Нина Ивановна с мужем живут в доме по Осенней, 7г с 2007 года. Не постоянно, а наездами. Телевидение в доме всегда работало исправно, правда, квитанции за него почему-то не приходили. Но женщину это не удивляло, тем более в прошлом году вышел закон, согласно которому всем положены 20 телеканалов бесплатно. И вдруг как гром среди ясного неба 30 ноября пришли сотрудники компании «Гарант Плюс» и отключили ее квартиру от телевидения, также как и многие другие квартиры в ее подъезде. Да не просто отключили, а как она описывает, «вырвали все».
Нина Ивановна позвонила главному инженеру «Гарант Плюса», чтобы выяснить, в чем дело. Оказалось, что всего-навсего нужно заключить договор между собственником и фирмой. Вот только Нина Ивановна наотрез отказалась это делать, из-за того, что главный инженер во время разговора был, по ее словам, не вежлив. Вместо этого она стала настаивать, чтобы ей предоставили телевидение бесплатно в объеме, определенном законом. «Такое отношение удивляет. Тем более сегодня послание президента, а я не могу посмотреть. Это похоже на политическую диверсию», — возмущалась женщина, рассказывая мне по телефону свою версию случившегося.
Когда гражданин России не имеет возможности посмотреть послание президента Федеральному собранию — это серьезный повод разобраться. Для начала я позвонила в ТСЖ «Наш дом — 1», обслуживающее эти новые дома по Осенней. Выяснилось, что ТСЖ не имеет отношения к поставке услуг телевидения. Это забота собственников жилья. Они сами должны заключать договор напрямую с поставщиком услуги и оплачивать по отдельной квитанции. Некоторые из них так и сделали, но впоследствии не платили за услугу и накопили крупный долг, другие так и не заключили договоры, но зато самостоятельно подключили телевизионные кабели к сети и спокойно смотрели телевизор, не платя вообще. Разумеется, такая ситуация в конце концов, привела к «кровавой развязке». У «Гарант Плюса» лопнуло терпение, и в жилых домах, где живут злостные неплательщики и халявщики, стали наводить порядок.
Бесплатно только сыр в мышеловке
Затем я вызвонила главного инженера «Гарант Плюса» Евгения Ларичева, чтобы узнать, почему в общем-то законные действия компании вызвали такое возмущение Нины Ивановны.
«Мы не раз рассылали уведомления жильцам о необходимости заключить договор и погасить задолженности. Кто-то пришел и оплатил, кто-то заключил договор. Вот во 2-й квартире в этом доме мы уже все подключили», — охотно пояснил Евгений Иванович.
Голос у него спокойный, доброжелательный. Видимо, чтобы пойти на конфликт с Ниной Ивановной, у него были сильные причины, не иначе его кто-то сильно разозлил, а может быть просто накопилась досада. Ведь дом попался проблемный. Некоторые собственники боролись за свои незаконные врезки телевизионных кабелей аки дикие львы. «Одни чуть ли не с кулаками на нас бросались», — жаловался Евгений Иванович. По его словам, этот дом по Осенней, 7г, — один из самых сложных. Жильцы там особенно сопротивляются действиям «Гарант Плюса», поэтому там отключили пока только один подъезд.
Ох, как же это знакомо. Все эти уловки крепких хозяйственных мужчин и их визгливых жен: «жучки» в электросчетчиках, чтобы не платить за электроэнергию, незаконные перепланировки, от которых по стенам идут трещины, теплые полы, за которые потом платит весь дом. Или тенденция последних лет — недопуск к общедомовым коммуникациям. Мол, мы у себя сделали евроремонт, а на остальных плевать.
«Мы долго не трогали эти дома, но теперь пришла и их очередь», — ответил главный инженер на мой вопрос, почему так долго тянули с наведением порядка. Ведь дом по Осенней, 7г сдали в эксплуатацию аж в 2005 году. Что касается бесплатных телеканалов, то действительно такой закон существует, но есть еще оборудование и оптоволоконный кабель, а также их эксплуатация. Кто за это должен платить? Жильцы, которые пользуются. Но видимо, не все это понимают. Как не понимает и Нина Ивановна, что «Гарант Плюс» не может бесплатно предоставить ей два-три государственных канала, как она просит. Эти телеканалы идут в пакете, где 62 аналоговых канала и более 100 цифровых.
Казалось бы, это частная история, которая случилась по недоразумению, и я уверена, уже полюбовно решена. Но я могу рассказать вам десятки подобных историй из сферы ЖКХ, когда собственники не владеют информацией об услугах, своих правах и обязанностях, а поставщики услуг не горят желанием проводить каждому ликбез и зачастую действуют нахрапом. В результате разгораются конфликты, которых можно было бы избежать. А пока у людей единственным средством защиты служит обращение на горячую линию президента страны.