Как в работу врача вмешалась политика

Бывший главврач больницы Протвино отстаивает свою честь в суде

Прошел почти год с тех пор как Зоя Нерадовская оставила пост главного врача Протвинской городской больницы, но продолжает судиться. Дело об увольнении находится на стадии кассации, прошли суды об отмене административных нарушений и суд против Совета депутатов. Получится ли у нее восстановить свое доброе имя?

Бывший главврач больницы Протвино отстаивает свою честь в суде

«МК» в Серпухове» не раз обращался к ситуации, сложившейся в протвинской больнице в последние годы. (См. статьи «Победа над Минздравом», № 14 от 1.4.15, «Дело врачей в Протвино дошло до суда», №49 от 2.12.15, «Протвинская больница оказалась в яме», от 29.06.16 и др). Продолжим повествование с краткой предыстории, детали которой, теперь, по происшествии времени, представляются более-менее ясными. Зоя Нерадовская работала девять лет терапевтом в Протвино, и сменила на посту главного врача Юрия Подольского, имеющего в городе влиятельных друзей, состоящего в «Единой России». Осенью 2014 года Нерадовская тоже решила участвовать в выборах в местный Совдеп. Ничего необычного в этом нет. Руководители больниц часто заседают в муниципальных парламентах. К примеру, главврач медсанчасти № 174 в Протвино Елена Мочалова также имеет мандат. Второй созыв подряд депутатом становился и Подольский.

Нерадовская выборы проиграла, но не это стало причиной разыгравшейся далее драмы, а договоренность местных воротил вернуть Подольского на место главврача. Избравшись в Совет депутатов, они тут же включили административный ресурс против Нерадовской. Наибольшую активность проявил на тот момент председатель местного отделения «Единой России», избранный глава города Валерий Борисов. В ход пошли подметные и коллективные письма к руководству областного Минздрава, в чьем ведении находится городская больница. На одном из собраний пытались настроить против нее коллектив. К давлению на Нерадовскую привлекли врио руководителя администрации, совершенно чужого в городе человека Дмитрия Витягловского. С ней беседовали депутат и экс-секретарь серпуховского отделения «ЕР» Артем Звонарев, заместитель сити-менеджера Александр Козырин-Гаак и даже министр Нина Суслонова.

При этом объективных причин увольнять Нерадовскую не было. Она руководила больницей на тот момент недолго, учреждение приняла в крайне плачевном состоянии, с долгами, незаключенными договорами, со слабой трудовой дисциплиной. Поэтому давление на себя она расценивала как целенаправленную акцию.

Нерадовскую все-таки уволили 3 февраля 2015 года, досрочно расторгнув контракт. И хотя суд восстановил ее в должности, конфликт с главой города и Минздравом продолжал тлеть.

Отмыться от лжи

Нерадовская пыталась навести порядок в финансах и хозяйственной деятельности больницы, занималась трудовой дисциплиной, несчастными случаями, которые, увы, происходят с пациентами. Так, ей пришлось объявить выговор заместителю главного врача по лечебной работе врачу-хирургу Андрею Герцогу, непосредственно отвечавшему за лечебно-диагностический процесс в лечебном учреждении. В результате он позднее уволился. Требования соблюдения трудовой дисциплины и должностных обязанностей стали причиной увольнения и заведующего стоматологией Дмитрия Чуракова. Этим воспользовались оппоненты Нерадовской и вновь пошли в атаку. В июле и августе 2015 года в местных изданиях были опубликованы статьи «Белый бунт», «Хаос в голове — хаос всюду!», «Забытая клятва Гиппократа», выставлявшие Нерадовскую плохим руководителем. А 13 членов Совета депутатов направили на имя руководителя областного Минздрава и вице-губернатора И.Н. Габдрахманова письмо с требованием ее отставки.

Нерадовская пыталась прекратить эти потоки лжи через суд. В споре с коллегами и главой города, критиковавшими ее устно и через СМИ, суд встал на ее сторону, обязав Валерия Борисова и газету «События» опровергнуть ряд недостоверных сведений. Решение суда до сих пор не исполнено. Иск же к депутатам, подписавшим очерняющее Нерадовскую письмо, суд рассмотрел по существу только в 2017 году и отклонил на заседании 22 марта (видеозапись опубликована в youtube-канале Константина Яковлева).

Нарушения искали и нашли

По итогам 2015 года больница рассчиталась с долгами и ожидала начала большого капремонта, на который область обещала выделить 220 млн рублей. Чтобы вести хозяйственную часть, Нерадовская взяла на работу своим замом предпринимателя, координатора местного отделения ЛДПР, Одила Иноятова. Она познакомилась с ним после выборов.

Иноятов привлек к работе в хозчасть больницы специалистов и взялся за наведение порядка. Как уверяет Нерадовская, он за три месяца провел инвентаризацию в больнице, организовал ремонт инженерных коммуникаций.

Протвинская больница ждет ремонта

Протвинская больница ждет ремонта

Смотрите фотогалерею по теме

25 февраля 2016 года в больницу нагрянула с проверкой контрольно-счетная плата (КСП). Как предполагает Зоя Нерадовская, ее прислали специально, чтобы найти основания для увольнения. Проверка длилась до мая, и по ее итогам шесть протоколов об административных нарушениях на Нерадовскую передали в суд. По двум протоколам суд не выявил состава административного правонарушения, еще по двум — назначил административный штраф. Два протокола суд направил в Следственный отдел Серпухова для проверки состава уголовного дела, которое также не было выявлено. Речь в этих двух протоколах шла о незаконном проживании врачей в инфекционном корпусе больницы, среди которых была и главный врач, оплате больницей коммунальных услуг жильцов общежития, а также о незаконной сдаче площадей больницы в аренду коммерческим фирмам.

Ва-банк

Тем временем выяснилось, что денег на капремонт не дадут, а бюджет больницы уменьшили примерно на 35%, рассчитав по новому нормативу. По нормам в Протвино больница должна содержать 228 коек, а по факту стационар принимал 300 больных. Потребность в посещении поликлиники — 582 человека по нормам, 682 — по факту. Лишние койки и амбулаторные приемы область не оплачивала, но Нерадовская отказалась их сокращать, поскольку это повлекло бы за собой сокращение штата лечебного учреждения. В результате больница стала копить долги, и до конца года бюджетных денег не хватило бы.

Тогда Иноятов обратился к министру здравоохранения Нине Суслоновой, дважды записывался на личный прием, но встречи с министром так и не добился. После чего 30 апреля 2016 года он обратился к депутату Госдумы от ЛДПР Андрею Свинцову с просьбой помочь решить вопрос с допфинансированием, ремонтом и служебным жильем, чтобы переселить врачей из общежития. Свинцов приехал в Протвино, а затем написал письма зампреду областного правительства Юрию Олейникову и губернатору Андрею Воробьеву. Забили тревогу и в администрации города.

Тем временем стало известно, что Иноятов готовил забастовку при участии сотрудников хозчасти больницы. Изначально он планировал провести ее 25 мая, но отложил, достигнув определенных договоренностей с руководителем 1-го медицинского округа Русланом Кошелевым. Договоренность, однако, сорвалась, поэтому 20 июня забастовщики устроили акцию: на дороге за поликлиникой и по Северному проезду в ямах выставили портреты чиновников Минздрава — Суслоновой и Кошелева, главы города Борисова и сити-менеджера Мущака. Через день Зою Нерадовскую уволили приказом министра за однократное грубое нарушение. Она попыталась оспорить и это увольнение в суде, но тщетно. В октябре пост министра оставила и сама Суслонова.

Протвинская больница ждет ремонта

Протвинская больница ждет ремонта

Смотрите фотогалерею по теме

***

Зоя Нерадовская приехала в редакцию, чтобы передать материалы для статьи и мы разговорились. Когда в 2004 году она стала работать в Протвино, «было ощущение, что до этого жила в другой стране», — говорила Зоя Евгеньевна, имея в виду Тюменскую область. Там уже в то время больницы были компьютеризированы, действовали электронные карты, пациенты врачам не приплачивали. «А здесь нормальным считается прийти на работу на час позже, а уйти на час раньше, обеденный перерыв, когда захочется, в пятницу работать полдня», — продолжала Нерадовская. Проблемы в протвинской больнице с лекарственным обеспечением начались где-то в 2011 году, и нынешние реформы мало меняют ситуацию. Минздрав требует внешних изменений, красивой картинки. «Их не интересовало обеспечение лекарствами, привлечение кадров. Главное — чтобы не было очередей, жалоб и все улыбались», — говорила Нерадовская. Например, вместо капремонта протвинской больнице выделили деньги на ремонт входной группы детской поликлиники. Главврач пыталась доказать, что когда начнется ремонт инженерных коммуникаций, эта новая входная группа пострадает, не лучше ли деньги направить на ремонт инженерных коммуникаций, электропроводки, вентиляции и т.п.. Но ее не слышали и просили сделать новые двери, таблички. Требовали электронные карты, но денег на компьютеры, сети и обучение персонала не давали.

Нерадовская вспомнила, как после очередного селекторного совещания главных врачей, где обсуждались «не по форме висящие вывески», в министерство вызвали пятерых, в том числе ее и главврача ЦРБ в Серпухове Аркадия Мынгалова. Их попросили написать заявление по собственному желанию, продержали там несколько часов. В итоге Мынгалов заявление написал.

Зоя Нерадовская полагает, что спокойно на посту главврача ей бы все равно не дали работать местные интриганы, вот почему она решила сопротивляться и требовать справедливости через суд, по этой же причине позволила устроить в больнице забастовку, приведшую к ее увольнению.

Кстати, увидев на сайте больницы вакансию терапевта, Нерадовская написала заявление с просьбой рассмотреть ее кандидатуру, но новый главный врач Владимир Васильев не ответил на запрос, а вакансия после этого исчезла с сайта.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Нездоровые игры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру