Хирург и художник из Серпухова Борис Теплицкий представил коллекцию своих картин

В Медицинском колледже № 5 Серпухова прошла персональная выставка картин известного в округе хирурга

Однажды я услышала такую фразу: «Хирург — это профессия, которая не поддаётся описанию в нескольких предложениях». Не знаю почему, но запомнила я её навсегда, хотя никогда не задумывалась, что она означает. И лишь пообщавшись с известнейшим в Серпухове хирургом Борисом Исааковичем Теплицким, я поняла скрытый смысл этого выражения.    

В Медицинском колледже № 5 Серпухова прошла персональная выставка картин  известного в округе хирурга

Встретились мы по случаю открытия его выставки в одном из помещений Московского областного медицинского колледжа № 5, который расположен в нашем городе. Я слышала о том, что Борис Исаакович увлекается живописью, но признаюсь, что слегка скептически относилась к этой информации. Мол, ну что там за картины, так, любительские! Каковы же были мои радость и удивление, когда я воочию увидела полотна Теплицкого, в большинстве своем яркие, сочные, наполненные внутренним светом, добротой и при этом очень тщательные, с хорошо прописанными деталями. Есть, конечно, у него картины сложного и даже трагического содержания. Но и они, скорее, не пугают, а заставляют задуматься.

Хирург

Борис Иссакович более полувека своей жизни посвятил медицине. По его собственному определению, хирургия — это «его первая и единственная жена». Родился он на Украине, в рабочей семье. Во время Великой Отечественной войны вместе с родителями эвакуировался в Семипалатинск. О том, как пришёл в профессию, рассказывает так:

Мне отец всё время говорил, что я должен стать военным врачом. И вот как-то, в бытность мою первоклассником, учительница Ксения Николаевна на уроке спросила нас, кто кем хочет стать. И я ответил: «Хирургом». После школы в соответствии с мечтой поступил в медицинский институт. Отучился неплохо. Меня оставили работать в семипалатинской клинической больнице, где я дорос до заведующего отделением.

Так бы и шла карьера Бориса Теплицкого — ровно, без резких поворотов. Но судьба распорядилась иначе…

Семипалатинск известен своим ядерным полигоном. В годы Советского Союза там проводились испытания атомных бомб. И, к сожалению, мало кто понимал опасность этого. Борис Исаакович, будучи студентом-медиком, вместе с однокурсниками поднимался на крышу института, чтобы посмотреть на завораживающее зрелище — расползавшийся по горизонту ядерный гриб. И, возможно, это юношеское безрассудство потом отозвалось болью — у маленького сына Теплицкого выявилось тяжкое заболевание. Пришлось срочно искать другое место для проживания, так как экологическая обстановка в Семипалатинске не оставляла малышу шансов на выздоровление. Так Борис Исаакович попал в подмосковный Серпухов.

Не могу сказать, что меня встретили здесь с распростёртыми объятиями. В хирургии очень высока конкуренция. Такая уж профессия. Она предполагает твёрдость характера, которая часто сочетается с амбициозностью, — поясняет Борис Теплицкий. — Первое время меня даже не допускали до операций. Я работал в поликлинике на Красном Текстильщике. Правда, мне удавалось просто присутствовать на операциях в больнице имени Семашко, но не более того.

Действительно, первое время Борису Исааковичу было непросто. Этот период жизни он отразил в картине «Зависть». На ней человек в белом халате, которому на непропорционально большой и оголённый мозг давит тяжёлая рука. Вот так видит хирург-художник это уничтожающее личность чувство.

Однако всё плохое со временем заканчивается. Закончилась и тёмная полоса в жизни хирурга Теплицкого. Его пригласили на работу в больницу им. Семашко уже в качестве практикующего врача. Он начал делать операции и полвека отдал служению людям.

Я делал разные операции, но основная моя специализация — абдоминальная хирургия. Более всего меня радует то, что у меня за полвека не было ни одного послеоперационного осложнения и жалоб на мою работу. Это для меня очень важно. А ведь я оперировал и онкологических больных. Операции длились порой по пять-шесть часов. И знаете, как приятно, что до сих пор люди относятся ко мне с уважением и при встрече говорят слова благодарности. Значит, не зря я работал! — с удовлетворением говорит Теплицкий.

Художник

Незадолго до выхода на заслуженный отдых Борис Исаакович почувствовал тягу к живописи.

До того момента я даже не думал о том, что буду писать картины. Все мои художества ограничивались лишь тройкой, полученной в школе за изображение избушки. Но в начале «двухтысячных» годов мне приснился сон, что я пишу картину масляными красками. И именно тогда я понял, что от этого мне уже не уйти, — вспоминает Теплицкий.

Чтобы осуществить своё желание, Борис Исаакович купил гору пособий, упросил директора Серпуховской детской художественной школы Лидию Яковлевну Алещук открыть взрослую группу. Прозанимался в ней чуть больше месяца и… ушёл опять изучать живопись самостоятельно. И сделал это лишь только потому, что его давил и напрягал академизм, выполнение обязательных правил, изучение композиции, светотени и других тонкостей этого вида творчества. Душа просила больше свободы и воздуха в процессе написания полотен.

Я начал с изображений животных: ягуар, пума, медведь. Потом стал по-своему осмысливать полотна известных художников. Я не делал точные копии, а добавлял в сюжет что-то своё. Например, в известном портрете юной Марии Лопухиной кисти Боровиковского я прибавил возраста: изобразил эту очаровательную девочку уже взрослой женщиной. Я переосмыслил «Цыганку» художника Ярошенко и ещё несколько известных полотен. Но это не было для меня целью. Я просто учился у великих мастеров и развивал своё видение, — подчёркивает Борис Исаакович.

У Теплицкого-художника нет особо любимого жанра. Среди его картин есть натюрморты, пейзажи, женские портреты, сюжетные произведения. Сильное впечатление производит картина под названием «Диктатура», посвящённая трагическим событиям первой половины двадцатого века — массовым репрессиям. В адском пламени сгорают маленькие человечки, а над всем этим на пьедестале возвышается фигура Сталина. Ещё два полотна трагического содержания посвящены роману А. С. Иванова «Вечный зов» и известной песне о белых лебедях. 

Но большинство картин — это яркие краски и чёткие формы. Красные снегири на белых, осыпанных снегом ветвях. Белые кораблики на синей воде. Букет пионов. Бордовый, пышно цветущий куст плетистой розы…

Особняком стоят две картины, на которых изображён Иисус Христос.

Вообще я атеист, — говорит Борис Теплицкий. — Но считаю, что вера у людей должна быть. С ней жить легче. Поэтому я коснулся темы религии в своём творчестве. А что до Христа, то я посетил в Израиле места, связанные с его именем, и меня это очень тронуло. Так родились эти полотна.

Есть среди произведений Бориса Исааковича автобиографичное: двое мальчиков ловят рыбу на реке. Это воспоминание из детства. Вот так же маленький Боря со своим другом когда-то ловил в Иртыше знаменитого сибирского чебака…

∎ ∎ ∎

Я слушала неторопливый рассказ Бориса Исааковича, смотрела на его картины и думала о том, что скрывается за гранями таланта этого человека, хирурга и художника: самоотверженный труд, невероятная доброта или умение делать жизнь более милосердной, чем она есть на самом деле.

Я начала статью со слов о том, что профессию хирурга нельзя описать несколькими предложениями. Это действительно так. Можно ли описать всю палитру человеческих эмоций? Или важность одной сохранённой жизни? Или глубину космоса? Конечно, нет! Вот так и в хирургии. Ежедневно спасая здоровье и жизнь пациентам, Борис Исаакович Теплицкий раскрывался не только как врач, но и как творческий человек, чья душа не терпит пустоты и равнодушия. В этом его жизнь. Об этом его картины.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 20 ноября 2019

Заголовок в газете: Мир красок Бориса Теплицкого

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру