Зоя Михайловна Шестун: «Я никогда не ругала детей»

Как вырастить двух успешных сыновей

 Ее, такую очаровательную и всегда улыбающуюся, можно увидеть практически на каждом районном мероприятии. Удивительно, но эта хрупкая женщина для любого человека найдет или доброе слово, или же подарит искренний сердечный поцелуй. Со стороны кажется, что для нее каждый, пусть и незнакомец — родной, и самый любимый. И наверное по-другому быть не может, когда у человека такое большое и любящее сердце. Кто она? Зоя Михайловна представляется всегда просто: я — мама двух сыновей, Игоря и Саши Шестунов.

Как вырастить двух успешных сыновей
Зоя Михайловна Шестун с сыновьями Александром и Игорем. 2014 год. Фото: из семейного архива

 Подвиг материнства… о нем мы можем прочитать много строк и в толстых томах литературной классики, и в соверменной периодике. Каждый раз, когда прикасаешься к судьбе каждой женщины, удивляешься и ее силе, и ее любви. Судьба каждой матери — уникальна и неповторима. Но вместе с тем она является для каждого из нас примером, который, словно живительная сила, помогает нам идти каждодневной дорогой воспитания своих собственных детей. Именно потому еженедельник «МК» в Серпухове» посчитал необходимым публиковать цикл материалов «Поговори со мною, мама», повествующих о судьбе матерей, воспитавших прекрасных сыновей и дочерей, которые оставили или оставляют свой след в истории нашего региона.

Нет, с Зоей Михайловной я не была знакома… Объяснение того, что именно она стала первой героиней цикла материалов — очень простое: очень много добрых слов говорили о ней и сыновья, и абсолютно чужие люди. А, наверное, нет большего благословения на земле, чем любовь детей, и любовь окружающих.

Зоя Михайловна встретила меня так, словно мы с ней были знакомы сто лет. Она искренне обняла, поцеловала и немедленно усадила за стол — никакие отговорки ею не принимались. Эта была незабываемая встреча, встреча с глубоко мудрой женщиной, с горячо любящей своих детей матерью. Это для нас Игорь Шестун — директор музыкально-драматического театра, а Александр Шестун — глава Серпуховского района. Для нее же они, как были, так и остаются любимыми мальчиками, пусть и немного повзрослевшими. О том, как росли будущие лидеры Серпухова и Серпуховского района, а также о своей материнской любви рассказала Зоя Михайловна.

Рано повзрослевшие

...Игорь и Саша к самостоятельности были приучены с ранних лет. Да и по-другому быть не могло. Жизнь тогда была сложной… Мы тогда с мужем работали на РТЗ (Радиотехнический завод), и уже к восьми утра должны были быть на работе. Вот бегу с четырехмесячным Сашей на руках через мост в ясли. Он был тяжелым, так еще и тяжеленное ватное одеяло — о шерстяных тогда и не мечтали. А Слава, отец, в это время уже отводил Игоря, он на два года и два месяца постарше, в детский сад на Занарку. Определили его туда по моей прописке, так как я раньше жила на улице Карла Маркса. И то, мама моя, которая в то время работала на Занарской фабрике, тогда заведующую упросила, чтобы взяли… Вот так каждый день. Вы только представьте, каково это было добираться с Водонапорной. Потому приходилось вставать в пять утра. Собираешь мальчиков в ясли и в сад, а они спят. Покормишь их кое-как, наспех, дашь кефир с молочной кухни — и то хорошо.

Семья Шестунов. Приблизительно 1967 год. Фото: из семейного архива
Это было очень трудное время, и сейчас мне той молодости — не надо. Помню, защищала диплом, училась на заочном отделении в институте, Игорю два годика, а Саша еще был у меня в животе. Мне нужно было ехать на консультации к восьми утра в Москву, то есть на самой ранней электричке. Тогда, чтобы успеть на 5 часов 24 минуты, мне приходилось вставать в четыре утра. Автобусы с Занарки на вокзал не ходили, а только с остановки улицы Чехова. Что только со мной не было: и в обморок падала, и «скорую» мне вызывали. Но ни разу я не пропустила экзамены и консультацию. Учеба мне давалась: была хорошая база — школу закончила с медалью, потом техникум. И все же было очень тяжело. Мы тогда с мужем жили на частной. В комнате промерзал пол, и чтобы помыть Игоря, нам приходилось топить печь, греть воду. Да, у меня была трудная жизнь, может именно поэтому, глядя на меня, сыновья выросли с желанием мне помочь. Мальчики и в детстве всегда помогали.

Первые от рождения

Игорь, как старший брат, возьмет Сашу за руку, и идут они вдвоем, о чем-то говорят между собой, спорят. Были не разлей вода, и в то же время выясняли друг с другом отношения. Просто каждому всегда хотелось быть во всем первым. Игорь, потом, спустя годы, скажет, что это было между ними проявление здоровой конкуренции. Они по природе оба тщеславные в хорошем смысле этого слова. В школе Игорь был круглым отличником, уже в первом классе он читал серьезные книги. Учительница так и говорила, что не знает, что с ним делать, потому его и сажала на последнюю парту, чтобы он никому не мешал. Как-то раз приехала к нему в лагерь, а мне сказали, что он у меня вообще — вундеркинд: не вылезает из библиотеки и читает книги про космос. Он мог нас, еще будучи дошкольником, провести по Москве, рассказывая что, где расположено.

Да, Игорь был начитанный, все знал, на все отвечал, а Саша, думала я, такой рядовой мальчик. Но сама для себя его открыла, когда ему исполнилось пять лет. Вдруг, ни с того ни с сего, пришел он ко мне и начал читать стих про ворону, да так артистично. Вообще он был задумчивый ребенок, все осмысливал. Ему было всего девять лет, когда он записал в телефонной книжке очень интересную фразу: «Человек один. Один человек... А кругом люди.». Почему Саша записал именно эту фразу? Не знаю. Видно в свои годы он уже понимал, что человек действительно одинок, и все трудности, которые случаются с ним, переживаются только им одним, а помощь приходит редко. Почему же они все-таки родились лидерами? Только Богу известно, как так оно получилось.

Лягушки и фашисты

И в то же время они были очень послушными. Конечно было всякое, как все мальчишки бросались камнями, гоняли мяч, играли допоздна в хоккей. Саша был очень ласковый, всегда меня целовал, целовал. Он и сейчас такой. Уже позже, путем обмена, у нас, наконец, появилось свое жилье. Нужно было все успеть. Игорь, пока я готовила и стирала, ходил в детский сад за Сашей. А стирки, сами понимаете, было много. Порой придут с прогулки все чумазые — рядом с домом пруд был: то лягушек полезут смотреть, то улиток — ну мальчики же. Вот к утру все отстирываешь, отмываешь.

Игорь Шестун на побывке во время срочной службы. Фото: из семейного архива
Они всегда были вдвоем. Вдвоем гуляли, вдвоем играли в партизан. Дома со столов прыгали, будто гранаты бросали гантели и кричали: «Немцы, фашисты!», словом никому не давали покоя. Прихожу как-то на завод, а мне и говорят, что на нас жалуются соседи, мол житья от нас нет. Спрашиваю, кто? Отвечают — Сидоровы. Думаю, и точно, бедные Сидоровы устали. Иду, говорю: мы виноваты, беспокоим вас, но понимаете, у меня дети в войну играют… На что Сидоровы смотрят на меня не понимая и говорят, что у них свой такой же растет. «Что, мы разве не понимаем?», — говорят они. А это, оказывается, меня так на РТЗ с 1 апреля поздравили.

Я никогда не ругала детей и ни в коем случае их не била. Я просто всегда жалела и очень любила. А, когда мальчики пошли в школу, была вынуждена уйти с завода и перейти в проектную мастерскую, находящуюся по соседству с домом, чтобы быть ближе к ним. Помню, прибегу в обеденный перерыв, быстренько накормлю сыновей, и снова на работу, сама, конечно же, поесть уже не успевала. Бабушек, дедушек у нас поблизости не было. Потому мальчишки и сами одевались, и в школу собирались. Бывало, надо ботинки надеть, они же натянут сапоги — что найдут.

Самовязки и главные музеи страны

Мы жили в страшной нищете: ну что могли получать в ту пору простые инженеры? И все же мы с мужем всегда возили детей во все музеи, на выставки, на мероприятия. Умудрялись ездить и на море. Денег нет, потому возьмем с собой мешок картошки, купим на месте кефира, дешевой рыбки и отдыхаем.

Я никогда не шила, а тут пришлось научиться. Как-то раз свекровь мне подарила сундук старых тряпок. Боже, я так страшно обрадовалась этому! Помню, нашила и штанишек, и шортиков. На что могла потратить деньги, так это на сутаж или на другую тесьму. И вязать научилась. Конечно, с трудом все давалось: держу в руках спицы, а мои лопатки под углом встают. Одна женщина мне показывала, мол коляй сюда, коляй туда. Я и коляла. И коляла — будь здоров! Потом даже все удивлялись, откуда у Игоря и Саши такие модные вещи. Нельзя было себе позволять расслабиться. Ни в коем случае! Как бы тяжело не было, всегда себе давала установку. Ну а как по-другому, я же должна быть личным примером. Некоторые говорят, что дети несмышленые. Еще как смышленые! Они выводы делают, просто может не могут об этом сказать. Но именно с личного примера родителей у них закладывается жизненный фундамент.

Сами себе музыканты, или каждый ребенок талантлив

Игорь пошел в музыкальную школу по классу кларнета и фортепиано. Позже он выступал и очень даже успешно, после, как вы знаете, он поступил в институт культуры. А Сашу мы со Славой решили отдать к известному баянисту Галюку. Но как-то баян Саша не полюбил, а потом он в институтской команде КВН стал играть на гитаре. На самом деле каждый ребенок абсолютно талантлив. Только вот родитель должен нащупать дар и создать все условия для его развития.

Ругать? Нет, нельзя. Надо всегда говорить с ребенком, объяснять. Ни в коем случае не обзывать его, что он, мол, такой-сякой. Если это есть в семье, то — все, считай твое воспитание свелось к нулю. В этом случае ребенок начинает совершать поступки наперекор родителям, делать что-то исподтишка. Наказывать можно лишь лишением чего-то и конкретно за определенный проступок. Воспитание — это не нудные назидания, и не ремень. Напротив, воспитание, это добрый, доверительный подход к детям.

И все же никакого совета матерям в воспитании я дать не могу. Одно скажу, будьте сами порядочными, будьте им друзьями. Найдите ту область, которая будет интересна ребенку. Развивайте интерес, помогите нащупать ему его путь. Любите их, как можно больше. Сколько у вас есть внимания, силы — все им. И если что-то у них не получается, не расстраивайтесь. Да ну эту учебу! Зачастую троечники в жизни проявляют себя намного сильнее, чем отличники. Вот взять, к примеру Пушкина, а по математике у него была тройка. Может ребенку пока что-то не дано. А потом его не догнать, а потом он пойдет, пойдет…

Вот и у Саши… его настоящие способности и таланты определились в институте. Он был одним единственным фотографом, главным на колхозных уборках, главным на комсомольской стройке. Именно в этот период у него и проявились навыки руководителя. На самом деле его путь был очень труден. И когда он начал бизнес, что только не пришлось ему пережить, и нападения, и покушения… Помню, придут «шкафы» ко мне домой, мол к Саше. Я им: садитесь, ребята, отдыхайте. Напою чаем, накормлю… а после узнаю, что оказывается это рэкет — пришли с Сашей разбираться. Но он все от меня старался скрывать, чтобы меньше расстраивалась. Даже в армию один пошел, не позволил мне его провожать, а я тогда только из больницы выписалась — после наезда автомобиля осталась еле жива, врачи меня с того света вытащили. Сашу проводила за порог, как ни в чем не бывало, а когда он ушел, то каталась в истерике на полу, кричала. Мое сердце разрывалось. Это было страшное время — Афган.

...Мы еще долго пили чай. Зоя Михайловна не отпускала меня, да и, если честно, не особо хотелось самой уходить. Ее материнская мудрость, насквозь пропитанная любовью, очень напоминала родник, утоляющий жажду каждого путника. Но меня ждали уже мои двое мальчишек: один только что вернулся из школы, а другого пора забирать из детского садика. И вот, когда я стала уходить, Зоя Михайловна еще раз на прощание меня крепко обняла, поцеловала и сказала: люби своих мальчишек, слышишь, люби, люби, люби… и все. Отдавай им всю себя и как можно больше их балуй.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 17 июня 2015

Заголовок в газете: Подвиг матери

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру