Может ли государство жить без идеи

Запоздалое интервью с Анатолием Редькиным

Ровно два года назад я пришла в Музейно-выставочный центр узнать о новом проекте «Стена памяти», готовящемся к 70-летию Победы. Только приступила к работе в «МК» в Серпухове», и меня, совершено незнакомого журналиста, директор Анатолий Редькин пригласил на планерку, где как раз обсуждали работу над проектом, а после уделил время и на интервью, терпеливо пытаясь донести до меня свою точку зрения. Я хотела новостей, он же вел беседу о ценностях.

Запоздалое интервью с Анатолием Редькиным
Анатолий Иванович Редькин 28 октября 2014 года

Тогда мне показалось это интервью несколько абстрактным, поэтому оно не пошло в печать. Через полгода Анатолия Ивановича не стало. Я долго не открывала этот файл. И вдруг решила перечитать текст накануне 7 ноября. Сейчас это просто День Октябрьской революции 1917 года, а во времена моего детства праздник назывался — Днем Великой Октябрьской социалистической революции. Самое время поностальгировать. И вот, заново соприкасаясь с той беседой, я поразилась ее актуальности.

— … вынужден повторить вначале свои слова, что всякий журналист, тележурналист, всякий человек со стороны имеет свое, устоявшееся мнение о предмете разговора и приходит на этот разговор со своим внутренним настроем, стереотипами, которые волей-неволей у него присутствуют. А вот взглянуть изнутри на ситуацию — это непросто. Это непросто даже мне, хотя я всю жизнь в культуре, с 70-го года. Двадцать лет в музее, из которых половину — директором в Серпухове и Загорске. Здесь я уже третий год, и лет уже мне немало, и опыт есть. И тем не менее сложно поменять стереотипы, найти новое, оригинальное решение, быть понятым и не только своим начальством, но и коллегами и, в конце концов, зрителями, посетителями. И мы приходим к главному. Учреждение культуры имеет муниципальное задание. Оно довольно простое по форме: улучшать, расширять музейно-выставочные услуги. Как расширять, куда идти, какое качество, как привлечь? Это те вопросы, на которые мы пытаемся ответить.

Третий год над этим работаем, изначально заявили на большой пресс-конференции, что мы в целом хотим, куда и как хотим идти. Далеко не все это поняли, посчитали несерьезным, и все спрашивали про материальную сторону. Сколько это стоит? А я скажу — почти нулевой бюджет и всякие внутренние ресурсы. Два года разрабатывали эту концепцию.

— Какую именно?

— Концепция очень проста: быть полезными. Это законы рынка. Иначе и приходить не стоило. Я пенсионер, на хлеб зарабатываю в другом месте. У меня агентство недвижимости. Но должны быть цели и задачи. А цель — стать полезными, перейти из категории необязательных. Есть стереотип, что культура — некая надстройка, развлечение. [В музей] можно прийти, а можно не прийти, ничего не потеряешь. На выставку с экзотическими животными приходят, с детьми у нас налажена работа, а взрослые проходят мимо, они не знают, что внутри. Нет востребованности и нет воспитания. Задача стоит архисложная, но чрезвычайно важная. Если муниципальное учреждение культуры казенного типа с низким бюджетом хочет выжить, то мало говорить о том, что мы замечательные и хорошие. Докажите.

— Что вы придумали?

— Танечка, если вам нужна фраза: дайте мне изюминку, и я уйду, уходите сразу. Я могу так сказать с позиций своего возраста. Самый страшный стереотип всех журналистов: а в чем изюминка? Вот расклюешь эту изюминку, хлеба не почувствуешь. (читает из буклета) «Главный принцип, тематика экспозиционной структуры центра — создать комплексный образ жизни русского народа во времени и в культурологическом пространстве. Осмыслить всю историю России, ее национальный организм как единое целое».

Сам формат Музейно-выставочного центра заставляет нас действовать в двух направлениях. Это сменные выставки, по 30-40 выставок в год, и постоянная экспозиция — «Музей павлина», «Русская деревня». Основной акцент — расширять постоянную экспозицию и развивать интерактивные мероприятия. А вот цель: «актуальной государственной задачей становится подъем национального самосознания, укрепление чувства патриотизма. Задача — донести до населения информацию об истории города». Высокий пафос, который нынче не очень моден, но задачи именно такие.

— Какова основная аудитория? Больше детская?

— В основном, да. У нас договоры со всеми детскими учреждениями города. У молодежи стала популярна «Сушка». Взрослые не очень приходят, как везде. Интерес пробудился, когда открыли экспозицию «Россия-СССР-Россия. ХХ век». Народ пошел и понес вещи, потому что это близко, это некая ностальгия.

— Вы знали, что это привлечет людей?

— Это было очевидно. Знать историю своей страны необходимо. Не может быть будущего без знания прошлого. Двадцать с лишним лет историю страны забывали. Вот Украина — характернейший пример. А свою молодежь мы не потеряли? Потеряли. Они не знают истории. Они родились уже, когда отношение в нашем обществе к истории своей страны стало отрицательным. А почему? Они не знают. Им внушили, что совок — это плохо. Двадцать лет прошло, и многое стало понятно. Кто-то сказал, что «тот, кто не жалеет о Советском Союзе, не имеет сердца. Тот, кто считает, что его можно сейчас восстановить, не имеет головы». Была страна. Великая, большая, громадная, сильная, мощная. Со всеми своими нюансами идеологическими и так далее. Но она была. А потом ее не стало. История 1917 года повторилась. Тогда тоже была огромная, великая страна. Собственно Первая мировая война и Революция случились потому, что Россия слишком широко и красиво шагала, слишком широкие были перспективы. И ее тормознули. А потом тоже самое произошло в 1991 году. На протяжении одного века великую страну роняли только так. Поэтому естественное желание любого гражданина и историка культуры сказать — нельзя снова наступать на грабли, нужно помнить историю: и хорошее, и плохое. Все было плохо в Советском Союзе? Перестаньте молоть чепуху. Это чисто либеральная пропаганда. Надо знать историю, и не надо мазать ее одним цветом.

— Вы будете нейтрально историю подавать? Или все таки как-то?

— А как? Вопрос интересный от корреспондента «Московского комсомольца». Это политическая ангажированность. Мне понравилось, как митрополит сказал: нам одинаково дороги и белые кресты, и красные кресты. И те, и другие — это русские люди, которые боролись за свою идею. Боролись, умирали, убивали. Это наша история. Самое отвратительное, что было в советское и постсоветское время — это разделение на черное и белое. Большевики очень не любили вспоминать дореволюционную Россию, хотя любили сравнивать себя с 1914 годом. Демократы тоже очень не любят вспоминать ту, доперестроечную Россию. Наша задача — не демонстрировать ту или иную сторону, а показывать все. И то, и другое имело место, но брать с собой и развивать нужно хорошее.

Вот «Мемориал» занимается жертвами репрессий. Кто был репрессирован? Вся ленинская гвардия: Каменев, Зиновьев, Бухарин, Ягода, маршал Тухачевский. Я с тамбовщины, которую Тухачевский кровью залил, газом травил. Может, тамбовские крестьяне жертвы репрессий? Почему почти всю ленинскую гвардию к 37-у году искоренили? Почему Троцкий написал, что в России побеждает контрреволюция? Главной целью Революции 1917 года была мировая революция. В 1920 году возник Советский Союз — государство. Тогда еще мечтали о мировой революции. Но уже к1937 году от этого тезиса отказались. Хотя на деньгах печатали до конца Союза: «Пролетарии всех стран объединяйтесь». Сталин провозгласил построение социализма в отдельно взятой стране и начал укреплять государство. Репрессии — это подавление антигосударственников. К этому надо относиться без всякого цинизма. Если бы не произошло 37-о года...

— Как вы видите роль Серпухова в этом?

— Жизнь города и отдельной семьи без жизни государства невозможна. Мы берем самый общий исторический фон. 10-15 самых основных дат. Многие не помнят их. Но это фон развития нашей страны. Не навязывать — это плохо, это хорошо, а учить делать выводы самим. Всегда стояла задача — научить думать. Современная молодежь не умеет обдумывать информацию. Они скачивают из интернета, и все.

Мы потеряли уже поколение — оно дезорганизовано, деидеологизировано. Не может жить государство без идеи. А у нас ее нет, и она не просматривается. Поэтому люди разобщены. А не зная истории, люди черпают информацию из интернета, у них появляются какие-то представления. Задайтесь вопросом: почему вдруг в XX веке фашизм стал так популярен?

…Получается хоровод времен и событий в одной эпохе. Вот до нас дошла историография с одной стороны — советской. А ведь у нас долго был забыт Столыпин, хотя это эпоха и тенденция серьезнейшая. Редко вспоминали эсеров. Одновременно происходило столько всего! Откуда появились эти революционеры? Самый главный для нас момент: как структурировать информацию? Внутри очень много: политика, экономика, культура. Разве можно показывать только революционных матросов и не показывать, что происходило в области духовности? Задача всякого образования — разложить информацию по полочкам, а не обрушивать ее на неподготовленного человека. «Почему рухнула империя?» Да не рухнула, а обрушили. «А вот развалился Советский Союз». Да не развалился, а развалили. И внешние, и внутренние силы. А что это за силы? А почему и как?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 2 ноября 2016

Заголовок в газете: Запоздалое интервью

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру