Сергей Федюнин вспоминает годы работы в ГИБДД

Когда профессия становится жизнью

Региональный еженедельник «МК» в Серпухове», в преддверии празднования 80-летия создания ГАИ-ГИБДД, продолжает публиковать материалы, посвященные истории серпуховской Госавтоинспекции. На этот раз мы встретились с экс-заместителем начальника отдела ГИБДД Сергеем Федюниным, который более тридцати лет отдал служению людям, обеспечивая безопасность на дорогах. О службе, о непростых временах, и о верности делу в рассказе ветерана милиции Сергея Николаевича.

Когда профессия становится жизнью
Совместное совещание по БДД с администрациями Серпухова, Серпуховского района и Пущино, 2008 год

Моя история очень проста: после демобилизации в 1979 году, стал работать на РТЗ, откуда меня собственно и призвали в армию — я же после окончания машиностроительного техникума на заводе в 41-м цехе был токарем. Коллектив там был хороший, но уж очень хотелось пойти работать в органы. Тогда еще в кадрах УВД был Телегин Сергей Николаевич, после он станет начальником серпуховской ГАИ. Он-то мне и говорит: давай-ка к нам в милицию, собирай документы. Признаться честно, мне хотелось пойти в госбезопасность, но не взяли — не хватало образования. И вот я выбрал ГАИ.

Взял рекомендацию от коллектива завода, все лето проходил в Москве комиссию. Все эти проверки выматывали: очень строго смотрели — была ли у твоих дедушки, бабушки, или у дальнего дяди Пети судимость. Тогда, чтобы пройти в органы, сами понимаете, нужно чтобы ты был со всех сторон чист, чтобы ни за тобой, ни за твоими родственниками грехов не водилось. Очень сложно в ГАИ пройти и медицинскую комиссию (это-то понятно, так как работать приходилось на улице). Но у меня-то, слава Богу, со здоровьем было все нормально — со спортом тогда дружил, вот и медкомиссию прошел легко. В итоге, под Новый год, 29 декабря 1979 года, я заступил на службу. Помню, был еще в гражданской форме, с повязкой дружинника, а в кармане лежало удостоверение сотрудника милиции.

***

Ветеран МВД С.Н. Федюнин
Служил я в 10-м дивизионе, тогда он располагался на площади Ленина, по соседству с городским ГАИ. Если в городском отделении было всего-то шесть человек, то в дивизионе ребят насчитывалось куда больше — обслуживали старое Симферопольское шоссе, которое как раз пролегало сквозь площадь Ленина и уходило через мост на Кирпичный завод. Потом эту трассу закрыли — сделали объездную дорогу, а 10-й дивизион стал 13-й спецротой, а после и вовсе — 8-м батальоном 2-го полка ДПС ГИБДД. Там-то я и отслужил в дорожно-патрульной службе 15 лет. Помню, сразу же после поступления на службу, меня направили в школу первоначальной подготовки в Волгоград, где отучился я полгода. Тогда нас всех усиленно готовили к Олимпиаде, и потому уже к лету 1980 года аттестовали. Этому мероприятию «наверху» придавали большое значение — большая политика, а ведь трасса у нас была одной из основных, так как находилась на южном направлении.

Служба была вообще интересной. Я и на постах стоял, участвовал в рейдах, составлял протоколы, отлавливали мы и нарушителей, одним словом были на страже порядка города, не давая проникать, простите за выражение, всей шушере. Тогда транспорт у нас был мотоциклетный: и в проливной дождь и в сильный снегопад — на службе. Особенно нелегко было осенью, когда приходилось каждый автобус сопровождать (вы, наверное, уже и не помните, как в прошлые времена в обязательном порядке всех вывозили на уборку урожая с совхозных полей). Но, несмотря на все сложности, службу я любил.

***

Потом я пошел учиться в институт МВД по специальности юрист-правовед. Учился заочно, одновременно работал. Да, трудно было, но, тем не менее.., как раз у меня тогда второй мальчик родился. Понимаете, у меня было большое желание учиться, я готовился к поступлению два года.

Это был чисто профильный милицейский ВУЗ, там такая была профессура..! Это же Москва. Было чему поучиться. Когда закончил, как раз настал 94-й год, в городское ГАИ пришел Василий Меченко, а мы с ним как раз вместе служили в 10-м дивизионе. И тут-то он мне и говорит: «Давай-ка, иди ко мне командиром взвода». Ну, я ему: «Ну что же, Вася, давай — так давай!». И я перехожу в городской отдел, проработав в ДПС еще шесть лет.

Но в 2000-м Василий Юрьевич Меченко перешел на должность заместителя начальника УВД по тылу, на полковничью должность, и руководителем серпуховского отдела Госавтоинспекции назначили Владимира Петровича Кондратьева. Он-то взял меня к себе замом. Конечно, желающих занять это место было предостаточно. Но я клянусь: у меня даже мысли в голове не было занять эту должность, я о ней не просил. Петрович просто знал меня хорошо, знал мою работоспособность, понимал, что я потяну эту службу. Так я и стал замначальником городской ГАИ.

Что входило в мои обязанности? Да все! На самом деле все держится на заме. А так как я был заместителем по службе, то вся служба ГАИ ложилась на мои плечи. Был и второй заместитель по РЭП — сначала Генка Зимин, а потом уже и Виктор Германович Братчиков. Такой вот командой мы и проработали несколько лет.

***

Видели, какие сейчас кабинеты в новом здании отдела ГИБДД? А раньше мы все сидели в одной маленькой комнатке: вот мой стол, рядом сидит командир роты, и тут же — заместитель командира роты. Так что про роту ДПС я знал абсолютно все: все слышу, все вижу, какие мероприятия планируют, куда готовят ребят, на что настраивают. Вспоминаю, тогда проводилась масса мероприятий. В каждую субботу была какая-то движуха.

Что еще на зама было возложено? Контроль за агитацией и пропагандой (каждый садик, каждая школа были под контролем, велась плотная работа со средствами массовой информации), вся административная практика, а еще каждую субботу я лично проводил разбор ДТП. Не знаю как сейчас, но тогда приходилось писать каждое постановление своей рукой. А в воскресенье мы уже «торчали» на рынке — это был просто бич Божий! Там же знаки кругом, а машин — немыслимое количество: одни завозят картошку, другие ее покупают. Только голова нашего бедолаги-сотрудника и торчит. И такая картина наблюдалась и зимой, и летом. Да, работали без выходных и проходных.

Приходилось и «воевать» в отношении организации безопасного дорожного движения: все время обращались в администрацию с просьбой построить подземные переходы у рынка, но так этого сделано и не было — построили Корстон. Просили, просили мы, но так ничего и не выпросили: понимаю, застройщики там — бедные, с них-то и взять было нечего, вот и остались мы без перехода. Зачастую нас не только не слышали, но и делали наоборот. Просим, отделить проезжую часть — не отделяют, говорим, чтобы не строили стоянку, а они берут и строят. Знаете, очень тяжело было навести порядок.

***

На выставке авто- и мототехники в Крокус-Экспо, 2010 год
А когда первые байкеры появились, тогда такое началось! Сбор у них был, знаете где? На пятачке пересечений Садовой и Красноармейской улиц. Как сейчас помню: соберутся и как понесутся на Борисовское шоссе. Нет, о каких-то навороченных байках говорить не приходится, это были обыкновенные «Явы», да «Макаки», но головняк они нам устраивали хороший. Сегодняшние «Ночные волки» — это уже организация, которая идет на контакт, взаимодействует с полицией, те же просто стихийно собирались и гоняли в свое удовольствие. Но справедливости ради скажу, эта пена быстро осела, продержались наши лихачи какой-то год, ну два от силы. Правда, потом покатушки стали устраивать на своих машинах другие любители быстрой езды. Сначала попробовали они делать заезды у «Дисконта», потом переместились в Приветливое, а как-то раз решили устроить заезды на старой Симферопольской дороге. И вот звонят нам ребята из 13-й спецроты, и говорят: давайте-ка мы их вместе поприжмем. Поприжали. На самом деле эти заезды очень опасны, были же тогда и смертельные случаи.

Отразились ли на нас те самые 90-е годы? Конечно, со сменой политического строя, когда развалился Советский Союз, люди в большинстве своем сильно поменялись. Сама жизнь стала кардинально меняться: появились бедные и богатые. Раньше же почти все были равные. Тогда у всех были одинаковые маленькие огороды, стандартные квартиры, а хвалиться своим богатством считалось неприличным. А тут раз — и появились соблазны. Все перевернулось, стало шиворот-навыворот: вот и пошло: если кто-то живет в роскоши, почему я не могу? Стали выдумывать, что нужно сделать, чтобы жить не хуже чем другие. Но, Слава Богу, это время милицию в целом не затронуло, если армия разваливалась на глазах, то нас не раскололи.

***

Смотрю сейчас на ребят из ДПС… так-то они ничем не отличаются от нас: несут такую же службу, что и мы. Только понимаю, что прессинг у них в разы сильнее, и со стороны высшего руководства, которое завышает требования и одновременно сокращает кадры, и со стороны обыкновенных людей. В итоге сотрудник дорожно-патрульной службы просто физически не в состоянии выдержать такие нагрузки. Ему и так работать очень тяжело, а тут еще такое.

Увы, непосредственно с водителями контакт уже не такой, как в былые времена. Сейчас люди не стесняются выплескивать свои негативные эмоции. И если раньше негатив в основном шел от молодежи, то сейчас и автолюбители более старшего возраста стали слишком эмоциональны. Но ребята, конечно, держатся. Поверьте, здесь очень сложно служить. Впрочем, работать в милиции было всегда тяжело: недобросовестные водители, нарушающие правила, и в нетрезвом виде гоняющие по району, бесконечные ДТП. И все же раньше все было куда проще. Ну, взять, например, отчеты о проделанной работе. В былые времена мы предоставляли документы один раз в месяц, да и то только по телефону, а потом уже в конце квартала отвозили два-три листочка, Сейчас же чуть ли не каждая служба везет в Управление по толстой пачке бумаг. Да и на дороге в разы увеличился транспортный поток, так что ребят из Госавтоинспекции очень жалко и хочется их лишний раз поддержать.

***

Когда Владимиру Петровичу Кондратьеву исполнилось 60 лет, чувствовать он стал себя неважно. Он же — мастер по велоспорту, в свое время, когда входил в сборную Советского Союза, всю Европу объехал. Здоровье стало сдавать, а нагрузки на службе были тяжелыми. Вот он и написал заявление по собственному желанию, а на его место пришел Дмитрий Николаевич Гара. Удалось поработать его заместителем несколько лет. После, уже в 2010 году, я вышел на пенсию. На мое место пришел Дмитрий Александрович Новиков, а вместо Братчикова заместителем стал Александр Сергеевич Шибаев. Теперь он — начальник отдела.

Если проанализировать годы службы, мой путь в ГАИ был долгий. Но сказать по правде, то ДПС — ближе, чем руководящее кресло. Я этой службе отдал более двадцати лет. Почему нравилась именно она? Потому что нет ничего лучшего, чем общаться с людьми, да и коллектив у нас был очень дружный. Мы всегда собирались вместе по праздникам, дни рождения детей справляли, как большая семья были. Словом, незабываемое время, и к людям тогда было человечное отношение. Чтобы кто-то кого-то предал, подставил? Такого даже представить не могли. У нас даже понятия об этом не было, воспитывались по-другому.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 8 июня 2016

Заголовок в газете: Сергей Федюнин: «И вот я выбрал ГАИ»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру