Семья Гречихиных - всегда на посту

Когда понятие честь передается из поколения в поколение

Прошедшая неделя была особенной. День сотрудников органов внутренних дел — сокровенный праздник для многих жителей нашего города. Так и Гречихины День милиции отмечают всей семьей. Да и как может быть иначе, когда представители этой династии на протяжении нескольких десятилетий с честью и гордостью носят офицерские мундиры.

Когда понятие честь передается из поколения в поколение
Семья Гречихиных. Фото из личного архива Евгения Гречихина.

Если бы кто-то из ученых мужей и социологов решился на создание модели идеальной ячейки общества, то было бы очень полезно им взять за основу опыт семьи Гречихиных, в которой царит взаимопонимание, любовь друг к другу, и верность государевой службе.

— Сын всегда хотел быть похожим на отца, — говорит Ольга Ильинична, супруга того самого героя, о ком и пойдет речь в нашей публикации. — Вот и пошел Вадим служить в полицию. Понимаете, Георгиевич — человек чести, долга и совести. Он не любит фальши, никогда не врет. Всегда подтянут. Он-то на работу никогда не шел не почистив ботинки, не застегнув все пуговицы. Вот сегодня он вышел на пенсию, а в нем до сих пор сохранилась та офицерская закалка.

Георгиевич… так, с теплотой и большой любовью, говорят о Евгении Георгиевиче Гречихине и его родные, и его бывшие сослуживцы. Всю свою жизнь он посвятил Госавтоинспекции, присягнув на верность Закону. А началось все в конце 70-х, когда молодой Женя Гречихин только что вернулся из рядов Советской армии. Женился на своей Олечке, пошел на завод «Металлист» токарем шестого разряда. Был он на хорошем счету, даже свое именное клеймо имел. Но вдруг, неожиданно, к нему приходит письмо, в котором приглашают его на службу в милицию. Что делать: идти служить в ущерб зарплате, или же продолжать работать на предприятии? Такие вопросы Евгения даже не интересовали — он сразу же пошел подавать документы. Так и поступил в 10-й дивизион (прародитель нынешнего 8-го батальона 2-го полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России.

Из семьи потомственных офицеров

Отечеству служил и отец Евгения Георгиевича, и дед. Дедушка по материнской линии — Георгий Дмитриевич Залипаев, сразу же после революции пошел в милицию. Органам внутренних дел он отдал многие годы своей жизни, борясь с преступностью вплоть до 1932-го года. Но в 1941-м началась война, и Георгий Залипаев, как военнообязанный, пришел в военкомат. И снова он надевает милицейский мундир, отправившись на службу в Свердловск. В эти тяжелые для страны годы, когда расцветает преступность, Залипаев следит за правопорядком в городе и его окрестностях.

Георгий Дмитриевич Залипаев, конец 20-х годов. Фото из личного архива Евгения Гречихина.

Вернулся Георгий Дмитриевич к своей семье, которая в то время проживала в Данках, только в 1946 году. Как вспоминают родные, это был человек очень серьезный, немногословный, требовательный не только к другим, но и к самому себе. «Надо читать передовицу в «Правде», там правду пишут», — говорил он. Отец Евгения Георгиевича, тоже носил мундир. Георгий Гречихин был кадровым офицером, участвовал в Великой Отечественной войне — служил в штабе западного фронта. Победу Георгий Васильевич встретил в звании капитана, а после пошел работать на серпуховский мотозавод, где многие годы возглавлял отдел гражданской обороны.

Когда перед глазами были такие живые примеры, то не стоит удивляться тому выбору, который сделал молодой Женя Гречихин. Он пошел в ряды милиции осознанно, служить за идею. Конечно же, и зарплата, и обмундирование оставляли желать лучшего. Да и первый мотоцикл выделили не сразу (при этом свой трехколесник сержант Гречихин долго самостоятельно ремонтировал, и только после этого вышел на нем в рейс).

Наверное мало кто себе представляет, что в те годы служба в ГАИ принципиально отличалась от сегодняшней — тогда трассы «Крым» и в помине не было, а до стационарных постов приходилось добираться на попутках (о личном транспорте даже не приходилось и мечтать). Как вспоминает сам Евгений Георгиевич: «Стоишь на Балабановском повороте, темная ночь, кругом лес, ходишь туда-сюда. Вокруг — никого, вдруг где-то вдалеке показался огонек. Постепенно огонек приближается, приближается, подъезжает автомобиль». Тогда весь транспорт строго фиксировался, нужно было все номера машин вносить в протокол. Так за ночь, в лучшем случае, проедет одна-две машины, а ты должен стоять начеку.

Тяжелые тулупы и преступники

Стоять начеку в тяжелом тулупе, в валенках и галошах. И смена, к тому же, зачастую затягивалась. Да и как не затянется, если, например, к семи часам утра Евгений Гречихин вместе со своими сослуживцами приходил на развод, получал вводные, а дальше искал транспорт, чтобы доехать до поста. А потом уже также нужно как-то добираться обратно, с поиском попутки. Но даже в самый поздний час его всегда ждали, и волновались… Он старался ничего никогда не рассказывать, и про то, как в лихие девяностые Евгений Георгиевич задерживал наркоперевозчиков, и о том, как стреляли. После о той самой стрельбе, которая произошла на втором окском посту, что сразу же после моста, напишут во всех газетах, а он делал все, чтобы не испугать свою Олечку. А дело было так: на вооруженную банду, едущую в сторону Москвы, пришла ориентировка. Во время задержания автомобиля преступники открыли огонь. Гречихин, рискуя своей жизнью, вместе со своими товарищами обезвредил преступников.

— Я всегда о чем-то таком узнавала от чужих, — вспоминает супруга Евгения Георгиевича. — Он на самом деле меня просто берег. Георгиевич говорил: «Что происходит у меня на работе — касается только меня». О том, что в них стреляли, мне рассказал наш сосед Саша Солдатов (через несколько лет он погибнет в той самой страшной аварии под Чеховом; тогда в него, и других пятерых сотрудников милиции и прокуратуры, въехал пьяный водитель). Александр приходит к нам с перевязанной головой, тут-то мне все и стало известно. И подобных случаев было немало…Но один Ольге Ильиничне запомнился на всю жизнь. Возвращались они как-то раз из Москвы, остановились на посту (это уже были в самом разгаре девяностые). Тут сообщают, что едет машина, в которой находятся наркотики, водитель вооружен.

Сотрудники ГАИ спешно застелили пол стационарного поста старыми газетами и уложили на них супругу Гречихина — такие меры были приняты на случай стрельбы. И со словами, «лежи здесь, не высовывайся», сотрудники Госавтоинспекции приступили к задержанию преступника. Но все, слава Богу, обошлось без стрельбы: машину остановили под предлогом проверки документов, тут-то злоумышленника и скрутили.

Службе внутренних дел Евгений Гречихин отдаст 34 года. Сначала, после окончания Орловской школы милиции, он получил лейтенанта, потом, за проявленные заслуги и годы службы, ему присвоят звание капитана, на пенсию же Евгений Георгиевич выйдет уже майором. В последние годы службы он являлся заместителем начальника по кадрам, одновременно отвечая за воспитательную работу личного состава. Впрочем, как рассказывают вчерашние ребята, а сегодняшние опытные майоры, Георгиевичу и не надо было что-то долго рассказывать, вдаваясь в педагогические дебри. Он подавал прекрасный личный пример, потому хотелось тянуться и тянуться за ним.

Милицейская династия продолжается

Сегодня Евгений Георгиевич счастливый отец и дедушка — воспитывает четырех очаровательных внуков, которых ему подарили сын и дочь. И что интересно: малыши, как только научились что-то говорить, сразу же объявили деду: «Будем носить такую же фуражку, как у тебя!». И все может быть… сын Вадим, наблюдая за каждодневным подвигом отца, в детстве тоже всегда так говорил, а сегодня он уже перещеголял отца. Подполковник Гречихин-младший служит в центральном аппарате МВД России, а его супруга — капитан полиции Екатерина, после окончания очного отделения Московского университета МВД занимает должность инспектора по пропаганде и агитации в Чеховском ГИБДД. Зять Евгения Гречихина — капитан полиции Максим Смирнов, служит в МУ УВД России «Серпуховское» участковым, а дочь Ирина, имея педагогическое образование, решила выучиться на юриста (а вдруг учитель английского языка захочет пойти по следам отца?).

Глядя на эту богатую милицейско-полицейскую династию можно только догадываться, как в семье Евгения Гречихина отмечают тот самый главный праздник — День сотрудников органов внутренних дел. И все же, если бы кто-то из ученых мужей и социологов задался бы целью создать модель идеальной ячейки общества, то было бы очень полезно познакомиться с семьей Гречихиных, в которой царит взаимопонимание, любовь друг к другу, и самое главное — верность Отечеству.

Евгений Георгиевич на посту, начало 80-х годов. Фото из личного архива Евгения Гречихина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 16 ноября 2016

Заголовок в газете: Служить за идею

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру