Чтобы в городе было тепло

Отопительный сезон обсудили на круглом столе «Единой России»

В Торгово-промышленной палате 13 октября состоялся круглый стол, посвященный готовности Серпухова к отопительному сезону. Мероприятие организовало местное отделение партии «Единая Россия», пригласив спикерами советника главы города Владимира Грачева, заместителя начальника управления ЖКХ администрации Елену Проходцеву, главного инженера МУП «Серпуховская теплосеть» Анатолия Орлова, заведующего отделом Госжилинспекции Дмитрия Текнова, директоров управляющих компаний (УК) и ТСЖ, председателей советов домов и депутатов.

Отопительный сезон обсудили на круглом столе «Единой России»
Круглый стол по подготовке к отопительному сезоне прошел с аншлагом

Ведущий круглого стола, секретарь первичного отделение ЕР Александр Инюткин, поблагодарил участников за то, что они нашли время собраться и попросил их рассказать о том, насколько подготовленным город вошел в отопительный сезон. Расширить тему и поговорить о болевых точках ЖКХ, которые возникают при подготовке города к холодам, предложил соведущий круглого стола, заместитель секретаря политсовета местного отделения партии Александр Голофтеев:

— Отрасль ЖКХ аккумулирует все проблемы. Здесь действует естественная монополия теплосети и управляющих компаний. А потребители — все жители города. По моему глубокому убеждению, в этой сфере должны работать рыночные структуры, потому что только конкуренция ведет к улучшению качества услуг в этой сфере. Хотелось бы понять, что сделано в ЖКХ по сравнению с прошлым годом, меньше ли стало жалоб жителей, как управляющие компании взаимодействовали со старшими по домам при пуске тепла.

Александр Сергеевич напомнил, что «Единая Россия» организовала обучающие программы для потребителей услуг ЖКХ. Сначала это была школа «Управдом», где обучили председателей советов многоквартирных домов (МКД), теперь — школа грамотного потребителя. Он похвалил администрацию за организацию серии семинаров по ЖКХ, но указал, что ее нужно активнее рекламировать в СМИ.

Елена Проходцева сообщила показатели, с которыми город встречает холода:

— В Серпухове с 28 сентября по 15 октября проходила подготовка к отопительному сезону. Были проведены пробные топки на всех объектах. Тепло дали сначала в социальные учреждения, затем в жилые дома, профессиональные учебные заведения и на промышленные объекты. Поступают жалобы от жителей, но после работы, проведенной УК по устранению воздушных пробок, жалобы снизились в два раза. Город к холодам готов.

С этим не согласилась Нина Стрельникова, председатель совета дома по адресу Подольская, 103:

— Наш дом не готов. Тепловой контур открыт: окна и двери в подъездах не закрываются плотно, тепло уходит. А ведь мы платим по счетчикам. Чем выше теплопотери дома, тем больше платят жильцы. По этому поводу мы снова написали жалобу в Госжилинспекцию.

Стрельникова предложила включать в комиссию по подготовке к отопительному сезону старших по домам и активных собственников, чтобы иметь возможность влиять на процесс.

Заведующий территориальным отделом № 8 Госжилинспекции Дмитрий Текнов проинформировал о работе своего ведомства:

— За август-сентябрь проверено более 250 МКД и выявлено более ста нарушений, которые в основном касались теплового контура и теплоизоляции систем отопления и горячего водоснабжения. Требования об устранении нарушений направляли в УК, которые оперативно реагировали.

По мнению Текнова, информационная работа с жителями в УК налажена плохо. Люди часто жалуются на то, что им отказываются что-то разъяснить.

Галина Артамонова, руководитель ООО УК «Фрегат», перечислила главные проблемы:

— При подготовке к отопительному сезону УК всегда стоят перед дилеммой: либо ремонтировать инженерные коммуникации, либо вести профилактические работы. Приходится балансировать между этими полюсами.

По словам Галины Юрьевны, субъективных болевых точек нет, а есть объективные условия, которые осложняют работу. Во-первых, это нездоровая зависимость УК от коммунальных платежей населения. Несмотря на то, что в Серпухове изначально принята схема расщепления платежей, и все деньги за ресурсы уходят ресурсоснабжающим организациям, УК постоянно находятся на крючке. Дело в том, что часть жителей регулярно не оплачивает коммунальные услуги, но почему-то долги населения за ресурсы ложатся на УК. В законопроекте о прямых договорах потребителей с ресурсниками Артамонова не увидела разрешения этой проблемы.

Во-вторых, тепловая инспекция находится внутри «Серпуховской теплосети». Хотя диалог с ней складывается конструктивный, но ему не хватает объективности, как у третейского судьи, который профессионально советовал бы в сложных ситуациях. Третья проблема — это дефицит профессиональных кадров: технарей, экономистов, главных бухгалтеров, главных инженеров, сварщиков, теплотехников.

Директор МУП «Жилищник» Ирина Королева затронула проблему капитальных ремонтов:

— В этом году фонд капремонта выставил свои подрядные организации ближе к осени. Сейчас открыты кровли трех домов, а это — нарушение теплового контура. Подрядчики не работают, хотя погода благоприятная. Воздействовать на эти фонды и подрядчиков мы не можем.

Директор рассказала, что в одном доме при капремонте кровли были разрушены трубы верхнего розлива. Тем не менее дом сдали, и «Жилищнику» пришлось восстанавливать системы за свой счет.

— У меня сомнения, что мы сможем получить компенсацию с подрядной организации, — заметила Королева.

Проблемы с пустующими квартирами возникли у ООО «ЕДС Серпухов+», эксплуатирующего новые дома в разных районах города, построенных Министерством обороны по программе обеспечения жильем военнослужащих.

— В 15 домах пустуют 460 квартир. Минобороны за отопление и содержание не платит. Мы делаем это за свой счет, в результате растут долги за ресурсы. Как партия власти, вы могли бы повлиять на то, чтобы квартиры заселили, — попросил директор компании Сергей Королев.

Слово взял Владимир Грачев, известный серпуховичам как бывший директор ООО «Ремонтник». Он обратил внимание на то, что никто не поднимает вопрос об ответственности собственников за эксплуатацию своего жилья.

— Хотелось бы, пользуясь этим круглым столом, обратиться и к структурам, которые определяют вектор развития ЖКХ, что до тех пор, пока собственник не будет нести ответственность за эксплуатацию жилья и будет говорить, что «я вам плачу, и вы мне обязаны», мы не получим высокого уровня благоустройства, такого, как в Европе, на которую все любят ссылаться.

Владимир Николаевич поддержал свою коллегу из «Фрегата», заострившую кадровую проблему отрасли. По его словам, советская система подготовки кадров для ЖКХ разрушена, и теперь разговор об этом практически не идет. Рабочих и специалистов младшего инженерного звена не хватает.

— Это вызывает серьезную тревогу. Пройдет несколько лет, и эксплуатировать дома будет некому. А требования со стороны собственников жилья к УК предъявляются высокие, — сказал Грачев.

Он положительно отозвался о работе серпуховской теплосети и поблагодарил ее сотрудников за своевременную подачу теплоносителя (горячей воды) в дома. Вместе с тем заметил, что есть задача установки общедомовых приборов учета, но «почему-то теплосеть не очень хочет развивать эту тему», тогда как «за энергосбережением — будущее».

После этого слово дали представителю предприятия, от которго зависит тепло в нашем городе, — МУП «Серпуховская теплосеть». Анатолий Орлов сразу расставил все по своим местам и «отбрил» директоров УК, пытавшихся переложить свои задачи на других:

— Тепловая инспекция — это структура теплосети, а не администрации города. Она занимается наладкой котлов, теплосетей, ЦТП, ИТП и т.д. Не надо настраиваться на то, что теплоинспекция будет бегать по всему городу, как ошпаренная кошка, и ликвидировать проблемы. Это задача УК. Что касается узлов учета, то мы взяли большой кредит, и выполняя постановление администрации, на свои деньги ставим их в тех домах, где это не сделали УК. По городу установлено около 200 узлов учета.

Вместо того, чтобы жаловаться, УК должны лучше делать свою работу. Такой посыл содержался в выступлении Анатолия Викторовича. Он пояснил, что некоторые компании несвоевременно устраняют утечки воды. В зимний период это чревато остановкой котельных. Если диспетчер теплосети видит, что на какой-то котельной идет усиленная подпитка, что свидетельствует о прорыве трубы, он сразу же сообщает об этом в УК, чья бригада должна срочно выехать и устранить аварию. При усиленной подпитке котельная может работать несколько часов (от 6 до 12 часов в зависимости от емкости бака) пока у нее не закончится запас химически очищенной воды. Затем она перейдет на сырую воду, чтобы напитать сеть, поскольку в морозы нельзя оставлять трубы без воды. Но после устранения аварии, воду необходимо слить и наполнить сеть химически очищенной водой, а это большой комплекс работ.

Орлов обратился с просьбой к коммунальщикам:

— Как только наш диспетчер сообщил о подпитке, ваши сотрудники обязаны проверить все дома и коммуникации на предмет утечки. Одновременно выезжает наша служба и делает обход тепловой сети. Потому что если вовремя не устранить аварию, то ситуация развивается дальше. Котельная останавливается, будет дана команда на слив теплоносителя всех домов, и все начинают заниматься ремонтом. Если в УК нет своей диспетчерской службы, то нужно заключить договор с другой компанией. Надо четко, грамотно работать, чтобы не повторить опыт прошлого года, когда в одном из домов на улице Химиков прорвало лежак, и котельная «Химволокно» остановилась. Наши бригады ездили по домам, и случайно услышали гул в подвале. А ремонтная бригада УК даже не выехала. В этом году такого не должно повториться.

Орлов не зря дал отповедь управляющим компаниям. Некоторые взялись халтурить уже на этапе подготовки к отопительному сезону. Теплосеть дала неделю всем УК на то, чтобы перед пуском теплоносителя из домов слили артезианскую воду и залили размягченную, но это не все сделали. В результате на котельной РАТЕПа (эти дома обслуживает ООО «Ремонтник») жесткость воды составляет 450 микрограмм на литр, что превышает норму в сотни раз. Теплосеть вынуждена сливать воду, а котельную РАТЕПа подпитывать.

И все же вопросы к теплосети остались. Александр Голофтеев попросил рассказать об инвестиционной программе по развитию теплосети Серпухова, какие новые котельные строят, как идет модернизация старых объектов. Выяснилось, что программа находится не в лучшем состоянии из-за отказа инвестора участвовать в ней. Ее сейчас корректируют, но не останавливают. Из-за нехватки собственных средств у МУП «Серпуховская теплосеть» программа будет идти медленнее. По словам Анатолия Орлова, в прошлом году запущена котельная № 31 на Ногинке, которая позволила уйти от покупного тепла котельной завода РАТЕП. Вторая котельная на Ногинке готова, но к ней еще не подведен газ и электрика. На это требуется около 4 и 14 млн рублей, соответственно. Пока денег нет, поэтому пуск котельной перенесли на август 2016 года. Когда это произойдет, можно будет закольцевать две котельные, и тогда жители Ногинки избавятся от двухнедельного отключения горячей воды.

В центре города модернизированы все старые котельные, кроме одной — № 46. Вопрос с заменой ее котлов решается.

— Прорабатываем вопрос о строительстве котельной на 60 мегаватт в Ивановских Двориках. Проект уже проходит госэкспертизу. Объект обойдется порядка 180-200 млн рублей. Своими силами это не потянуть, — пояснил Орлов.

Тем более что теплосеть задолжала ресурсоснабжающей организации за газ 160 млн рублей. Этим летом дважды город стоял на грани отключения от газа. Пришлось взять кредит и рассчитаться по долгам.

На вопрос о высоком нормативе потребления тепловой энергии на отопление, Орлов ответить не смог. А вопрос серьезный. Задавшая его Нина Стрельникова давно на разных уровнях управления ЖКХ пытается выяснить, по какой формуле рассчитан норматив для МКД до 1999 года постройки. В Серпухове он составляет 0, 0195 Гкал/м2, что на 37% выше, чем установлено распоряжением по Московской области. На Подольской, 103, установили узел учета, и жильцы увидели, сколько они переплачивали ранее, когда рассчитывались по нормативу. Поскольку ответ на этот вопрос так и не был получен, модераторы круглого стола взяли его на контроль, чтобы выяснить и дать исчерпывающий ответ собственникам.

Зато Анатолий Орлов пояснил, почему в городе слишком низкий тариф на горячее водоснабжение:

— На протяжении пятнадцати лет в городе шли политические игры, и чтобы не было социального взрыва, тариф не поднимали. Теперь руководство каждую неделю ездит на совещания в область по этому вопросу, но он пока не решен.

Следовательно, решается. Так что ждите, серпуховичи, повышения тарифа на горячую воду.

Итог обсуждению подвел Владимир Грачев. Он посоветовал администрации вовремя сглаживать недовольство людей, ведь напряженные моменты в сфере ЖКХ при изменении законодательства или технологий зачастую можно предвидеть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру