАЦИЮ.

   Медицина должна строиться «снизу» и основываться на нуждах граждан. Обеспечить экстренную помощь пациентам, уход за ними и уход за нуждающимися в социальных услугах. Разделить финансирование этих задач. Повысить эффективность управления здравоохранением, создав стройную, не дублирующую, профессиональную структуру, распоряжающуюся своими деньгами. Повысить ответственность каждого руководителя и его подразделения за возложенные обязанности.

  Медицина и ее финансовая система нуждается в освобождении от неэффективных посредников, а лечебные подразделения, их бюджеты и ее руководители в получении большей самостоятельности. Они должны напрямую, через медицинскую биржу обеспечивать свою услугу. При этом качество контроля надзорных служб за финансово-хозяйственной деятельностью юридических лиц и их ответственность необходимо повысить. Контроль качества медицинской услуги не должен проводиться формально, а быть независимым, и обеспечиваться профессиональными ассоциациями специалистов на возмездной основе.

  Финансирование подготовки кадров должно занять ключевое место. Достойная зарплата всем, кто преподает и разрабатывает, и тем, кто реализует и внедряет. Неэффективно расходуемые деньги давно могли бы обеспечить доступную и мобильную информационно-аналитическую службу, электронную базу данных по характеру, объему и профилю сопоставимой с МЧС РФ.

  Важно перестроить работу поликлинической службы и добиваться реализации на практике выбора пациентом врача и ЛПУ без очередей. Пациент имеет право лечиться там и у того, кто более качественно и эффективно окажет ему помощь. И он не обязан проводить дополнительные оплаты своего лечения из личных средств, при наличии у него медицинского полиса. А если ему предлагается платная услуга, то она должна быть прозрачной, а ответственность за нарушения — жесткой.

Вот, когда хоть что-то из вышеперечисленного будет заметно в Серпухове, тогда можно говорить о начале модернизации. А сегодня мы видим только ее конец — конец модернизации здравоохранения в Серпухове.

Юлия Морозова