Прощай, заначка, или как на фестивале хороводы водили да мух хоронили

Старинный град Серпухов, находящийся на стыке трех губерний, снова встречал гостей, и даже несмотря на хмурое небо у всех царило солнечное настроение. Поэтому долина Принарского парка была наполнена веселыми песнями и задорным смехом — здесь выступали лучшие народные коллективы Московской, Тульской и Калужской областей и хвалились своим диковинным рукоделием наиталантливейшие мастера. Так проходил второй по счету удивительный фестиваль.

Прощай, заначка, или как на фестивале хороводы водили да мух хоронили

Пузатый самовар с бусами из баранок да Глашка с Петрушкой на высоких ходулях встречают гостей фольклорного фестиваля «Серпухов на стыке трех губерний». То с одного конца парка доносится хоровое пение, то с другого переливчатые звуки гуслей… и от этого смешанного-перемешанного многозвучия на душе становится тепло, как в детстве. И думается, что вот-вот через доли секунды из огромной печки бабушка достанет шаньги, кулебяки и сахарные калачики.

Я, как и многие серпуховичи, ровно год ждала этого праздника, одетого в пестрые лоскуты народных костюмов — именно с того самого момента, как закончился первый народный фестиваль. Помню тогдашнее напутствие моей коллеги, которая прибыла в Принарский парк на час раньше меня: «Бери побольше денег, глаза разбегаются». И действительно, тогда хотелось скупить всю ярмарку. Потому, чтобы не лезть в кубышку с заначкой (то есть в дальний кармашек кошелька, в котором была припрятана заначка), мне приходилось вести внутренние долгие и нравоучительные диалоги со здравым смыслом. И вот, странное дело, спустя двенадцать месяцев, как только снова попала сюда, меня охватил знакомый приступ жадности: как же захотелось и глиняных горшков для запекания, и мыла ручной работы, а еще разбегались глаза при виде керамических украшений, да одних только видов деревянных ложек здесь просто не сосчитать. Особенно умилил очаровательный ларчик, на котором читалось «ЗАНАЧКА» — тонкий юмор на сегодняшние обстоятельства.

— Ой, мама, кто это так странно пищит? — Сын побежал на звуки глиняной свистульки. Уж не знаю, что он представил в своем воображении, но в итоге мы оказались у большого стола, заваленного… мышками. Мужчина, одетый в народный костюм, нам учтиво кивнул головой в виде знака приветствия и продолжил играть свою импровизированную песенку, а играл он, как не трудно догадаться, тоже на мышке.

Нет, без этого грызуна домой возвращаться никак нельзя. Ведь еще в старинные времена к мелкому невзрачному пищащему существу с тонким носиком и длинным хвостиком было особое уважение. Так считалось, что если получится увидеть, как мышь что-то тащит в норку, то это к богатству и, соответственно, к концу нищенской жизни. Так что некоторые крестьяне, в надежде стать богаче, даже сидели в засаде и наблюдали за мышиными норами. Впрочем, у этой приметы были свои основания: ведь такие домашние вредители стараются заводиться именно в тех домах, где есть много припасов, тогда как дома бедняков, которым иногда приходилось и голодать, мыши обходили стороной.

— Покупайте мышку на любой вкус и на любой кошелек, — говорит мужчина.

А вот и кошельковая красавица. Нет никаких проблем: платишь двадцать рублей, сажаешь мышку к монетам со словами: «Мышка, селись, денежка, водись» и жди большого дохода — а вы еще следите за ставками в банках?

Привлекает внимание огромная кованая вещица, напоминающая с первого взгляда огромный ключ. В крученом конце также можно углядеть силуэт грызуна. Оказалось, что это не что иное, как спица-оберег, охраняющая дом от недобрых гостей. А выяснилась чудотворная сила этой казалось было безделицы чисто случайно: женихи на Руси дарили своим избранницам спицу, которую девушки вкалывали в моток с пряжей. И вот как-то раз одна из них приноровилась после работы протискивать эту острую вещицу в дверной косяк. А потом все семейные заметили, что в их дом перестали ходить недруги. С тех пор и считается, что если над дверью закрепить спицу-оберег, то защитишься от личных врагов. Ну вот как не приобрести эту железяку?

— Большой привет из города Мышкина, — упаковывая покупку, говорит мужичок.

— Так вы в Серпухов приехали из Мышкина? — удивляюсь я.

— Да, из Ярославской области.

Вот это да… если в прошлом году сюда приезжали гости из Тульской и Калужской губернии, то по участникам этого фестиваля можно убедиться, что география мероприятия явно расширилась. Вот, к примеру, ансамбль «Калинов садок» из села Льгов Орловской области, а гусляр Егор Стрельников и ансамбль «Скоморошья слобода» приехали к нам из Сергиева Посада. Что уж тогда говорить о нашем соседе — городе Подольске, который представлял музыкальный коллектив «Истоки»?! Артисты вместе с такими московскими коллективами, как «Камышинка», «Равень», «Корабъ», «ЭтноТочка», а также творческими группами из Тулы «Вереница», «Дети царя Гороха» и Калуги «Калузя», «Барыня», на протяжении четырех часов на центральной сцене дарили зрителям свои выступления. Казалось, что это действо не оставило равнодушными даже двух святых — Петра и Февронию, чьи образы в бронзе можно было увидеть недалеко от сцены.

Тем временем на «Затейной околице» каждый желающий мог принять участие в подвижных народных играх, выучиться простым танцам, поводить хороводы и подурачиться, участвуя в забавах. Кстати, здесь же можно было принять участие в древнем обряде со странным названием «похороны мух». Наши предки провожали мошек, блошек и других козявок в последний путь, как правило, на Покров, то есть 14 октября — в первый день начала зимы или встречи осени с зимой. Однако в некоторых местах похороны совершались и раньше. При этом в ритуале все было по-настоящему, только в миниатюре: маленькие гробики, сделанные из моркови, свёклы, репы или из деревяшек, дощечек. Муху, таракана или другое насекомое закапывали в землю со всеми почестями.

В древности данный обряд обладал более глубоким смыслом и напрямую относился к языческим поверьям. Дело в том, что славяне связывали души умерших с летающими птицами и насекомыми. Вот и считалось, что осенью души усопших в виде насекомых, находясь на крыльях пернатых, улетают, а весной возвращаются назад к своим потомкам. Весной, летом и осенью, когда люди заняты тяжёлым трудом, духи-предки во всём им помогают, а когда летняя пора заканчивается, вновь улетают. Скоро, как известно, зима. И так как с приходом холодов души предков отправляются в свой подземный мир, нам ничего не остается делать, как оплакивать своих духовных помощников и… самих себя: кто же нам будет теперь помогать до весны, на кого же мухи нас оставили? Так что придется рассчитывать только на себя. Отправляемся на богатырскую заставу, где можно в руках меч подержать да тетиву лука натянуть.

Как четыре часа? Почему солнце стало так рано садиться? А ведь хочется и отвести душеньку в головоломных кадрилях на хороводной площадке «Балуха» да и ушицы отведать из осетра и раков. Я уж не говорю про площадку «Семейное застолье», где за большим столом можно было пообщаться друг с другом да спеть за компанию ну хотя бы «Во кузнице молодые кузнецы» или же на крайний случай знакомую с детства песню, ставшую, по сути, народной «А я люблю женатого». Ох, от обилия мастер-классов и вовсе закружилась голова. Но я-то решила поизучать древне-славянскую письменность — в жизни же мне ее, письменности, так не хватает.

Педагога кружка «История славянской письменности» Дома детства и юношества города Серпухова Анастасию Михалеву можно слушать часами. Она подробно расскажет, почему перья из левого крыла птицы более удобны для письма, и как в Древней Руси писали тростником (да-да, никакой ошибки). Вообще же мало кто знает, что раньше использовали бумагу тканную, то есть из льна и хлопка, которая по качеству была на порядок выше сегодняшней целлюлозной. И все же на протяжении многих веков она считалась роскошью, поэтому использовали в основном березовую бересту.

— Да, вот так перед школой березку ободрал и пошел за знаниями, — смеясь, рассказывает Анастасия. — Вместо пера по бересте писали металлической палочкой. А вот в Великом Новгороде в основном писали на восковых дощечках, которые были размером с ладошку.

— Наподобие современных айфонов? — уточняю я.

— Да. Очень похоже.

Совсем распогодилось, и Принарский парк превратился в огромный муравейник — шутка ли, ведь всего в праздничном мероприятии, по официальной информации, приняли участие более 5 тысяч человек. Сытые, довольные и немного усталые мы отправились домой… ждать зиму, весну, а там, глядишь, и духи предков с насекомыми вернутся, и будем мы уже с новыми силами трудиться да ждать третий по счету фестиваль «Серпухов на стыке трех губерний». А может, к нам, помимо ярославских делегаций, кто-то из Архангельска махнет? Уж очень хочется и рыбных кулебяк, и горячих шанежек с картошкой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру