Священник Игорь Чабан: «Венчание укрепляет человека в духовной жизни»

О браках, которые свершаются на небесах и регистрируются на земле

Тысячи семей ждут с волнением ту самую чудесную новогоднюю ночь, которая вот-вот наступит. Новый год — самый-самый семейный праздник. И вот в преддверии этих замечательных дней издание «МК» в Серпухове» решило снова вернуться к теме семьи и напомнить всем нам о семейных ценностей. Если браки свершаются на небесах, то стоит ли ставить штамп в паспорте, или какова основная миссия каждой семьи — об этом и не только нам рассказал благочинный Серпуховского округа священник Игорь Чабан.

О браках, которые свершаются на небесах и регистрируются на земле
Благочинный Серпуховского округа священник Игорь Чабан. Фото: Агата Обломова

— Отец Игорь, хочу начать нашу беседу, пожалуй, с главного вопроса: чем является семья для православной церкви?

— Семья определяет государственность, это когда два человека, преодолевая самих себя, созидают иерархию, структуру дальнейшей семейной жизни. Пред Богом семья, это когда один человек, имея веру и убеждения, берет ответственность за другого человека. Чем отличается христианская семья просто от двух любящих людей? Это когда супруги своей совместной жизнью показывают пример служения, то есть христианская семья — это служение, это подвиг. Это же символично, что во время венчания поется: «Святи мученицы, иже добре страдавшие и венчашеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим».

— Все-таки создание семьи — это мученичество...

— Это мученичество, и об этом говорит нам Писание. Мученичество не от того, что мы терпим друг друга, а от того, что это жертвенность и лишения. Лишения в общении, лишение времени, чтобы лишний раз проявить заботу друг о друге. К большому сожалению, сегодня большинство людей настолько загружены, что у них не хватает времени на своих близких и дорогих сердцу людей. Супруги встречаются только вечером, и дай Бог, чтобы у них было свободное время, когда они могут спокойно посмотреть друг другу в глаза. К сожалению, порой у священнослужителя зачастую не хватает свободного времени разделить радость совместного общения со своей семьей.

Но, возвращаюсь к христианской семье… Христианская семья — это союз двух душ, которые своей жизнью пытаются заслужить Божью любовь. То есть супруги строят свою жизнь таким образом, чтобы, служа друг другу, они радовали Христа.

— Сейчас многие супружеские пары практически после регистрации брака венчаются, но уверена, что многие не знают суть этот таинства. Так что такое венчание?

— Венчание — это таинство, в котором человек просит благословения у Бога на дальнейшую семейную жизнь. И в данном ключе очень хочется напомнить, что венчание двух людей обязывает к определенному образу жизни, точно также как и таинство святого крещения. То есть некрещеный человек может жить, как ему видится — по закону своей совести, своего сердца, а тот, кто уже покрестился, живет уже по заповедям Божьим. Но, видите ли, Господь нас создал свободными людьми со свободной волей, как ни один священник не может настоять на святом венчании, так ни один из супругов не должен принуждать другого к этому сокровенному таинству.

Венчание укрепляет человека в духовной жизни, и когда у семейной пары появляются какие-то испытания, то они понимают, что не одиноки, что они находятся на корабле, который называется Церковь. Значит супругам будет легче решать внутрисемейные искушения, которые происходят в их жизни, они могут попросить у Бога сил, поговорить со священником, и через исповедь очистить свою душу, а через причастие соприкоснуться со Христом. Венчание определяет земную и небесную жизнь супружеской пары. Христианскую семью называют малой церковью. Если в земной жизни человек старается быть с Богом, то и после его душа обретает в Царстве небесном общение со своим любимым человеком.

— Говорят, что браки свершаются на небесах. И если это так на самом деле, то зачем идти в ЗАГС? К тому же сейчас в обществе считаются нормой свободные отношения, так называемые пробные браки. Признает ли церковь незарегистрированные браки?

— Давайте сразу же поставим точку над i: Церковь не признает незарегистрированные отношения, потому что сожительство вне брака является блудом. В тоже время сегодня институт Церкви идет навстречу тем людям, которые находятся в официально зарегистрированном браке. Например, прихожанин живет официально в браке, но не венчан, он — искренне верующий человек и желает изменить сложившуюся ситуацию перед Богом. В таком случае Церковь не воспрещает такой душе участия в святых таинствах из-за любви к другому человеку в надежде, что другой когда-нибудь одумается, и искренне повернется к Богу. В этом случае прихожанин может со всей полнотой участвовать в церковной жизни, т. е. участвовать в таинстве исповеди, и в таинстве причащения. А те, кто сожительствуют, ко Святой Чаше не допускаются, так как в связи со своим духовным состоянием находятся в добровольном грехе.

— Но если вспомнить нашу благочестивую русскую историю создания семьи, ведь раньше только венчались?

— Да, раньше два любящих человека по родительскому благословению давали обет верности перед Богом и окружающими их людьми. Сегодня, когда порой священнослужители общаются с молодыми людьми, то часто слышится: «Мне нужно проверить человека в бытовой и интимной жизни, могу ли я с ним связать свою дальнейшую жизнь». Но тогда вообще возникает вопрос: любовь ли это или это взаимоотношения по расчету? Искренний человек, который желает создать семью, должен прекрасно осознавать, что семейная жизнь — не сахар, и она в любом случае связана с преодолением своей гордыни, самолюбия, тщеславия, с преодолением своего «я». И в данном ключе, когда люди пытаются «пожить немножко вместе», таким образом они просто оправдывают свое маловерие, говоря: если что-то не получится, то я возьму и уйду в сторону, таким образом расписываются в своем недоверии и к Богу, и к другому человеку. И не дай Бог, чтобы в этих отношениях родился ребенок, который в случае какой-то «семейной» травмы будет терпеть самое страшное — лишение одного из родителей, а может и вовсе быть отданным на воспитание к какой-нибудь доброй бабушке. Если бы о такой модели «семейной жизни» кому-нибудь рассказали лет сто назад, когда в России царил строгий православный уклад жизни, то это бы вызвало недоумение.

— Общество и наука уже давно одобряет так называемое планирование семьи. Более того, развернута целая пропаганда этого рационального подхода и реклама средств контрацепции. Как церковь относится к этому вопросу?

— Спасение женщины не в ее карьерном росте, не в её общественном статусе и т.п., а в её послушании перед Богом и перед мужем, заключающемся именно в чадородии — продолжение рода и созидании института семьи. Уникальность женщины в том, что она является тем избранным Богом сосудом, через который человечеству дается жизнь. Давайте оглянемся в прошлое, и посмотрим, как жили люди в царской России. Тогда созидание института семьи исходило не из статуса отца и матери, и не из достатка семьи и положения в обществе. Россия являлась страной, где обеспечение быта той или иной семьи состояло, прежде всего, из трудоспособности этой семьи. И, конечно же, это и обуславливало многодетность. С раннего возраста детям закладывалось христианское начало — служение ближним. То есть изначально в семье шло воспитание и закладка тех ценностей, которые в дальнейшем развивались и давали потенциал человеку в обществе.

— Так сколько же должно быть детей в семье?

— Когда спрашивают у священника, сколько нужно рожать детишек, никто вам об этом не скажет, ведь в первую очередь ответ на этот вопрос должны дать сами супруги. Это та тонкая грань, где муж и жена должны принимать решение по обоюдному согласию. Если у родителей есть крепкая вера в то, что они могут поднять этих ребятишек, что у них есть возможность уделить каждому внимание и заботу, то принятое решение должно радовать каждого супруга. Но не надо забывать о том, что если Господь дал ребенка, то он даст и на ребенка. Конечно же, у кого-то возникают внутренние противоречия, но могу привести много примеров, когда наоборот у людей с одним ребенком были какие-то сложности, в том числе и финансовые, а когда появлялись на свет другие детки, то почему-то вдруг появлялись предложения лучшей работы, другие возможности и жизнь менялась кардинально.

Никто сегодня не говорит, что многодетная семья живет хорошо. Безусловно, это определенный крест и трудности, лишения, ведь давайте не будем лукавить, что ребенок нуждается в нашей любви, внимании, в положительных эмоциях, и в насыщенной жизни, которая складывается из материальных возможностей супругов. В этом случае хотелось бы вернуться к пониманию, что есть семейная жизнь друг для друга. Да, может быть в свои 30–40 лет мы можем себе позволить светлую, насыщенную жизнь, в которой мы можем не обременять себя воспитанием ребенка. Но, если посмотреть в ленте времени жизни, когда нам с вами исполнится 60–80 лет, кто останется с нами рядом? И пусть каждый постарается ответить для себя на этот вопрос.

— Скоро наступят новогодние торжества, и все мы соберемся в кругу своих семей. Что вы пожелаете в Новом 2017 году?

— Хотелось бы пожелать, чтобы родители чаще говорили со своими детьми. Просто говорили, а не воспитывали. Поинтересуйтесь, какие у них дела в школе, что нового, что им нравится, что беспокоит. Вообще, интересуйтесь, чем живут ваши дети. Порой в суете нашей жизни мы забываем не только про наших бабушек и дедушек, но и про собственных детей, думая, что вроде бы у них все хорошо. Мы должны прекрасно осознавать, если мы сегодня не найдем время для своих детей, если мы не объясним им, что у них есть свои обязательства перед бабушками, дедушками, родителями, родными и близкими, то как завтра наши повзрослевшие дети смогут держать свои обязательства перед обществом? И самое главное, пусть в каждой семье царит любовь, согласие и взаимопонимание. С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым, дорогие серпуховичи!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру