Пятьдесят лет назад группа энтузиастов-кинолюбителей сняла фильм о жизни и быте серпуховичей

На известном видеохостинге я нашла удивительный по своей исторической значимости документальный фильм Георгия Николаевича Белоцветова «Жизнь и дела»

Когда я попадаю в историческую часть какого-либо города, всегда стараюсь спокойным шагом прогуляться по старым улочкам, прикоснуться к стенам зданий, переживших века и эпохи. И в момент соприкосновения с самим Временем я закрываю глаза и стараюсь мысленным взором увидеть картины прошлого. Как жили здесь люди сто, двести, несколько сотен лет назад? Фантазия может подсказать многое, но, если есть и «живые» свидетельства минувшего, то это не только облегчает задачу, но и даёт пищу для размышлений.   

На известном видеохостинге я нашла удивительный по своей исторической значимости документальный фильм Георгия Николаевича Белоцветова «Жизнь и дела»
Кадр из фильма Г. Н. Белоцветова "Жизнь и дела"

Серпухов в плане старины — город уникальный. Почти семь веков он стоит на южных рубежах Подмосковья. Здесь сохранилось много исторических зданий, бережно восстановлена самая древняя часть города — Соборная гора. Здесь находится большое количество памятников и достопримечательностей, напоминающих о славном прошлом во времена Древней Руси, эпохи Российской империи. Но и недавняя история — советский период — не менее интересна.

На известном видеохостинге я нашла удивительный по своей исторической значимости документальный фильм Георгия Николаевича Белоцветова «Жизнь и дела». Снятый в содружестве с кинолюбителями Г. Прокофьевым, С. Мухомедьяновым, Н. Шмаровым и Н. Аппельрот (так указано в титрах), он повествует о жизни серпуховичей в 1970 году — ровно 50 лет назад.

Большая часть фильма посвящена серпуховскому заводу «Металлист», работе и быту его коллектива. Снята лента так, что при просмотре полностью погружаешься в атмосферу того времени и понимаешь: эта эпоха в истории России была во многом прекрасна, несмотря на то, что сейчас многие, особенно те, кто не жил в Советском Союзе, либо был там «не у места», пытаются её опорочить.

Я посмотрела фильм на одном дыхании и здесь, на газетной полосе, выражаю свою искреннюю благодарность творческому коллективу, показавшему историю с лучшей её стороны.

«Всего меньше двух часов езды на автомобиле от Москвы на юг, и вы оказываетесь в окрестностях Серпухова. Автомобильная дорога то сбегает с холмов, вьётся среди изумрудных лагун, золотистых полей, мохнатых лесов, то снова поднимается на взгорье. Прекрасно подмосковное лето! Воздух напоён лесными запахами, а июль звенит от несмолкаемых трелей кузнечиков». Этими словами начинается фильм. Автор въезжает в него со стороны столицы, называя границу города «Северными воротами».

А далее мы попадаем на улицу Чернышевского, видим уже современные дома, и сопровождают эти кадры слова: «Город строится и год от года всё хорошеет». Какой любовью и гордостью наполнена эта фраза!

Небольшая экскурсия по улицам Серпухова и тут же о самом важном: «Серпуховичи свято хранят в своей памяти подвиги и имена героев–земляков». Рассказ о парке имени Олега Степанова. Под авторские комментарии мелькают тенистые аллеи, люди, отдыхающие здесь, весёлая и беззаботная молодёжь.

«Идёшь по серпуховской земле и читаешь книгу истории, — тем временем продолжает автор. — Отсюда Серпуховский князь повёл свои дружины на Куликово поле. Здесь же в памятном сорок первом были разгромлены полчища бесноватого фюрера, рвавшегося к Москве. Серпуховичи чтут память тех, кто родился на земле Серпуховской и погиб за Родину, и тех, кто защищал эту землю в ту холодную и дождливую осень сорок первого».

Потом автор приводит нас к Серпуховскому кремлю, к стенам древней крепости, к Высоцкому монастырю. «Город–ровесник Москвы и неоднократно он защищал её от набегов чужеземцев. Время сохранило до наших дней часть крепости. Пройди по городу, посмотри его уникальные памятники, и ты узнаешь, как жили серпуховичи встарь, когда нары в казарме да трактир были уделом рабочего человека», — советует он нам.

Видеоэкскурсия продолжается в залах Серпуховского историко-художественного музея. На кадрах фильма — экспонаты и коллекции выставки.

Из музея мы попадаем в Приокско-Террасный заповедник, видим работника зубрового питомника, который созывает на обед лохматых, смешных с виду, но на самом деле грозных и очень серьёзных копытных. Автор фильма нам поясняет, что «пятьдесят девять зубров из трёхсот, имеющихся в Советском Союзе, живут в серпуховском питомнике. А всего их на земном шаре около тысячи осталось от ледникового периода».

После знакомства с зубрами мы попадаем в Протвино. Вот как о нём говорится в фильме: «У Москвы есть город-спутник, а у нашего города посёлок-спутник Протвино. Вот он какой. Его называют городом науки».  Тогда, в 1970 году, посёлку исполнилось ровно 10 лет. Он молод, как молоды и его жители — сотрудники научных учреждений.

После того, как мы смогли увидеть одно из значимых мест российской науки, в фильме начинается большой рассказ о заводе «Металлист», который в то время был одним из крупнейших предприятий Серпухова.

На кадрах улыбающиеся люди с открытыми, добрыми лицами — рабочие и служащие завода. Они идут на работу. Автор останавливает наше внимание на том, что предприятие обновляется, его производственные мощности становятся более современными, проводит нас по заводским цехам.

Автоматный цех, конструкторское бюро, обмоточно-монтажный цех, далее цех точной механической обработки, инструментальный, сборочный цеха. И везде человек с камерой останавливается и фиксирует на плёнку мгновения трудовой жизни завода, рассказывает о людях. Шлифовщица Зоя Ивановна Высоцкая, молодые конструкторы, улыбчивые девчата из обмоточно-монтажного цеха, Владимир Георгиевич Горшков и его бригада (в фамилии может быть ошибка из-за повреждения звука в видеоролике, прим. ред.), Михаил Павлович Дрофа (неточно, прим. ред.), Юрий Иванович Сёмин, Александр Евгеньевич Скворцов… Эти простые люди, но лучшие мастера своего дела – истинные герои фильма.

В годы СССР рабочие и служащие трудились не только на предприятиях и в организациях. Был развит такой вид волонтёрства, как шефская помощь селу. И в страду, сезон сбора урожая целые колонны автобусов направлялись на поля страны. На колхозных и совхозных полях высаживался трудовой десант шефов.

«Пусть всегда будет солнце! Это слова не только из известной песни, нет.  Это и пожелание отправляющимся работать на совхозные поля. Итак, шефы едут!» — рассказывает нам автор фильма. На поле совхоза «Балковский» помощники селян собирают картошку. В кадре мы видим Василия Семёновича Ильина, ветерана Великой Отечественной войны. Он руководит работами.

А фильм идёт своим чередом. Вот заводская футбольная команда, стрелки осваивают новый тир. А вот дети, отдыхающие в ведомственном пионерском лагере «Дружба»…

Я — человек поколения, которое прекрасно помнит поездки в пионерские лагеря. Это время забыть трудно: утренние линейки, походы, соревнования, вечерние костры… Было весело, интересно, был смысл и ощущение, что ты нужен большой и сильной стране.

«Пионерский лагерь завода. Он расположен в прекрасной местности. Воздух здесь напоён луговыми букетами цветов, ароматами леса. Кругом много зелени. И когда в летнюю пору марево разогретого воздуха

закрывает дали, здесь особо приятно.

А когда заходящее солнце своим краем касается земли, то вся округа оглашается задорными пионерскими песнями, и плывут они над рекою Окой», — повествует нам автор фильма.

Мальчишки и девчонки играют, обсуждают какие-то очень важные для них вопросы, с аппетитом едят в столовой. Эти кадры хорошо иллюстрируют, чем жили советские дети, какие у них были увлечения и мечты.

Не обошли в фильме вниманием и самых юных. Заводской детский сад. За малышами ухаживают воспитатели и няни в белых аккуратных халатах. «Пока они с трудом справляются за столом, скачут на деревянном коне, играют в игрушки. Но пройдёт время, и они заменят своих пап и мам, братьев и сестёр у станков, верстаков и пультов управления», — поясняет голос за кадром.

Далее мы попадаем на стройки. Жилые дома, дом культуры «Россия», будущий профилакторий на территории старой усадьбы в Пущино-на-Наре. Строить жилые дома тогда специалистам помогали и сами будущие жильцы. Также всем заводом строили и «Россию».

«Россия» — это замечательный подарок коллективу завода за всю его историю. И на заводе не было такого цеха и отдела, который не вложил бы свой труд на этой стройке. Эти кадры стали уже историческими.

12 апреля 1969 года — Ленинский субботник. Он открылся коротким митингом, а потом все стали строителями. В этот день все трудились с особым энтузиазмом. Отделочные работы выполнялись лучшими мастерами специализированных организаций города Москвы», — рассказывает нам автор.

Счастливые лица молодожёнов, которые заключают брак в только что отстроенном дворце культуры, награждения лучших работников завода… И лица, лица, лица людей, которые жили, трудились, радовались, растили детей.

«На митинге присутствуют: из управления Михаил Васильевич Яковлев, директор завода Евгений Автономович Желонов, секретарь партийного комитета завода Юрий Адольфович Кульман, член профсоюзного комитета Юлия Алексеевна Аблаева…», — все те, кого перечисляет автор фильма, вошли в историю Серпухова как созидатели и люди, любящие город.

Фильм заканчивается словами: «Впереди новые задачи, новые трудности и новые успехи. Впереди новый трудовой день».

Да, у героев фильма, серпуховичей, впереди были ещё шестнадцать лет советского будущего, перестройка, лихие 90-е… Мы живём уже в новом веке. Кто-то из тех, кого запечатлела камера, и сейчас рядом с нами, также ходит по улицам Серпухова. Пережившие переломный период, какими они стали? Как сложилась их жизнь? Может быть, кто-то, узнав себя в фильме, откликнется на эту статью и расскажет о себе. Потому что из крупиц людских свидетельств складывается большая и великая история страны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 12 февраля 2020

Заголовок в газете: Взгляд через полвека

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру