— Сергей Андреевич, как отметили день ВДВ? В фонтане купались?
— Купались в карьере. Была теплая погода, теплая вода. Все прошло отлично.
— Расскажите, как вы придумали клуб «Надежда»? Как реализовали идею?
— Если вкратце, то все произошло вот так. В 1986 году, уже после армии, я закончил институт физкультуры по отделению борьбы самбо. Вернулся в Протвино и работал тренером, а в 1996 году попал в автомобильную аварию. Начал восстанавливаться сначала дома, потом в спортзале на Гагарина, 8, где прежде тренировался. В это время ко мне стали подтягиваться ребята-инвалиды. Мы года три занимались общей физической подготовкой, со штангой, гантелями, на тренажерах. Ребята стали здоровыми, сильными, и мне как тренеру захотелось получить какой-то выхлоп от этих занятий. На наше счастье в зале был стол для армрестлинга. Так мы стали заниматься этим видом спорта. Интересно, что вместе с нами армрестлингом увлеклись и здоровые ребята. В 2000 году мы впервые поехали на спартакиаду Московской области по армрестлингу среди спортсменов-инвалидов, великолепно выступили, и я понял, что в этом направлении можно реализовывать себя. В 2001 году мы участвовали в чемпионатах Московской области и России, а потом поехали на чемпионат Европы.
— Вам помогал город?
— Первые годы мы развивались и ездили на соревнования за свой счет. Из бюджета города мы получали небольшую сумму на поддержку протвинской Федерации армрестлинга для инвалидов. В 2004 года мы обратились к губернатору Борису Всеволодовичу Громову, рассказали, что результаты есть, а финансирования нет, и такая ситуация со спортом среди инвалидов по всей области. Он издал постановление о создании в каждом городе области спортивных клубов для инвалидов. И в 2005 году при поддержке главы города Владимира Юрьевича Дмитровского был организован спортклуб «Надежда». К этому времени наш спортсмен Руслан Мамедов уже был многократным чемпионом Европы и мира, серьезные результаты показывал Андрей Никулин.
— Какое место спортклуб занимал по Московской области?
— Спортсмены нашего клуба многократно становились чемпионами кубка Московской области, в котором участвуют мужчины, женщины, юниоры и спортсмены-инвалиды. Я занимаю пост старшего тренера областной команды среди спортсменов-инвалидов по армрестлингу. Мы держим первенство в чемпионате Московской области, у нас 368 очков. Из восьми команд занимаем первое место.
— Можно сказать, что вы лучшие по Московской области?
— Мы самые лучшие!
— А по России?
— Сборная Московской области занимает первые, вторые места. Наши противники — только сборные Дагестана и Пермского края. В целом по области таких клубов, как наш, осталось всего несколько — в Шатуре, Серпухове, наверное, в Подольске.
— А что с остальными клубами?
— До 2015 года в области существовало порядка 42 спортклубов для инвалидов. После реорганизации допобразования их оптимизировали. Мы тоже влились как отделение в Спортивную школу олимпийского резерва по гандболу.
— Как вы оцениваете ваше место среди спортклубов Протвино?
— Лидирующее место — это точно. С 2001 года мы не пропустили ни одного чемпионата Европы и мира. В прошлом году на чемпионате мира заняли призовые места Роман Кругликов, Таня Килякова и Вячеслав Овсеенко. В этом году Килякова и Овсеенко, который получил звание мастера спорта международного класса, снова готовятся к чемпионату мира. В Протвино, насколько мне известно, таких результатов никто не показывает.
— Сколько у вас занимается спортсменов?
— Кроме здоровых спортсменов у нас занимаются 38 спортсменов-инвалидов. Наш основной спорт — армрестлинг, но в последнее время получили развитие еще три направления. Это шашки, которыми начала заниматься Антонина Боровикова, и мы ее поддержали. Тонечка побеждала в чемпионате Московской области и была призеркой России. Жимом штанги лежа занимаются Степан Полянский и Татьяна Килякова, причем она взяла бронзу на чемпионате России в этом году. И очень хорошо у Алексея Шутова пошел дартс. В этом году впервые пройдет чемпионат области по дартсу, где мы поучаствуем.
— И при такой нагрузке вы еще стали депутатом, боролись за место главы города. Какая у вас была мотивация?
— На тот момент мне хотелось, чтобы Протвино было таким же ухоженным, как маленькие западно-европейские городки, где все пристойно, все нормально живут. Почему мы так не можем, думал я. Потом начались перипетии: на выборах снимали, был суд, прошел в Совет и попал в такую мясорубку! Может, отчасти из-за меня она завертелась, но я рад, что стал депутатом, что работаю с такими людьми. У нас, наконец, есть понимание, как надо работать, как делать все, согласно закону. Я многого не понимал раньше, но работа депутата мне открыла глаза на многие вопросы. Нам хотелось, чтобы руководили нашим городом люди достойные, профессиональные, знающие, понимающие и любящие Протвино. За это время несколько руководителей администрации ушли в отставку. Сейчас администрацией руководит Альберт Евгеньевич Колотовкин, которого я считаю профессионалом своего дела и опытным руководителем, в будущем — достойной кандидатурой и на пост главы города. Дороги стали делать, из области добыли деньги. Я понимаю, что скоро выборы президента, и может, мы в эту волну попали. Но все идет нормально. Считаю, что Валерий Леонидович Борисов великолепно справляется со своими функциями.
— Он раньше все интриговал. Успокоился?
— Все успокоились. Все поняли, какое их место и кто что делает. Депутаты, глава города, врио руководителя администрации. Все идет своим чередом. И я верю, что тот образ города, который я представлял для себя, в итоге реализуется.
— Удалось ли вам как депутату воплотить идеи по развитию спорта?
— Ничего не удалось, и даже клуб «Надежда» оптимизировали. Но если честно, то такое количество спортшкол, как было у нас, — это излишество. Я бы оставил две спортшколы, где развивал бы 10-12 видов спорта. Создал бы ежегодный рейтинг спортивных организаций города, критериями которого служат спортивные показатели на всех соревнованиях и чемпионатах. Бюджетные средства давал бы только тем спортклубам, которые показывают результаты. По аналогии с грантовой системой. Меня, конечно, многие не поддержат, но я готов доказать. Возьмем, спортклуб тхэквондо «Эридан». Он коммерческий, а показывает результаты, которыми город гордится. Если по результатам финансировать, может, в городе 3-4 вида спорта на бюджетной основе останутся. Но это мое видение, как человека, который заботится о том, чтобы бюджет расходовать целенаправленно. Это очень злободневная тема. На последнем заседании выяснилось, что вновь созданной путем слияния Детской школе искусств до конца года не хватает 10 миллионов рублей.
— А уверяли, что оптимизация, наоборот, даст экономию.
— А вот не хватает. Уже тогда, на стадии преобразования, указывали администрации, что одно слияние даст очень маленький эффект. Необходимо избавляться от непрофильных помещений и «коммуналки».
— Пусть глава города свой аппарат сократит, вот и найдутся деньги.
— Заманчиво, но неправильно. Аппарат нужен депутатам, потому что он помогает вовремя получать информацию по нашим запросам, профессионально и вовремя готовить Совет депутатов и документацию к нему, а труд должен быть оплачен. Другое дело, насколько обоснован бюджет аппарата? В этот вопрос я, честно сказать, не вдавался.
— Где возьмут эти 10 миллионов? Вас-то не выселят?
— 10 миллионов — это будет головной болью врио руководителя администрации города и Совета депутатов, но я думаю, выход найдется. А нас не выселят, депутат Мособлдумы Андрей Алексеевич Голубев добился, чтобы из областного депутатского фонда нам выделили 250 тысяч рублей на ремонт. Расширим помещение, перенесем тренерскую.
— Расскажите про свою семью.
— Меня вырастила мама. Она закончила физмат Одесского госуниверситета, работала на заводе «Звезда» в Москве, где я и родился. В 1970-м мы переехали в Протвино. Мама работала на ЗЭМО в специализированных библиотечных фондах. Маме сегодня исполнилось 84 года. Я с утра поздравил ее, дочь отнесла подарки.
— Какая мама молодец! Поздравляю ее с днем рождения. А что вы думаете о Протвино?
— Это очень объемный вопрос, но попробую ответить. Мы жили на Гагарина, 5. Я пошел в начальные классы второй школы. Корпус старших классов достраивался на моих глазах. Строились дома по Гагарина: 6, 8, 10. Мы с пацанами все стройки облазили. Город рос и расширялся. У меня и в мыслях никогда не было, что я отсюда уеду. Хорошую школу прошел у тренера по самбо Виктора Минаева. У меня всегда было стремление стать в городе лучшим. Я считаю, что добился этого. Клуб, который я создал, уже будучи инвалидом, — самый лучший. Что касается города, то 37,5 тысяч населения стабильно в течение лет 5-6, и я не вижу причин для глобального расширения. На Южной-то в новых домах не все квартиры проданы. Надежды на москвичей, которые их раскупят, не оправдались. Город же продолжает жить своей жизнью. Плохо то, что происходит с медициной, допобразованием. Промышленность однозначно нужно развивать. Но как? Если многие городские земли принадлежат федералам. Здание Дома ученых, бывшее управление ИФВЭ, гостиница — все простаивает. Если их продать, то они бы эффективнее использовались, и городу польза.
— Я проходила мимо бывшей семейной библиотеки, она заброшена. Тоже хотели продать.
— У города дефицит бюджета — 140 миллионов и 50 миллионов кредит, который мы взяли в области. Планировали погасить за счет продажи муниципального имущества. Но все, что выставлено на торги, не продается.
— А если бы институт передал городу имущество, как его использовать?
— У института была интересная программа по развитию школы для талантливых детей Центрального федерального округа. Все рядом — гостиница, ДС «Импульс». Но не реализовали. Состояние карьера меня просто вымораживает. Его невозможно отдать в частные руки, потому что половина принадлежит ИФВЭ. Если бы только найти компромиссное решение, чтобы отдать предпринимателям. Ведь на карьере можно зимой сделать каток, лыжню. Летом — пляж. Можно вокруг дорожки сделать, как в Сочи: пешеходную, велодорожку и спортивную.
— В принципе, у города будущее есть?
— Уверен на 100%, что есть. Основной налогоплательщик города — ИФВЭ — работает. Предприятия работают, люди работают. Если бы добавить в черте города рекреацию для отдыха наподобие парка «Дракино», то по выходным к нам приезжали бы отдыхающие. Сердце кровью обливается смотреть на гостиницу, которая простаивает. Протва, Ока, карьер, лес — все рядом. Но думаю, пройдет время, и все встанет на свои места.
— Что пожелаете землякам?
— Как человек православный, желаю больше всего любить своих близких, родных, свой город, до конца болеть за него и стараться сделать его как можно лучше.