Кто в действительности в ответе за полигоны в Серпуховском районе

Последняя публикация «Кому в Серпуховском районе голодовка не тетка, а мать родная», которая вышла на страницах издания «МК в Серпухове», вызвала огромный общественный резонанс. В нашу редакцию стали поступать многочисленные отзывы на этот материал, при этом многие жители требовали добиться сурового наказания лидера Серпуховского отделения КПРФ Михаила Волкова. Однако, если уж говорить по справедливости, то под букву закона должны попасть и первые персоны района, а это, получается, уже группа лиц.

Кто в действительности в ответе за полигоны в Серпуховском районе

Напомним, в предыдущем номере нашего издания мы опубликовали расшифровку разговора двух серпуховских коммунистов, по голосам которых можно узнать Михаила Волкова и Андрея Козьмина. Речь шла об организации очередной проплаченной голодовки против полигона ТБО «Лесная», которая, по задумке, должна была пройти уже на территории Серпухова. При этом собеседники обсуждали параллельно и другой вопрос— об утилизации 90 машин мусора на том же полигоне ТБО «Лесная». Значит, получается, коммунисты сами же свозят и сами же протестуют. Да, любопытная деталь: на следующий день после выхода этого материала на сайте нашего издания, уже 23 января, депутат Государственной Думы Владимир Кашин на расширенном Совете депутатов Серпуховского района заявил: «Никаких голодовок!». Что же, получается, мы нарушили чей-то сценарий? Вполне вероятно.

Тем временем, многое из того самого любопытного разговора Волкова с Козьминым не предано огласке. И поэтому, как и было обещано ранее, мы публикуем вторую часть того самого «помоечного» диалога.

Михаил Волков: — Слушаю тебя дальше.

Андрей Козьмин: — Да мы еще не договорили по поводу за...

— Голодовки?

— Да.

— Я нашел квартиру на Чернышевской. Там живет бабушка на первом этаже. Мне же нужно, чтобы был первый этаж.

— Ну, а кто об этой квартире узнает?

— Выслушай меня внимательно. Дай договорю. Значит, дальше. Я набрал четыре человека туда. Ну и пятая там, видимо, будет бабушка, просто как хозяйка. То есть ей придется за то, что она сидит в квартире, тоже платить полторы тысячи. Значит, пять человек по полторы тысячи. Значит, дальше. Я сейчас приглашу к себе Червочкину, то есть и она опять там будет. Значит, Червочкина, Рощина, Пухова и еще кого-то. Четыре человека, да? Пятая бабушка. Я официально, то есть неофициально проведем протокол собрания, мы же послали запросы депутатам городского собрания. Депутаты районного Совета ответили, а городского — нет (информация не соответствует действительности — прим. ред.): в связи с тем, что городской Совет не дал никакого ответа, политика продолжается такая же, значит, почему в городе голодовку намечаем. Я проведу собрание: начинаем голодовку. Понятно, да? Дальше, об этой голодовке официально уведомим полицию. Официально на окне первого этажа вывесим баннер. Да-да-да. Мы официально уведомим городские власти, иначе (нецензурная брань) опять попадем. Дальше, в Ивановских двориках я собрал активистов. Понял, да? У меня там проблемы с квартирой на первом этаже. Причем желательно, если там окна выходят на Чернышевской так скажем не во двор… (имеется в виду, что нужны окна квартиры в Ивановских двориках с видом на проезжую часть — прим. ред.). Мы сейчас с юристами все внимательно обсудим, вот, чтобы еще раз не подставиться.

— Значит, в Двориках надо квартиру найти на первом этаже?

— Да.

— Желательно с окнами, которые выходят на улицу, то есть не во двор.

— Да-да.

— И на сколько дней?

— Ну, я их сейчас собираю, сколько они выдержат голодать. Второй раз подряд. Ну, минимум, как практика показала, продержались пятнадцать дней. Ну, я еще свяжусь со своими обкомовскими, чтобы опять-таки приехали, когда начнутся голодовки. Ну, на пятый, десятый день приехали бы.

— По полторы тысячи на человека? Семь пятьсот.

— Они будут брать отпуска за свой счет.

— Это семь пятьсот за одну группу?

— Да. Семь пятьсот за одну организацию.

— Значит 15 тысяч в день на две?

— У меня, честно говоря, тогда с деньгами была напряженка. Я платил раз в два дня. Потому что каждый день то же (нецензурная брань).

— Не, ну раз в два дня тоже нормально.

— Нужно тогда срочно заплатить.

— Михал Борисыч, а по этом вопросу у Саши.

— Да. Плохое дело, вот в чем вопрос. Я там светиться не могу.

— Ну, это реально: получится или не получится. С Сашей?

— Должно получиться. Он слишком по многим вопросам ко мне обращается. Поэтому… Ты же понимаешь, что эта команда пойдет на все (по-видимому, речь идет об администрации городского округа Серпухов — прим. ред.). И мы максимально должны им щелкнуть по носу. Сам понимаешь.

— А когда голодовку-то будем организовывать?

— Вот сегодня пригласил Червочкину. Дальше я должен все согласовать с обкомом.

— Но до выборов или после?

— Нет, до выборов. Сейчас 21-го проведем (имеется в виду пленум обкома партии, который состоялся 21 января— прим. ред.), потом напишем все бумаги, проведем собрание вот в таком составе.

Хорошо забытое старое

Итак, вернемся немного в прошлое и вспомним, как в конце ноября прошлого, 2017 года, возле полигона ТБО «Лесная» была организована акция протеста. Люди выступали против действующего полигона. Поддержали голодающих и депутат Госдумы Владимир Кашин, и глава Серпуховского района Александр Шестун. Последний и вовсе 23 января 2018 года во дворце спорта «Надежда» организовал расширенный Совет депутатов района, пригласив на встречу областных и федеральных депутатов, а также… кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина.

— Я всех прошу, кто будет выступать: без причитаний! — обратился к собравшимся Александр Вячеславович. — Больше такой прагматичный подход, что делать нам. Нашего ресурса не хватает, мы собрали вас. Нам нужна поддержка населения.

В начале, дабы задать тон мероприятию, был продемонстрирован фильм. «Если на земле существует ад, то он здесь. Удушающая приторная вонь, вереница мусоровозов, грохот, едкий дым, выбросы диоксинов в воздух, вонючая жижа фильтрата, которая не замерзает даже зимой. Миллионы тонн московского мусора, незаконно ввозимого в Серпуховский район. Это полигоны твердых коммунальных отходов — Лесная и Съяново-1», — так комментируются первые кадры этого политического триллера. Далее идет подробная история с 1968 года о том, как был создан полигон ТБО «Лесная», и какую угрозу он нес жителям Серпухова и района после того, как был заброшен в лихие 90-е. «Но в дело вмешались вновь трагические обстоятельства. В 2013 году права были переданы правительству Московской области», — говорится в фильме. Но, стоп! Какой 2013-й, какое правительство Московской области? Вы уж, господа, врите, да не завирайтесь.

На самом деле заброшенный полигон на Лесной «ожил» в 2010-м, когда между администрацией Серпуховского муниципального района и компанией ООО «Скайвэй» 28 декабря 2009 года тогдашний заместитель главы С. А. Соколов подписал договор аренды земельного участка № 1380.

Итак, согласно этому документу, администрация, как арендодатель, предоставляет участок площадью 141205 квадратных метров с кадастровым номером 50:32:0020121:365. При этом срок аренды, согласно документам(!), по 27 декабря 2058 года.

Полигон должны были закрыть

И вот на полигоне появилась техника, сюда из разных уголков Подмосковья потянулись мусоровозы. Дело явно заладилось, так как уже в 2012 году другой исполняющий обязанности главы Серпуховского района О.П.Осипов 16 июля подписывает договор № 1768 о предоставлении в аренду той же компании ООО «Скайвэй» другого земельного участка, расположенного в районе автодороги на полигон твердых бытовых отходов «Лесная». Теперь уже арендодатель предоставлял участок площадью 22233 квадратных метров с кадастровым номером 50:32:0020121:1503. И уже через месяц аналогичный договор за номером № 1770 10 августа подписывает другой и.о.главы района Е. В. Слухай о предоставлении компании земельного участка площадью 16424 квадратных метров с кадастровым номером 50:32:0020121:1274. Вот только очень странно, почему об этом ни слова не было сказано в фильме? Выборочная память?

Тем временем в 2013 году губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев обращается к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в закрытии ряда исчерпавших себя и не отвечающих экологическим требованиям полигонов ТБО в Подмосковье. В длинном списке объектов, подлежащих закрытию, был и полигон ТБО «Лесная». В ответ на данное письмо в том же 2013 году были разработаны поручения Президента РФ № ПР-804 от 10 апреля 2013 года и Правительства РФ № АД-П9-2446 от 15 апреля 2013 года.

В итоге, согласно данным поручениям, полигон на «Лесной» должен был быть закрыт и рекультивирован, потому в феврале 2014 года Минэкологии области сообщало о закрытии «Лесной» в связи с заполнением и исчерпанием проектной мощности. Однако, прямо под новый 2015 год, пока все готовили новогодний салат «Оливье» и покрывали селедку «шубой», районные власти 31 декабря 2014 года подписали ряд документов о расширении полигона. Эта спешка была обоснованной: оказывается, с 1 января 2015 года право выдачи разрешений на строительство переходило от муниципальных властей к Минстрою Московской области, а значит, администрация Серпуховского муниципального района могла пролететь фанерой над Парижем. Вот потому без согласования с кем-либо районные власти выдали ООО «Скайвэй» разрешение за № RU 50507000-300 на реконструкцию полигона, таким образом открыв дорогу для вывоза сюда мусора из Москвы и Московской области. При этом, по данным министерства экологии, ориентировочный срок эксплуатации полигона ТБО «Лесная» при мощности 300 тыс. тонн в год — не менее 14,5 лет, то есть вонять будет «Лесная» вплоть до 2028 года.

«Рубеж» лжи

Кстати, такая же мутная история наблюдается и с другим объектом повышенной опасности — полигоном ТБО «Съяново-1». Итак, полигон «Рубеж», как он раньше назывался, был открыт в 1988 году, а вот в мрачных нулевых оператором этого объекта стала некая компания «Первая гильдия» (теперь она уже всем набила оскомину). Изначально исполком города Серпухова в лице Ивана Борисовича Хазинова (знакомое имя, не правда ли?) и райисполком в лице Евгения Александровича Головко подписали между собой договор. Район предоставлял городу 10 гектаров земли на своей территории в деревне Съяново-1, а город отдавал взамен два здания по улице Советской и 30 тысяч рублей (это при том, что курс доллара на тот момент составлял 60 копеек), а в придачу району отдавался лес и щепки от вырубленного лесфонда.

Полигон в Съяново. Без комментариев.

Но 17 июля 2013 года, по решению Десятого Арбитражного суда, постановление главы города Серпухова за № 659 от 7 мая 2003 года было признано недействительным. Судом также было признано отсутствие права собственности города на земельный участок, на котором находится полигон ТБО. А теперь интересная деталь: в суде истцом выступала администрация Серпуховского муниципального района. А сегодня в районе утверждают, что их хата с краю, и посему к проектным документам рекультивации они даже не намереваются приступать, переводя стрелки то на город, то на «Первую гильдию». В отношении последней, кстати, в картотеке арбитражных дел есть иск о банкротстве и о взыскании в пользу администрации Серпуховского района более 15 с половиной млн рублей задолженности за аренду земли.

Из-за многочисленных нарушений природоохранного законодательства свалка в Съяново в октябре 2016-го была закрыта. Компания-оператор оставила полигон бесхозным. В итоге бесконтрольное состояние привело к многочисленным возгораниям. Жители близлежащих деревень и города задыхались в ядовитом дыму. Потому в ноябре 2017 года главой городского округа Серпухов был введен режим ЧС и сформирован оперативный штаб для ликвидации пожаров. Вплоть до 31 декабря на теле полигона шли работы, всего было потушено 38 открытых очагов возгорания, смонтирована подача воды, обеспечены охранный режим и видеонаблюдение. И это все при том, что официально город к этому объекту не имеет никакого отношения, да и нет никаких контрольно-надзорных полномочий.

Лоббирование мусорки

А тем временем жители Серпуховского района громкими аплодисментами поддержали идею строительства на территории района мусороперерабатывающего комплекса. С этой абсурдной инициативой выступил 23 января на том же расширенном Совете депутатов в поселке Большевик глава городского поселения Пролетарский Валерий Сугак.

— По нашему мнению, делать полигон ТБО «Лесная» в черте города — это маразм. Его надо закрыть и, естественно, рекультивировать, — сказал Валерий Николаевич.

Валерий Сугак лоббирует мусороперерабатывающую отрасль в районе.

Далее районный чиновник стал объяснять людям, что каждый из нас может свозить мусор и в Калужскую область, и в Тульскую, и даже за Урал. Однако, подчеркнул он, утилизация станет «золотой», так как резко возрастут тарифы. Посему глава поселения и предложил построить мусороперерабатывающее предприятие на территории Серпуховского района.

— Нужно искать место в районе для этого завода, и этот завод должен быть со всенародным обсуждением и проектом экспертизы. Потому что мусор в принципе девать будет некуда.

После этого выступления зал дворца спорта «Надежда» взорвался аплодисментами. Только вот напрашивается вопрос: действительно ли здесь собрались простые жители района и города, а не работники администраций Серпуховского муниципального района и различных муниципальных структур? Уж что-что, а среди этих «зрителей» точно не было жителей деревни Фенино и ее окрестностей, которые уже с ноября прошлого года борются за свои права и за соблюдение природоохранного законодательства. Напомним, именно здесь, в глубинке Васильевского поселения Серпуховского района, местные власти решили разместить мусороперерабатывающий комплекс. Не мешают чиновникам ни густой лес, ни наличие на этой территории многочисленных лесных озер, ни, самое главное, протест людей. Районные власти, судя по всему, плевать хотели на народ, и данное выступление Валерия Сугака (который по странному стечению обстоятельств является однокашником по институту Александра Шестуна) — тому прекрасное подтверждение. К тому же дорога, ведущая к будущему помоечному объекту, уже включена в план ремонта на 2018 год. Так что совсем скоро в Серпуховском районе появится пятый по счету мусорный объект. А спустя некоторое время после его открытия снова начнутся голодовки, расширенные Советы депутатов, выступления, аплодисменты… словом, все по старому сценарию.

Новая "дорога смерти". Скорее всего, уже совсем скоро в Фенино пойдут мусорвозы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2018

Заголовок в газете: Ложь районного масштаба

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру