«Прометеус» — первый опыт лечения

В конце июля установку смонтируют в Обнинске

Полгода тому назад врачи Медицинского радиологического научного центра им. А.Ф.Цыба — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Министерства здравоохранения РФ начали в Протвино лечение пациентов на установке «Прометеус», созданной директором ФТЦ ФИАН и ЗАО «ПРОТОМ», членом-корреспондентом РАН В.Е. Балакиным.

В конце июля установку смонтируют в Обнинске
Профессор Всеволод Галкин. Фото: Сергей Шилов.

Мы попросили рассказать о лечении на установке директора МРНЦ им. А.Ф. Цыба доктора медицинских наук, профессора Всеволода Николаевича Галкина.

— Всеволод Николаевич, МРНЦ является ведущим в России учреждением по разработке и применению в медицине высокотехнологичных радиологических методов диагностики и лечения больных. В штате центра 1779 человек, в том числе 310 научных сотрудников, включая 59 докторов, из них — 24 профессора и 172 кандидата наук. В основу большинства разработок центра по совершенствованию методов лечения больных положены принципы повышения эффективности лечения, сохранности органов и улучшения качества жизни. Не могли бы Вы рассказать о том, каким был путь лечения онкологии на протяжении десятилетий?

— Если говорить принципиально, то в лечении онкологии есть 2 основных направления, которые позволяют улучшить результаты лечения. Это, с одной стороны и прежде всего — своевременное выявление заболевания, то есть ранняя диагностика. Всем известно, что результат лечения напрямую зависит от своевременности постановки диагноза. Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше результаты лечения. С другой стороны — это внедрение новых и более эффективных методов лечения, и в последнее время в мире действительно возродился интерес к лучевой терапии. Все развивается по спирали — если в 60-70-е годы был определенный виток интереса и активное развитие лучевой терапии, то потом интерес к ней угас в силу определенных технических причин — лучевая терапия не в полной мере соответствовала потребностям практикующих врачей, имела достаточно большое количество осложнений, побочных эффектов. А сейчас, по мере внедрения новых методов и разработки новой и более точной аппаратуры, интерес к лучевой терапии и ее применению в мире существенно вырос, и, конечно, мы тоже, как ведущий радиологический центр страны, не можем оставаться в стороне в этом вопросе.

В чем сейчас состоит преимущество того или иного вида лучевой терапии, почему снова возродился интерес к ней? Прежде всего, появилась возможность лечить с более высокой точностью, не задевая жизненно важные структуры, существенно уменьшилось и число осложнений, связанных с лучевой терапией. Кроме того, мы научились подводить более высокую энергию непосредственно к очагу заболевания — опухоли, не повреждая здоровые ткани.

— Говоря о лучевой терапии, Вы имеете в виду протонную терапию?

— Я говорю обо всех видах лучевой терапии — и о традиционной, и о протонной. Конечно, протонная терапия — это новый шаг в лечении больных и новый этап — причем очень серьезный, и мы очень рады, что сотрудникам МРНЦ посчастливилось встретиться с Владимиром Егоровичем Балакиным. Мы вместе идем в плане разработки этой аппаратуры. Основная часть работы, конечно, лежит на нем, он — энтузиаст, заслуживающий самого глубокого уважения, с таким упорством в течение многих лет разрабатывая и пробивая это направление без какой-либо существенной поддержки, за счет исключительно своего желания, уверенности в своей правоте. Ну, а мы поддерживаем его в течение последних нескольких лет, работая над медицинской частью проекта — занимаемся лечением, начав его в Протвино с 23 ноября прошлого года. В ходе совместной работы были получены все необходимые лицензии и разрешительные документы, то есть уже началась стадия не клинических исследований, а непосредственно лечение пациентов в полном объеме. Но всегда в начале любого пути у исследователей возникают дополнительные вопросы, поэтому в ходе лечения что-то дорабатываем, а что-то изменяем, стараясь добиться наилучшего оптимального результата.

Медицинская установка «Прометеус». Фото: Сергей Шилов.
В начале июня мы с Владимиром Егоровичем были на всемирном конгрессе по протонной терапии в Праге, и я могу сказать, что та машина, которую он создал и предлагает, ничем не уступает существующим в мире образцам. Ее параметры абсолютно адекватны, они нас полностью устраивают, и мы планируем только расширять спектр локализаций, для лечения которых эту машину можно использовать.

— Двое сотрудников Вашего центра выступили на конференции с докладами. Каким темам они были посвящены?

— Это были стендовые доклады, посвященные первому опыту лечения больных, так как на сегодняшний день уже прошли облучение около 30 человек — меньше, чем в каком-либо из ныне существующих протонных центров, которых не так много. Предполагаю, что в следующем году на очередном конгрессе, который состоится в Японии в Йокогаме, представим полноценный доклад с анализом результатов лечения и успехами, которые, я уверен, у нас будут, и выделим ряд проблем для всеобщего обсуждения. Мы смотрим в будущее.

— Отличается ли динамика лечения больного на «Прометеусе» от динамики других методов лечения?

— Когда речь идет о лечении наших пациентов, то, наверное, самое главное — это не скоростные и количественные показатели, а качественные. Поэтому при сравнении протонной терапии со стандартной лучевой мы, естественно, видим существенные преимущества первой. Главные преимущества протонной терапии, как я уже сказал, в высокой точности, которая крайне важна при лечении пациентов с опухолями в области головы — зачастую эти опухоли контактируют с жизненно важными структурами, которые ни в коем случае нельзя задевать при лучевой терапии. То есть мы фактически говорим о радиохирургии — точечном прецизионном воздействии на очаг. Возможности традиционной лучевой терапии в этом плане, к сожалению, существенно ограничены.

В настоящее время мы активно сотрудничаем с Институтом нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, который находится в Москве — они направляют к нам пациентов, и в нашем центре уже прошел курс лечения целый ряд интересных больных. Но даже после лечения мы не выпускаем их из поля зрения, а стараемся отслеживать и долговременные последствия нашего лечения, добиваясь положительного результата. Поэтому все эти пациенты продолжают находиться под нашим контролем и с определенной периодичностью приезжают к нам на обследование для оценки состояния здоровья, даже можно сказать — мы с ними дружим. В медицине очень важен не только сиюминутный результат, а еще необходимо понимать — какой результат ты получишь через год, два, пять лет.

— В этом году ЗАО «ПРОТОМ» поставит в Ваш центр свою установку.

— Да.

— И лечение начнется в Обнинске?

— Совершенно верно.

— Когда состоится это событие?

— Во-первых, я очень признателен В.Е.Балакину за то, что он, не считаясь со своей занятостью, идет с существенным опережением графика. Я имею в виду монтаж установки в Обнинске. Запуск этой установки намечен на конец июля и будет приурочен ко Дню города. У нас нет оснований думать, что будет иначе. Владимир Егорович — человек слова, и если что-то пообещал, то обязательно сделает. Физическая часть установки уже смонтирована, вместе с инженерами мы убедились в том, что она работает — получили протонный пучок и его параметры соответствуют запланированным. Сегодня уже идет монтаж медицинской составляющей — а это стол, система позиционирования и так далее.

Что касается сотрудничества, то мы регулярно встречаемся, обсуждая все насущные вопросы, и неделю тому назад состоялась очередная наша встреча. Я очень надеюсь, что мы и дальше будем работать вместе вне зависимости от того, где будет установка — в Протвино или Обнинске. Потребность в этом виде лечения крайне высока, и потом, с учетом того, что мы, во-первых, единственные в стране лечим протонами на специализированном медицинском протонном комплексе, а во-вторых, являемся научно-исследовательским учреждением, поэтому не имеем права просто лечить — мы должны продолжать научно-исследовательскую работу и думать о том, что будем делать через год-два, через десять лет. Вот почему так необходима научно-исследовательская работа, а не только прикладное лечение, ведь задачу нашего центра — определять развитие медицины, а в нашем случае — развитие лучевой терапии на ближайшие годы в стране — никто не отменял. И, естественно, наша цель — давать на основе, прежде всего, научных данных, которые мы получаем в ходе экспериментов, анализа лечения пациентов или в каком-то ином варианте, четкие методические и практические рекомендации для общей лечебной сети в стране.

Я не сомневаюсь, что этот вариант лечения будет тиражироваться, как не сомневаюсь и в том, что мы первые и, надеюсь, далеко не последние, будем всегда приветствовать появление и развитие новых центров, в том числе и протонной терапии, в здравоохранении Российской Федерации. А учитывая ту направленность, о которой я говорил, мы уже сейчас планируем открыть на базе нашего Института центр по подготовке и повышению квалификации специалистов, в том числе и по разделу протонной терапии.

Вообще, в медицине очень приветствуется обмен мнениями, дискуссии, поездки друг к другу в учреждения, чтобы посмотреть, как оборудовано рабочее место, узнать особенности работы. Никаких секретов в нашей специальности нет — мы открыты, и это очень важно. Относительно такого центра мы с Владимиром Егоровичем еще до конца не пришли к единому мнению, но мне кажется, это еще одно направление, которое, безусловно, будет развиваться в будущем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру