Инструкция по работе с «Доброделом»

Мастер-класс от депутата из Пущино Елены Коломенской

«МК» в Серпухове» продолжает рассказывать о портале областного правительства «Добродел» (vmeste.mosreg.ru), который аккумулирует жалобы жителей региона. О тонкостях работы с ресурсом мы расспросили депутата Елену Коломенскую. Она одной из первых в Пущино стала использовать портал для решения проблем благоустройства.

Мастер-класс от депутата из Пущино Елены Коломенской
Депутат Елена Коломенская на заседании Совета депутатов Пущино 21 мая 2015 года.

— Елена, расскажите, как вы начали работать с «Доброделом»?

— Еще до того как стать депутатом, я не раз обращалась в администрацию Пущино по поводу ремонта спортивных и детских площадок, по поводу уборки дворов, дорог, стихийных свалок. Я более трехсот жалоб направила, на которые получала типичные отписки, обещавшие устранить проблему через полгода или через год. Обращалась и в Госадмтехнадзор. Инспекторы пытались штрафовать администрацию. Тогда я поняла, что иначе как штрафами они не могут на нее воздействовать, а этого недостаточно. В общем, шла бестолковая борьба.

Потом меня избрали депутатом, и я продолжила работу по обращениям избирателей. В ноябре прошлого года случайно узнала о портале «Добродел». Как я понимаю, это аналог портала «Москва — наш город», который создали пять лет назад. Я знаю про этот сайт по долгу службы, будучи исполнительным директором ГБУ «Жилищник» района Академический». Это более 330 многоквартирных домов в управлении, в которых проживает примерно120 тысяч жителей. Такой сетевой ресурс позволяет гражданам высказаться о наболевшем, побудить власти к решению проблемы, что важно — в ограниченные сроки. Так что я примерно представляла себе, как будет работать «Добродел». Зарегистрировалась там под своим реальным именем и стала публиковать обращения, снабжая фотографиями. Я давно привыкла ездить по городу с фотоаппаратом. Каково же было мое удивление, когда на заседании Совета депутатов города Пущино 19 ноября прошлого года по этому поводу мне устроили буквально «разборки» и.о. руководителя администрации Юлия Фомина и начальник отдела городского хозяйства Владимир Чикунов. Вместо того чтобы писать на «Добродел», они предложили мне звонить сразу им по телефону и решать проблемы. На это я им четко ответила, что два года веду с ними переписку, и теперь продолжу работу через «Добродел», чтобы губернатор и жители знали реальное положение дел по благоустройству и обслуживанию жилья в Пущино. Ничего личного, просто желание встать на защиту прав жителей. Было приятно, когда меня поддержали депутаты, правда, не все, и жители, пришедшие на заседание.

В прошлом году я размещала на «Доброделе» по 5-10 сообщений в неделю о том, что надо кучи уже собранной листвы убрать, где-то надписи на стенах закрасить. А то не наукоград, а прямо Гарлем какой-то получается. Почти на каждом доме надписи, в том числе нецензурные. В Москве бы главе управы за такое выговор объявили. А в Пущино эти надписи пятилетками существуют, двери обклеены объявлениями или следами от объявлений. Это не забывчивость коммунальщиков, а неуважение и безразличие к жителям, на мой взгляд.

— А кто занимается благоустройством в Пущино?

— Несколько лет назад функции уборки разделили. Территории вокруг жилых домов убирают МП УЖКХ или ТСЖ, а все остальное — МУП «Благоустройство». Улицы Институтская и проспект Науки убирает Мосавтодор. Но качество уборки этих дорог региональными службами не лучше, чем муниципальными. За две недели снегопадов проспект Науки из четырехполосного шоссе превратился в двухполосное, причем плохо очищенное от снега. А Мосавтодор отвечает мне, что согласно их тетради выездов уборка проведена. Какая уборка? Только на машине с полным приводом и можно было проехать в пятницу вечером по проспекту Науки без опаски. Я собираюсь направить жалобу на повторное рассмотрение и написать ответ Мосавтодору, что деньги они получают за уборку четырехполосной дороги, а реально убирают всего лишь две полосы. И те — безобразно. Пусть тогда вернут половину денег в бюджет и недополучат за так называемую уборку двух полос.

— Так как же разместить жалобу на «Добродел»? Поделитесь секретами.

— Лучше всего зарегистрироваться под своим именем, хотя если хочется анонимности, это не запрещено. Проверку личности на «Доброделе» не производят, там есть только привязка к электронной почте. Когда вы зашли в аккаунт, система предлагает выбрать рубрику для сообщения: уборка снега, заделка ям, не горят фонари и т.д. Выбрав рубрику, пишем сообщение, максимально четко указываем, какая проблема и где именно, без эмоций и воззваний. Место нужно описать детально, несмотря на то, что сообщение можно привязать к карте по адресу. В одном из последних сообщений я указывала 300-метровую зону, где не горят фонари: отправная точка отсутствия света в фонарях и конечная точка, где фонари все-таки горят. Затем прикладываем фотографии, если это возможно. Я фотографирую фонари вечером, когда видно, что они не горят. Неубранную улицу я, наоборот, снимаю днем, когда все хорошо видно. Стараюсь, чтобы на фото попал какой-нибудь дорожный знак или другой объект, который даст возможность узнать место. Чтобы показать глубину колеи на нечищенной дороге, однажды я положила в нее мобильный телефон для масштаба. На Старопущинской улице колея составляла более 20 см. Вообще, это безобразие для улицы города. Но после моего обращения в «Добродел» дорогу почистили.

— Каких ошибок следует избегать при размещении жалоб?

— Обращение нужно писать предельно просто, не ссылаясь на других людей. Если ко мне обращаются с просьбой, я не указываю имен, просто пишу, что обратился «знакомый» или «избиратель». На фотографиях тоже не должно быть узнаваемых людей. Затем сообщение смотрят модераторы портала. Если нарушены правила или есть ошибки, например, в адресе или теме, то обращение отклоняется модератором для исправления. Самый частый отказ — неверно указанная рубрика. Например, я пишу, что не горят фонари в городе, а модератор поправляет — на автомобильной дороге. Эти нюансы первое время нервируют, но дальше дело идет легко. Если модератор принял сообщение, ему присваивают статус «в работе» и отправляют в соответствующий госорган со сроком выполнения 8 рабочих дней. Все жалобы видны в личном аккаунте в очень удобной таблице.

Самое интересное начинается, когда приходит ответ. Например, на мою жалобу по стихийной свалке в микрорайоне «АБ» («МК» в Серпухове» писал об этом в статье на сайте «Шесть стихийных свалок в Пущино обнаружили инспекторы Госадмтехнадзора») пришел ответ о ее решении с фотографиями, сделанными в сумерках и с ракурса, который был выгоден исполнителю. Мусора на них не видно, но я же знаю, что он лежит вдоль забора в глубине. Уже вошло в привычку проверять места нарушений до принятия решения по согласованию ответа. К примеру, на портале Правительства Москвы, фотографию ответа, сделанную с другого ракурса, нежели тот, что указан в обращении, могут и не принять. То есть власти Пущино попытались ввести меня в заблуждение, чтобы я поскорей закрыла жалобу. Но я отправила ее на повторное рассмотрение. Это тоже предусмотрено на «Доброделе».

Если вопрос по жалобе решен, то я его помечаю, как закрытый. Если жалоба повторная, то она попадает в разряд просроченных. А за просроченными жалобами следят особенно. По поводу моих жалоб мне уже звонили из областного управления Госадмтехнадзора. В прошлую пятницу приезжала областная жилинспекция, чтобы понять причину просрочек. За них начисляют штрафы, что не отменяет исполнения требования обращения. Сейчас семнадцать моих жалоб просрочены.

Некоторые обращения, которые требуют длительного решения, модератор может перевести в категорию предложений. В таком случае, сообщение в статус решенного переводит сам исполнитель, а их автор не может повлиять на дальнейшее исполнение. Два моих сообщения о стихийных свалках перевели в разряд предложений, что я расцениваю как ущемление моих гражданских прав.

— Жалобы-то удовлетворяют?

— Конечно, всегда удовлетворяют, правда, не сразу, как я уже говорила. Приятно отметить решение проблемы по территории за домом В-32 и по дороге на почту. Я подавала четыре жалобы по просьбе местных жителей на мусор, порчу газона большегрузными машинами, упавшее дерево и незаконную пристройку к магазину. Бутылки и упавшее дерево убрали сразу. Затем установили совершенно замечательные столбики вдоль газона, о которых жители мечтали года три, и если бы не «Добродел», машины продолжали бы подъезжать к магазину по газону. Вопрос с незаконной пристройкой из гофрожелеза к магазину пока не решен. Это частое нарушение, когда предприниматель арендует участок под павильон и через некоторое время пристраивает к нему загончики. Администрация потребовала устранить нарушение до 1 мая 2016 года, но, по моему, это слишком большой срок для освобождения незаконно занятого участка.

Почти все мои обращения решены, за исключением нескольких просроченных и тех, что еще в работе. За эту неделю я еще около 25 сообщений опубликовала.

— Сколько вы всего отправили жалоб?

— Больше сотни.

— Как оцениваете эффект?

— Неожиданно потрясающий. Улицы убирают сразу, закрашивают надписи на цоколях домов, приводят в порядок контейнерные площадки, даже пытаются установить причину отсутствия тепла в батареях, которой никто не интересовался многие годы. А главное — я вижу счастливый блеск в глазах жителей, они подходят на улице, увлеченно рассказывают, где еще есть какие-то проблемы. К примеру, жители АБ-1, которым исправили проблему с отоплением в квартирах, опубликовали мне благодарность в «Пущинской среде» и на самом портале «Добродел», дали объявление по пущинскому телевидению. После этого мне стали звонить еще чаще. Мою маму встречают на улице и благодарят. Это очень приятно.

Хотя ситуация, если рассудить, абсурдная. Люди годами писали в МП УЖКХ с просьбой починить стояки отопления, и ничего не происходило. А рассказали мне, и с помощью «Добродела» все исправили. В Москве бы за неработающее отопление в квартире главу управляющей компании, наверное, уволили бы за несоответствие, потому что нельзя жить зимой в квартире, где 14 градусов тепла. Я подозреваю, что в Пущино гораздо больше людей живут в холодных квартирах, с инеем по углам, чем мне известно. В принципе здесь у многих с годами вошло в привычку спать буквально в валенках и под тремя одеялами, хотя этот наукоград и «экополис» всего в ста километрах от Москвы.

«Добродел» помогает решить ежедневные мелкие проблемы, которые отравляют жизнь — неработающие батареи, непролазные сугробы около подъезда, немытые полы в подъезде, неприличные надписи на стенах и темнота на улицах. Когда люди все это постоянно видят, они невольно нервничают, понимая, что достойны лучшего, однако качество жизни с каждым днем только снижается. Мои обращения направлены на то, чтобы эти досадные повседневные мелочи не накапливались, а устранялись теми, кто должен был это сделать по долгу службы еще давно, но не сделал; чтобы улучшить качество жизни пущинцев посильным мне способом. Достаточно горячей воды и тряпки, чтобы отмыть дверь от грязи и следов клея; достаточно банки краски, чтобы привести в порядок цоколь дома, достаточно простой лопаты — для очистки лестницы и тротуара от снега. Но для пущинских коммунальщиков это представляется, видимо, чем-то сверхъестественным и сложным, так что приходится писать в «Добродел», где вся страна узнает, что в наукограде Пущино мусор на улицах.

— По большому счету, вы довольны работой городских служб?

— Я довольна работой «Добродела», потому что он показывает реальную ситуацию с ЖКХ и благоустройством в Пущино: без тычка городские службы работают на «троечку с двумя минусами», хотя, уверена, могут работать гораздо лучше. Для меня сейчас главные темы — это неработающие фонари, плохое отопление в квартирах и нечищенные дороги. К примеру, дорога в Грызлово была в ужасном состоянии. Не знаю даже, как там автобусы проезжали. Ее почистили через пару дней после того, как я опубликовала обращение на «Доброделе».

— Куда еще могут обратиться жители со своими городскими проблемами?

— Можно написать на адрес губернатора или правительства области. Эти письма спустят в администрацию города, а она попросту отпишется, как уже бывало не раз. «Добродел» хорош тем, что там все открыто и видно, пришел ли ответ. Любой может посмотреть фото, сходить на место, убедиться, что проблема существует, а после — проверить выполнение.

— Что посоветуете жителям, самим работать с «Доброделом» или обращаться к вам, как к депутату?

Я бы посоветовала самим активнее работать с порталом, ничего там страшного нет. Но если по каким-то причинам делать этого не хочется, то мой телефон и электронный адрес есть в Совете депутатов. Звоните, пишите, приеду на место, сфотографирую и отправлю в «Добродел». Отчасти я так много работаю с порталом, чтобы показать пример и ободрить других. Когда перед тобой на портале пустая карта Пущино, где нет ни одного флажка, то возможно, страшновато быть первым. А когда там уже больше сотни обращений, то сделать это легче.