Мне одновременно очень хотелось и не хотелось возвращаться домой. Дома ждала семья и любимая работа, дома ждали чиновничье равнодушие и правовой беспредел. Вспомнилась такая ситуация в Германии: «Посмотри, мы едем по российской дороге», шутит моя родственница-немка. На аккуратненькой дороге стоят небольшие заплаты: оказывается подрядчик не уложился в сроки по выполнению заказа, и пока между мэрией и фирмой идут тяжбы, жители маленького городка охают и ахают, что вынуждены терпеть 300 метров (по их меркам) ужасной дороги. Я же, смотря на эти аккуратные квадраты и прямоугольники битума и думаю: Боже, а ведь Россия ничем не отличается от Египта — страны третьего мира.
Кто виноват и что делать? Наверное у каждого на эти извечные, отдающие банальщиной вопросы, есть свои ответы. Мой одиннадцатилетний сын, слушая в Германии постоянно новости о санкциях и падении рубля, все время твердил: «Ох, уж эти олигархи и мэры, почему они хотят убить нашу страну»? Я же ему говорю, говорю, говорю: народ достоин своего правителя. И если нами управляют неопрятные мэры, нами манипулируют прожженные олигархи — наша собственная вина. За классическим примером жанра политтехнологий далеко ходить не надо: банка тушенки не только стала символом осознания многих серпуховичей, но и втоптала окончательно наш город в нищету и деградацию.
Так, кто виноват — вроде бы определись. Но что же тогда делать? Конечно, глупо сравнивать Германию с Россией, это все равно, что сравнивать узбечку с норвежкой — принципиально разная ментальность, воспитание и мироощущение. Однако одна случайно услышанная забавная деталь наводит на определенные мысли. Оказывается, в большинстве маленьких городков (наподобие Протвино, Пущино, и Серпухова, наконец) бургомистрам, то есть тамошним мэрам, не платят зарплату. На один населенный пункт выделяется что-то около двух тысяч евро, при этом деньги предназначены исключительно на бензин и оплату телефона. И, тем не менее, на выборах наблюдается жесткая конкуренция. Дело в том, что управление городом — большая честь, и многие немецкие чиновники попросту хотят оставить после себя добрую память в виде длинного списка добрых дел.
Впрочем, любой руководитель муниципального образования скажет, что его зарплаты как раз и хватает только что на бензин и оплату телефонных звонков. В подтверждение своих слов даже продемонстрирует декларацию о доходах, поплачется на радиоэфире, что весь свой бизнес отдал в управление чужим людям, т.к. закон о муниципальной службе не позволяет ему совмещать несовместимое, а ведь так хочется ему — коренному жителю города S, сделать что-то доброе для города. И все бы может хорошо… думая обо всем этом в одном маленьком немецком трактирчике, я невольно посмотрела на огроменные пивные кружки и поняла, что впереди — октоберфест, и соответственно не жить нам какое-то время без главы-батюшки. А может быть так все и должно? Мы же — страна третьего мира.