Почему серпуховичам необходимо немедленно отправляться в плен

Семирадский в Серпухове… Казалось, такое даже сложно представить, но этому культурному событию суждено было свершиться. Экспозиция «Пленники красоты» успела пленить многих — тех, кто с начала открытия выставки уже побывал в Серпуховском историко-художественном музее. Некоторые и вовсе возвращались сюда за красотой по второму и третьему разу.

Почему серпуховичам необходимо немедленно отправляться в плен

Мы переносимся в XIX столетие, в то время, когда создавали свои полотна такие художники салонного искусства, как Семирадский, Бакалович, Бронников, Котарбинский, Сведомский и другие… Всех этих мастеров объединяла Императорская академия художеств, один художественный стиль — классицизм и Рим, в котором живописцы оттачивали свое мастерство. И вот сегодня, спустя десятки лет, мы видим пейзажи вечного города в нашем провинциальном Серпухове.

Да, на экпозиции «Пленники красоты» представлено много художников той эпохи, но все-таки именно Генрих Семирадский занимает центральное место — и это вполне заслуженно. Во-первых, он — первый среди художников этого направления; а во-вторых, спустя столетия, его полотна продолжают восхищать многотысячную публику и поражать именитых искусствоведов. Именно благодаря Генриху Ипполитовичу античность стала реальной и осязаемой.

То, что в Серпухове открылась эта выставка, является значимым культурным событием. На экспозиции представлено более 30 работ, при этом 17 картин и эскизов были привезены из Государственной Третьяковской галереи, 13 — из Государственного Русского музея, три картины «приехали» в наш город из старинного русского города Переславль-Залесский. Особая гордость «Пленников» — две картины, которые являются собственностью Серпуховского историко-художественного музея.

Кстати, «Пленники красоты» являются своеобразным продолжением огромного проекта с одноименным названием, начатого Третьяковской галереей еще в далеких 2004-2005 годах. Экспозиция побывала в Самаре, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Минске и Хельсинки, а самая последняя и масштабная выставка Семирадского прошла совсем недавно, в конце 2017-го - начале 2018 года в Русском музее, и была приурочена к 175-летию художника. И вот теперь мы, серпуховичи, можем увидеть эти замечательные полотна…

Прекрасное разнообразие

Разные картины — разные темы: античные, исторические, евангелические. И каждая работа великого академиста заслуживает отдельного внимания, отдельного созерцания и, конечно же, восхищения.

Павел Михайлович Третьяков называл Генриха Ипполитовича и художников его круга «русскими итальянцами». Но это не совсем так. По своей сути, Семирадский и все те «русские итальянцы» были космополитами. По национальности Семирадский был поляком, родился будущий художник под Харьковом, учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, а большую часть жизни прожил в Риме. Поэтому неудивительно, что художник впитал в себя культуру сразу нескольких стран и народов.

С 1864 по 1870 годы он учится в Императорской академии художеств у Венига и Виллевальде, а по окончании обучения он получил большую золотую медаль за картину «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу» (в настоящий момент работа находится в музее Минска).

Одну из первых картин «Римская оргия времен цезаризма», которую Семирадский по эскизам легко и быстро завершает в Мюнхене в 1872 году, сразу же покупает Александр III. Та самая работа, по сути, легла в основу будущей коллекции императора, ставшей впоследствии Русским музеем.

Для удобства посетителей музея экспозиция разделена на несколько блоков, первый из которых так и называется: «Генрих Семирадский». Здесь представлены так называемые «античные идиллии» — излюбленный жанр художника. Благодаря этим работам древняя античность в наши дни приобретает реальные очертания. И в этом главная заслуга художника. А еще Семирадского отличает от других художников мастерское исполнение. В «Танце среди мечей» используются сразу несколько художественных приемов: и а ля прима — цветы и зелень на переднем плане, и торцевание, благодаря чему достигается объем. Так, к примеру, изображена трепещущая на ветру листва оливы, а ирисы на переднем плане написаны с помощью мастихина. Четкость силуэта художник прописывает с помощью совсем тонкой кисти. Безусловно, поражают его знаменитые солнечные зайчики на мраморе, когда чувствуется теплота и прозрачность этого камня.

Зачастую идиллические сюжеты в творчестве Семирадского соседствуют с драматическими, когда античность предстает у него в противопоставлении двух начал — солнечного аполлонического и ночного дионисийского. Зеркальной парой к «Танцу среди мечей» является точно такого же формата и в такой же раме картина 1881 года «Оргия времён Тиберия на острове Капри».

Мало кто знает, что в момент создания этих полотен Семирадский увлекался идеями Ницше, и ту самую знаменитую формулу философа про то, что «нет прекрасной поверхности без ужасной глубины», мы находим на картинах мастера: сменяющиеся друг друга идиллический образ античного мира с нечистыми страстями, бушевавшими внутри этих идиллий. Точно такое же противопоставление мы увидим и на примере двух серпуховских картин с вертикальным расположением сюжета: «Песня рабыни» и «Праздник Вакха».

Александр Невский и Христос

Другой блок экспозиции посвящен славянской теме. Да, Генрих Семирадский больше известен как атор античных идиллий и исторических полотен, однако он является автором росписей в Храме Христа Спасителя, который в 1931 году был варварски взорван. Но, к счастью, сохранились эскизы, которые сегодня находятся в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге. Эта коллекция, объединенная в так называемый блок «Славянская тема», представлена на экспозиции в Серпухове. Большинство этих работ посвящены святому Александру Невскому.

Несмотря на свой небольшой размер, они убедительно свидетельствуют об удивительном мастерстве, с которым художник компоновал сложные многофигурные композиции. «Похороны русса в Булгаре», «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом», «Св. Александр Невский принимает папских легатов», «Св. Александр Невский в Орде», «Кончина св. Александра Невского», «Погребение св. Александра Невского» — по одним названиям работ можно судить о глубоком познании художником истории, о его высокой эрудиции.

Семирадский работает над росписью Храма Христа Спасителя и постепенно приходит к теме Христа, а огромное полотно «Светочи христианства» ознаменовало вступление художника в период творческой зрелости. Генрих Ипполитович выполняет над окнами хоров храма росписи на сюжеты «Крещение Господне» и «Въезд Христа в Иерусалим», а также монументальный запрестольный образ «Тайная вечеря». Сохранившиеся эскизы этих росписей также представлены на выставке «Пленники красоты».

Его называли последним классиком искусства XIX столетия, но этот классик жил и творил в эпоху главенства реализма, а его античность жизнеподобна. Античные сцены, евангельские сюжеты, историческая реконструкция — и все это Семирадский. Но у работ есть одно объединяющее начало — все они написаны по законам красоты и совершенства. Художник всегда воспевал красоту: красоту природы, красоту женщины, красоту и радость бытия. А потому «Пленниками красоты» станут и все, кто посетит эту выставку...

Благодарим Серпуховский историко-художественный музей за предоставленный исследовательский материал.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: Когда красота не только спасает

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру