Как не купить лишнее в кредит

Банки придумывают тысячи уловок, чтобы заставить покупателя расстаться с деньгами

 Внезапно приказал долго жить мой холодильник «Атлант». Он был почти новый, 2011 года выпуска. Всю ночь он хрипел, скрипел, выпускал фреон куда-то внутрь, погнув пластиковую обшивку. На следующий день мастер объявил о кончине холодильной камеры и стоимость ее замены — 8-10 тысяч рублей. Ждать ремонта придется неделю, потому что камеры такого типа как у меня сейчас нет, ее надо заказывать. «Проще купить новый холодильник», — подумала я и отправилась в «Эльдорадо» на вокзале в Серпухове.

Банки придумывают тысячи уловок, чтобы заставить покупателя расстаться с деньгами
Фото: WJ van den Eijkhof / Flickr

 Первая попытка

Цены на нормальные двухкамерные холодильники начиналась от 18 тысяч рублей. Такой суммы в наличии у меня не было, и я задумалась о кредите.

― Вам выгоднее взять в рассрочку, ― сказала мне миленькая девочка — менеджер кредитного отдела.

По ее словам, в отличие от кредита в рассрочку покупатель оплачивает только страховку, поэтому переплата получается меньше, что-то около 1200 рублей за полгода. Я сказала, что подумаю.

― Сегодня последний день рассрочки, ― сообщила девочка.

Я пожала плечами, мол, не судьба, и пошла домой, читать отзывы о приглянувшихся моделях холодильников.

На следующее утро я снова явилась в «Эльдорадо», твердо намереваясь купить холодильник марки Indesit. Ярлычок с рассрочкой, также как и вчера, висел на этой модели. В мозгу прозвенел первый звоночек, предупреждающий о том, что мне врут. Вскоре мне не раз предстоит услышать его заливистый звон.

Кредитные менеджеры «Хоум кредит» банка и «Альфа-банка» распечатали мне график платежа на полгода при кредите и рассрочке для сравнения. Сравнение вышло не в пользу рассрочки, если хочется внести первоначальный взнос. А потому я решила оформить кредит. Хотя оба банка предлагали кредит на примерно одинаковых условиях, я предпочла «Альфа-банк», потому что о «Хоум кредите» у меня остались плохие воспоминания.

Я подробно узнала у менеджера про разные подводные камни кредита: какие комиссии, оформляют ли в нагрузку дебетовые или кредитные карты, где можно оплачивать кредит без комиссии, а также возможно ли досрочное погашение без комиссии. Прежде чем дать свои данные для оформления кредита, я еще раз уточнила, какие есть скрытые платежи. Менеджер заверила, что обо всех платежах мне сообщила. Она занесла мои данные в компьютер и предложила подождать минуточку, когда банк даст ответ.

Как, вы думаете, можно ли за «минуточку» проверить платежеспособность клиента и выдать решение о выдаче кредита? Не смешите. Здесь кредит выдают всем, у кого есть паспорт. А «минуточка» ― это такая психологическая уловка, которая держит человека в напряжении. Сидит такой покупатель на стульчике рядом с менеджером и дрожит: а вдруг не дадут? Когда ему объявляют, что кредит одобрен, он уже рад подписать, все что угодно, не читая.

Минуточка истекла, и менеджер радостно объявила мне, что кредит одобрен, и распечатала внушительную пачку документов. Я начинаю читать и подписывать листы один за другим. Вот информационный бланк, где объявлена кредитная ставка, — больше 40%, условия кредитного договора, какие-то бумаги о том, что я согласна передать свои данные для обработки и в бюро кредитных историй. А вот и график платежей, где кроме процентов, включено страхование жизни — примерно 1,36%.

― Страховка мне не нужна. Она у меня уже есть, ― говорю я.

― Но банк выдал вам кредит на таких условиях, ― говорит менеджер.

― Меня не устраивают такие условия. Уберите страховку, ― прошу я.

И напоминаю менеджеру, что спрашивала ее два раза о скрытых комиссия.

― Но у меня не снимается галочка в программе! ― восклицает девушка.

Я в шоке. Какая еще галочка? Либо меня обманывают, либо девушка просто не умеет работать с программой. И как такому сотруднику доверили оформлять кредитные договоры? В обоих случаях, сотрудничать с таким банком я не желаю. Возвращаю договор менеджеру и ухожу.

Второй заход

На следующий день я решаю поехать в «Техносилу» в торговом комплексе «Б-класс». Выбор холодильников там примерно такой же как в «Эльдорадо», но «индезиты» на пару тысяч дороже, поэтому я решаю приобрести «Аристон». Доставка будет только через несколько дней, но я соглашаюсь и на это. Выписываю счет и иду с ним в кредитный отдел. Здесь работают два банка — ОТП-Банк и какая-то дочерняя организация «Сбербанка». Условия ОТП-Банка кажутся мне более привлекательными и я приступаю к оформлению кредита на полгода. Снова предоставляю все свои данные и разрешаю себя сфотографировать. Специально уточняю о наличии скрытых доплат, предупреждаю, что страховка у меня есть, и прошу не включать ее в кредитный договор.

― Снимите там галочку. Хорошо? ― говорю я.

― Конечно, ― воркует милая девушка.

Пара минут, и банк одобряет кредит. Менеджер распечатывает бумаги и я внимательно их читаю. В договоре написано, что я предупреждена обо всех дополнительных услугах и осведомлена, что вольна их принять или отказаться от них. Я уже почти занесла руку, чтобы расписаться, как вдруг мой взгляд упал на пункт, где речь шла об ежемесячных sms-оповещениях стоимостью 49 рублей и еще каких-то оповещениях стоимостью 79 рублей в месяц. В боксах напротив обоих оповещений стояли галочки. Но я их не ставила. В график погашения платежей sms-оповещения тоже были включены. Получилось 294 рубля сверх на полгода. Вроде бы ерунда. Но поражает жадность банка. Накрутить еще три сотни при ставке почти 50%. Как это мелко.

― Почему вы не предупредили меня о дополнительных оплачиваемых услугах, как этого требует договор?

Девушка разводит руками и предлагает мне позвонить в банк завтра, чтобы убрать пункт об sms-оповещениях из договора. Я не верю. Какие гарантии, что их уберут? Тогда она предлагает позвонить прямо сейчас, хотя наверняка, знает, что это бесполезно. Я звоню, и собеседница на том конце провода объясняет, что моих данных о кредите еще нет в базе банка, и удалить оповещения нельзя.

Тогда я пытаюсь уговорить менеджера переделать договор и не включать эти оповещения.

― Я пыталась. Но у меня галочка не снимается, ― говорит девушка и в доказательство усиленно щелкает мышкой по монитору.

Что же это за договор у банка? Об sms-оповещениях не предупреждают, за меня ставят галочки, отказаться нельзя, и мне же предлагают расписаться за то, что я добровольно выбрала оплату дополнительных услуг. Ну уж нет. Я возвращаю неподписанный договор. На всякий случай спрашиваю у менеджера второго банка, есть ли у них оповещения.

― Да, есть, ― говорит менеджер насмешливо. ― Обходятся они 600 рублей на полгода. Отключить можно только через два месяца.

Покупка состоялась

Кажется, в Серпухове осталось последнее место, где можно купить холодильник — «Тагет» на Ворошилова. Я уныло еду туда. Выбор холодильников там совершенно другой, чем в двух предыдущих магазинах, с преобладанием отечественных производителей. Мне активно предлагают «Атланты» и «Бирюсу», но я отказываюсь. Хватит с меня современной отечественной техники. Все-таки качество ее не то, что раньше. В советское время холодильники работали по тридцать лет, а теперь не выдерживают и пяти. Зарубежные модели дороговаты. Я останавливаюсь на компромиссном варианте — модели турецкой марки Beko, собираемой в России. Доставка на другой день вечером и бесплатная, а с заносом в квартиру — 300 рублей. Меня это устраивает.

Я подхожу к кредитному менеджеру банка «Русский стандарт». Интересуюсь, условиями и прошу исключить все дополнительные накрутки, включая страховки и оповещения.

― Снимите там все галочки, ― подсказываю я.

― Я попробую, ― весело говорит менеджер, но уточняет, что последнее слово ― за банком.

В знак добрых намерений и чтобы показать, что она все галочки сняла, менеджер разрешает мне заглянуть в монитор. Я убеждаюсь, что боксы оповещений и страховки пустые.

Снова пара минут ожидания, и положительный ответ банка получен. Кто бы сомневался. Кредит одобрен без страховки и оповещений. Процентная ставка — 36%. Я ликую. Тщательно штудирую договор, и не найдя ничего подозрительного, подписываю.

На следующий день два курьера привезли холодильник и поставили его в прихожей. Я прошу занести его в комнату.

― Это за отдельную оплату. Мы только до прихожей заносим, ― ответили парни.

Хорошо. Сама как-нибудь дотащу. Курьеры распаковали холодильник и предложили осмотреть. Внутри не хватало двух полочек. Одной маленькой дополнительной и одной для винных бутылок. Одной ножки у холодильника тоже не было. Не подписан и гарантийный талон на изделие. Я занесла претензии в акт.

На следующий день ножку мне вернули, гарантию подписали как положено, а вот полочки не отдали. Оказывается, они мне не положены. Как сказал продавец:

― Посмотрите инструкцию на свою модель, там эти полочки отмечены звездочками.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 5 августа 2015

Заголовок в газете: Галочки, звездочки и холодильник

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру