IX век близ парка Дракино

И была битва не на смерть, а чтобы себя показать

 В минувшие выходные, 23 и 24 августа, поле близ парка Дракино превратилось в своеобразную машину времени. Оно перенесло всех зрителей в IX век, в эпоху наших предков, показав битвы, игры, танцы. За фестивалем исторических клубов «Воиново поле» наблюдал корреспондент «Московского комсомольца» в Серпухове».

 

И была битва не на смерть, а чтобы себя показать

 Развлечения IX века в XXI

Колокольный звон открыл фестиваль. И это не случайно: в древней Руси колокол всегда призывал на значимые события, потому не удивительно, что именно так организаторы решили открыть VIII фестиваль исторических клубов «Воиново поле».

— Мы сделали реконструкцию именно с IX века, чтобы каждый мог почувствовать себя в той эпохе, когда его предки были счастливы и радовались жизни, — поясняет директор исторических клубов Елена Сергеева. — Нужно научиться радоваться тому, что вокруг нас. Нужно понимать и чувствовать историю и, конечно, учиться на опыте наших предков.

Прочувствовать историю мог каждый: уже в самом начале поля раскинулась ярмарка, где можно было приобрести и меч, и щит, и деревянные ложки, и крынки, и национальные костюмы. На фестивале развлекали зрителей множество исторических клубов. Один из таких — объединение «Играй город». Участники устроили кулачный поединок между мужчинами. Начали, правда, с обычных соревнований, но вот закончили, что ни на есть эпической драмой — стеношным боем.

... Две команды, «Русичи-ВДВ-шники» и «Мечта женщин», стоят друг напротив друга, нервы на пределе. Задача каждой вытолкнуть соперника за межу, но сделать это не просто толкаясь, а с помощью кулаков, при этом сохраняя «стенку». Если вдруг кто-то из участников вышел из стенки, то он должен обойти сзади и встать в «строй». Все пробные бои команда «Русичи-ВДВ-шники» лидировала, но в конечном итоге победила «Мечта женщин» — да и не удивительно: мечта и женщина — понятия символичные.

Да, если кто-то хоть на мгновение подумал, что это все «показуха», то сильно ошибется. Молодые люди покидали стену с травмами. А вот от «Змея Горыныча», сделанного из людей, у всех зрителей болели животы от смеха. Змей Горыныч — это два молодых человека, которые держатся по бокам третьего, самого крупного участника. Задача у «змея» — повалить другого трехглавого. Помимо Горынычей, в Дракино разгуливали кентавры. Вид другой, но сущность, то есть суть забав — прежняя. Оказывается, наши предки могли так развлекаться более двух часов.

Ну и куда же без танцев? Тут уже подключились и девушки. Исторический клуб «Туда-Сюда», основанный в 2009 году и занимающийся воссозданием традиционных танцев, показал мастер-класс по «Семёновне», «Краковяку с лошарой». Тот, кто не постеснялся и вышел плясать, может с гордостью говорить, что научился тому или иному народному танцу. Кстати, именно «Краковяк с лошарой» вызвал большинство вопросов. Как его танцевать? Оказалось все просто и забавно. Выбирается нечетное количество, человек без пары встает в кругу. Ведущий показывает движения парам, а одиночка стоит. А дальше все, как в знаменитой игре со стульями: когда музыка останавливается, необходимо быстро найти себе пару (только не соседа). Кто оказался без пары, тот встает в середину круга, и его поздравляют словами: «Раз, два, три, лошара ты».

Реконструкция битвы и этнические группы

Конечно больше всего народу собрала реконструкция исторической битвы. Воины в доспехах, вооруженные до зубов мечами, стрелами, копьями, не могли не удивлять. И вот первая схватка. «К бою!», — раздается команда. Именно так много веков назад настраивали лидеры-воеводы своих бойцов. Маршем одно войско надвигается на другое, слышны первые удары меча о железные доспехи. А вот и первая жертва пала. Среди зрителей доносится: «Серёг, помнишь, это как в детстве, когда войнушку играли. Главное — не убить, а доказать, что убил». На реконструкции было почти также. В воина с копьем попала стрела, лучник жестами показывает, что он убил. «Нет», — в ответ сопротивляется человек с копьем, показывая на руку: она, якобы, только повреждена, значит снова в бой.

Конечно, битвы такого масштаба впечатляют. Мысли сами собой переносятся на страницы памятника русской литературы «Слово о полку Игореве». Помните мораль древней мудрости: «Мы победим только объединившись». На этом фестивале не было деления на отдельные группы, феодальной раздробленности. Все мы — славяне, и история у нас одна. Кстати, именно о единой истории пели и этнические группы. Группу «Очелье Сороки» увлекают былины, сказания, древние напевы и старинные лады. Музыканты играют на древнеэтнических инструментах: бузуки, йоухикко, псалтирь, калюка, джембе, флейта, окарина, варган, жалейка, колёсная лира, венгерская цитра, хакаский бубен. Их музыка завораживает, под такое хорошо расслабиться и думать о бытии и, конечно, об истории. А вот ребята другого коллектива, «Калевала», которые приехали из столицы нашей родины, пишут свою музыку под влиянием финского фольклора (карелофинский поэтический эпос Калевала). Музыканты тонко сочетают скандинавские мотивы и славянские тексты. В итоге услышанное — впечатляет. Уже после второй песни на импровизированном танцполе самопроизвольно образовался хоровод, да еще какой: «голова» хоровода-змеи сталкивалась со своим «хвостом». «Ой, да конь мой вороной», — слышно было не только на поле, но и в самом отдаленном уголке парка Дракино.

Иван, 23 года: «Вы знаете, я на фестиваль уже второй раз приезжаю из Москвы и с каждым годом мне нравится еще больше. Действительно, история с каждым годом забывается, а такие мероприятия помогают чтить традиции».

Анастасия, 38 лет: «Я на фестиваль приехала с детьми: одному пять лет, а второму три года. Дети радуются, а битва вообще их удивила. Да, мы впервые, но думаем, что в следующем году приедем». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру