Самый главный по музею

Есть такая профессия – за ценностями смотреть

 Еженедельник «МК» в Серпухове» совместно с Серпуховским историко-художественным музеем начинает новый проект (СИХМ) — «Сердцем искренне храня музей». Новый проект включает в себя и рассказ об уникальных экспонатах, хранящихся в СИХМе, и об исторических уголках нашего города, исследованиях, открытиях, а также публикацию материалов о тех людях, которые посвятили свою жизнь музейному делу. Цикл статей и очерков, знакомящих с музейными профессиями, мы хотим начать на первый взгляд с незаметной, но на самом деле с очень важной и ответственной должности.

Есть такая профессия – за ценностями смотреть
Основной состав коллектива смотрителей музея.

 Если театр, как известно, начинается с вешалки, то музей… со смотрителя. И спорить с этим, думаю, никто не будет. Мы говорим слово «музей» и в нашем сознании предстаёт ряд ассоциаций: живописные полотна в больших резных рамах, скульптуры из белоснежного мрамора, спрятанные с заботой под толстым стеклом витрины древние фолианты, инкрустированная мебель с табличкой «музейный экспонат» и… скромный, молчаливый, добрый и одновременно строгий смотритель.

Именно ему — музейному смотрителю, дано великое право встречать гостей. Гостей абсолютно разных по социальному положению, возрасту, и, что самое сложное, интересов: начиная от первых лиц города, области, и заканчивая шумными, порой скучающими школярами. «Смотритель — лицо музея», — говорят в СИХМе, и, наверное, именно потому особое внимание уделяют людям, занимающим эту должность. Должностная инструкция испещрена многочисленными пунктами, а документ о порядке охраны экспозиционных залов регламентирует каждое действие сотрудника. Словом, строгая и бдительная служба… на страже прекрасного.

Парсуны и портреты

Смотритель Надежда Епишина показывает Евангелие напристольное 1759 г.
«Начало осмотра» — крупный указатель, размещенный сразу же у последней ступени большой парадной лестницы Серпуховского историко-художественного музея, ведет тебя в мир искусства, и это чудесное погружение начинается со встречи с аристократией, изображенной на парсунах XVIII века и портретах начала и середины XIХ столетия. Тонкое кружево, припудренные парики, рельефные золотые орнаменты на шелковых камзолах, и лица… строгие лица, с выразительным взглядом, с легким румянцем. Дворяне, известные промышленники и именитые купцы представлены провинциальными крепостными живописцами, и профессиональными художниками из столицы. Во втором зале можно увидеть изображения известных серпуховских купцов Мазуриных, камерные портреты серпуховского ратмана Берданосова и купца Н.Н.Плотникова, имя которого, кстати, носила одна из улиц Серпухова, до того момента, пока ее не переименовали в честь Луначарского.

— Наверное, очень почетно быть смотрителем первого зала, — спрашиваю я очаровательного сотрудника музея с лучезарной улыбкой.

— Почетно, и очень ответственно. Я здесь, как на передовой. Нужно людей встретить, улыбнуться, кратко пояснить, что они могут увидеть, познакомить с Анной Васильевной Мараевой, портрет которой располагается в холле, рассказать о ее значимом вкладе в историю и культуру Серпухова, — отвечает смотритель. Я старательно пытаюсь прочитать имя на бейджике, но, видно уловив мой взгляд, смотритель портретного зала меня опережает и с очаровательной, немного задорной улыбкой говорит:«Моя фамилия звучит почти как Дартаньян, только через заглавную «В».

Валентина Николаевна всю жизнь отдала производству, работая на предприятиях «8 лет Октября» и на заводе «Металлист». В связи с известными печальными событиями, когда от былой производственной мощи остались лишь одни воспоминания, Валентина Вартаньян пришла в СИХМ… на работу. На работу в мир искусства.

Морские брызги в центре СИХМа

Не менее ответственная задача стоит перед Татьяной Николаевной Калиновской —она является смотрительницей можно сказать сердца Серпуховского историко-художественного музея — Белого зала. Эта самая величественная и красивая часть особняка Мараевых украшена в стиле ампир, который был популярен в первой четверти XIX столетия. Ионические колонны, изысканная лепнина… не удивительно, что именно здесь регулярно проходят и концерты, и спектакли, и различные конференции.

Белый зал состоит из двух частей, в малой части, которая является во время мероприятий условной сценой, расположены работы мастеров М.М.Ярового и А.А.Рицонни, запечатлевшие бытовые сценки, а также обаятельные портреты девушек кисти К.Е.Маковского и А.А.Харламова. А уже в основной части располагаются марины… в синеве вод которых так и хочется тонуть, тонуть, и тонуть. Кто-то едет в Русский музей Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть на морские брызги Айвазовского, при этом работы Ивана Константиновича есть и в Серпухове.

— Вы обратите внимание на живописное полотно Льва Феликсовича Лагорио, — с таинственными нотками восторга говорит Татьяна Николаевна. — Эта картина очень загадочна. В разное время суток она предстает по-разному.

Смотритель парадного зала Татьяна Калиновская.
И действительно, «Лунная ночь на море» завораживает, одновременно притягивая к себе. Оторвать взгляд от холста и соответственно продолжить свое знакомство с другими экспонатами — не так-то уж и просто. В этих приглушенных мазках есть точно какая-то магия. Татьяна Калиновская работает в музее уже более двух лет. Никогда не думала, работая инженером на серпуховском автозаводе, что когда-то ее судьба будет связана с искусством, притом Искусством с большой буквы. В первый же день работы руководство отправило Татьяну Николаевну в «Нидерланды», т.е. в зал живописи фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII веков, где представлены такие работы, как «Суета сует» Яна Букхорста и Питера Була, «Обращение Савла» Мартена Пепейна, «Святой Иероним, внимающий звуку трубы страшного суда» Яна Янсенса, и уникальная картина, написанная немецким художником XVI века Габриелем Вейером не на холсте, а на доске — «Портрет дамы».

Сегодня помещение находится на ремонте, и экспозиция пока закрыта для посетителей, но сотрудники музея по секрету рассказали, что когда «Нидерланды» снова откроют, то гости СИХМа будут приятно поражены: здесь уже с 4 апреля будет представлен «Золотой век голландской живописи» — новая выставка. Представление десяти шедевров из собрания М.Е.Перченко, одного из выдающихся российских коллекционеров современности, станет поистине культурным событием.

Самовары и невеста

— Я в первые четыре месяца работы впитывала все, как губка, — вспоминает смотритель Калиновская, — за эти месяцы я узнала об искусстве столько, сколько не знала за всю свою жизнь, а мне, между прочим, уже скоро 55 лет. Каждый день, с каждой экскурсией, я открываю для себя что-то новое. Да, работа у нас ответственная: строго следим за залом, за экспонатами, но при этом столько всего интересного ты узнаешь. Потому, если посетители зададут мне какой-то вопрос, я с радостью делюсь с ними своими знаниями.

Да, согласно строгой должностной инструкции, экскурсию в залах имеет право проводить только научный сотрудник музея, услуги которого нужно предварительно заказывать, а смотритель обязан лишь строго следить за сохранностью экспонатов. Но как не ответить, если у посетителей возник вопрос, а специалиста поблизости нет. Впрочем, само руководство СИХМа приветствует доброжелательность и уважение каждого гостя музея. Это главные принципы.

Кстати, а вы, к примеру, знаете, сколько живописных самоваров находится в зале передвижников — членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)? Я вот даже и не предполагала, что аж… четыре, потому экскурсоводы между собой это небольшое и одновременно уютное помещение, в котором расположена экспозиция, посвященная бытовой живописи второй половины XIX века, называют «Зал самоваров»: самовар на полотне «В ожидании шафера» И.М.Прянишникова, самовары «В избушке лесника» и на картине «Поздравление» В.Е.Маковскского (родного брата академиста К.Е.Маковского); а вот четвертый самовар, точнее знаменитая работа Маковского «Охотники на привале», сегодня увезен на другую выставку.

— Когда экскурсовод просит наших маленьких посетителей посчитать самовары, все дети оживают, начинают тщательно рассматривать картины, — улыбается Татьяна Николаевна.

Правда, взрослые завсегдатаи музея этому залу дали свое название — «Зал невесты», из-за полюбившейся всем той самой картины И.М.Прянишникова «В ожидании шафера», написанной в 1891 году. В конце 60-х годов XIX столетия художники-передвижники постепенно отходят от тематики «страданий народа», все чаще прибегая к светлым, спокойным сюжетам, рассказывающим о скромных радостях простых людей в антураже нехитрого быта, и картина «В ожидании шафера» — одна из таковых.

Культура и в столовой остается культурой

В Каминном зале можно увидеть продолжение свадебной темы. Полотно «Под венец» кисти Константина Маковского является поистине «жемчужиной» экспозиции. Художник обратился к сюжету из допетровской Руси: в богатых палатах терема невесте расчесывают косу в знак ее прощания с девичеством. Богатое убранство наблюдается, как на картине, так и в самом Каминном зале, являющимся в прошлом парадной столовой Мараевых. Потому смотритель Татьяна Волынкина строго следит за каждым экспонатом, подмечая даже на первый взгляд незначительную перемену.

— Как я только захожу в зал, — строго поясняет Татьяна Викторовна, — я проверяю все ли экспонаты на месте, нет ли каких-либо повреждений. Внимательно слежу за посетителями, чтобы они не нарушали порядок. Сейчас в музей приходит много людей: и местные, и гости города. Вот я работаю здесь уже четыре года, и могу с уверенностью говорить о том, что сейчас в музей приходит больше людей, чем раньше, и в основном приходит молодежь, что особо радует.

Татьяна Викторовна в культуре проработала многие годы. Сначала была комендантом Дворца культуры им.Ленина, позже управляла хозяйством в Городском театре. И вот, выйдя на пенсию, пришла в Серпуховский историко-художественный. В свой любимый музей, который посещала со своими родителями с детства. К слову, та самая известная история со снарядом, экспонирующимся вместе с пушкой, и не взорвавшемся только по счастливому стечению обстоятельств, как раз разворачивалась на её глазах.

— Простите за бестактный вопрос: а современная молодежь воспитана, или кто-то может указать на какую-то картину пальцем? — спрашиваю я.

— Разная. Бывает, что и указывают пальцем, бывает трогают экспонат руками. Я, безусловно, делаю замечание. Так и говорю: вы находитесь в культурном заведении, потому вести себя нужно культурно. Слушают, извиняются. Пока никто не обижался. И все же в большинстве своем молодежь у нас хорошая. Им все интересно, глаза горят. Да и как может быть не интересно, когда такие уникальные экспонаты.

Любуясь той или иной картиной, восторгаясь предметами декоративно-прикладного искусства в залах древнерусского искусства, русского искусства XIX – XX веков, западноевропейского искусства XVI – XIX вв., мы — посетители, даже не имеем представления, что на страже этой красоты стоят высокопрофессиональные работники музея, которые строго следят за сохранностью культурного наследия. Всего в штате СИХМа двадцать два смотрителя. Основной коллектив, конечно же, можно увидеть непосредственно в бывшей усадьбе Анны Васильевны Мараевой, где располагается большая часть коллекций и собраний. Но не меньшей ценности представляют экспозиции в Старообрядческом храме Покрова Пресвятой Богородицы, в Историко-археологическом отделе на улице Калужской, и в Мемориальном доме фотохудожника Н.П.Андреева. А значит работы у музейных смотрителей — предостаточно. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру