Известные люди города собирают пазлы и знакомятся с шедеврами авангарда

05.09.2019 в 14:00, просмотров: 1191

В Серпуховском историко-художественном музее стартовала необычная эстафета «Авангардный хайп», которая посвящена творчеству амазонки русского авангарда, известной художницы Натальи Гончаровой. Автор этого проекта — журналист регионального еженедельника «МК в Серпухове», депутат Совета депутатов городского округа Серпухов Яна Киблицки.

Известные люди города собирают пазлы и знакомятся с шедеврами авангарда

Идея акции очень проста: собирая пазлы с репродукцией картины русской авангардистки «Георгины», которая, кстати, находится в собрании Серпуховского историко-художественного музея, познакомить общественность с творчеством великой художницы. А еще составление шедевра из маленьких частей — хорошая возможность лишний раз провести время в кругу семьи. Теперь по эстафете коробка с пазлами перешла в семью члена Общественной палаты городского округа Серпухов Юлии Парфеновой. А вот кому передаст это картонное достояние Юлия Геннадьевна? Пока интрига…

Работы Натальи Гончаровой находятся в самых известных музеях мира. Но мало кто знает, что уникальное собрание графики, театральные эскизы и девять полотен кисти талантливой авангардистки находятся в Серпухове, а именно в Серпуховском историко-художественном музее. Если внимательно разглядеть даты, когда были созданы эти живописные композиции, то можно определить, что это ранний период творчества художницы, к слову, самый яркий: это время становления будущего мастера.

Серпуховский музей стал обладателем этой бесценной коллекции в результате национализации картин Гончаровой. Несколько полотен поступили из 1-го Пролетарского музея Москвы: для советского правительства было очень важно, чтобы люди из провинции могли приобщиться к культуре. И вот посетители могут видеть картины «Бабы с граблями», «Стрижка овец», «Женщина с папиросой», «Осень», «Хоровод» и те самые «Георгины». Впрочем, полотна художницы не долго радовали серпуховичей и заезжих гостей города, в тридцатых годах соцреализм в своем глянцевом торжестве заслонил собою авангард. Это искусство стало для общественности «непонятным», и потому работы в направлении кубофутуризма, конструктивизма, супрематизма и других «измов» были преданы забвению, а точнее, заняли места на полках музейных запасников. И только лишь в 70-х картины Гончаровой были возвращены на прежнее место.

Однако из всех этих картин художницы Натальи Гончаровой особое место занимает полотно «Письмо», которое удалось совершенно случайно обнаружить более четверти века назад. Долгое время эта работа значилась, как «Сельцо Мироносицкое» местного художника Сергея Куняева. В 1946 году он был принят в Серпуховский историко-художественный музей в качестве научного сотрудника на должность заведующего фондами, а уже через год он и написал свое «Сельцо», использовав для этого холст картины Натальи Гончаровой. Что же, понять его можно: время было бедное, послевоенное, писать практически не на чем. А в 1988 году при инвентаризации вспомогательного фонда внимание специалиста Татьяны Быковой совершенно случайно привлекло маленькое полотно в грубом деревянном подрамнике. На одной стороне был тонкий масляный слой «Сельца Мироносицкого» Сергея Куняева, а вот на другой — трудно читаемая надпись на фоне абстракции, выполненная плотной пастозной техникой. С оборота работа числилась как «Беспредметная композиция» и была списана еще в 1979 году. Но, к огромному счастью для искусствоведа, а затем и для потомков, живопись хорошо сохранилась, и позже по цветовой гамме, по французским краскам, по размашистости мазка специалисты установили автора. Им оказалась Наталья Гончарова.

По каталогу выставки Гончаровой 1913 года удалось выяснить, что это малоизвестное полотно «Письмо». Художница была одной из первых, кто ввел в картину текст: «А у нас в Москве деревья в цвету, 1913», эта фраза изображена на картине. Сегодня то самое «Письмо» не так часто можно увидеть в Серпухове. Его «пересылают» из одного музея мирового значения в другой, и оно вызывает огромный восторг публики. Например, в эти дни полотно экспонируется в Лондоне.