В Серпухове живёт человек, для которого дерево — источник вдохновения

Талант в большинстве случаев проявляется ещё в детстве. С годами, если ничто не мешает, он развивается, совершенствуется и делает человека не просто мастером, а тонко чувствующим создателем красоты и гармонии. Таким вот естественным образом выкристаллизовался и дар художника, резчика по дереву Александра Николаевича Юнашева.

В Серпухове живёт человек, для которого дерево — источник вдохновения
Фото из архива Александра Юнашева

— Александр, в каком возрасте вы поняли, что дерево — это и есть объект вашего творчества, художественного восприятия мира?

— В школьные годы увлечений у меня было очень много. Чем только я ни занимался. И боксом, и спортивной гимнастикой, и фотографией. Потом увлёкся народными танцами и параллельно потихоньку вовлекался или, лучше сказать, проникался любовью к дереву. Мои детство и юность прошли на природе. Я много времени проводил в лесу. Именно там я научился видеть и подмечать природную красоту, текстуру, фактуру и структуру дерева. Божественная гармония!

— Вы ведь родом не из Серпухова, но наш город — это уже ваша биография. Как вы стали серпуховичом?

— Я родился в подмосковном Воскресенске, в простой рабочей семье. После школы окончил профессионально-техническое училище, где получил квалификацию электромонтажника высшего разряда. Потом два года, как практически все мои сверстники в советское время, служил в армии, в ракетных войсках на Украине. В год Олимпиады в Москве демобилизовался и поступил в Московское областное культпросветучилище на хореографический факультет, так как был хороший опыт в этом виде искусства. Я с семьдесят пятого года танцевал в народном ансамбле песни и пляски «Подмосковье» профтехобразования Московской области. А в Серпухов меня привела любовь: моя жена Елена — серпуховичка. Поэтому, окончив училище и женившись, я переехал к супруге в восемьдесят третьем году и в этот же год у нас родился сын Александр.

— В Серпухове вас знают по работе в ДК «Россия» в качестве хореографа и исполнителя в ансамбле народного танца «Россияночка». Что это было за время? Ведь танец — это тоже творчество.

— Это было очень интересное и насыщенное время для меня, как человека, который любит творить, создавать красоту. Я весь отдавался работе, и не без гордости вспоминаю те годы. У нас были хорошие, серьёзные победы. В девяностом году группа мальчиков ансамбля, которой я руководил, заняла второе место на Всесоюзном конкурсе самодеятельности, проходившем в концертном зале имени Чайковского в Москве. Награды нам вручала великая актриса Татьяна Пельтцер. Мне этот момент очень запомнился. В 1989 году вместе с ансамблем «Россияночка» мне удалось побывать в Соединённых Штатах Америки. Мы ездили туда по приглашению, в город-побратим Ричмонд, штат Индиана. Давали там концерты. Принимали нас очень хорошо. Мы жили в семьях, и ещё я гостил у фермера в соседнем штате Огайо.

— А когда дерево окончательно «перетянуло» вас из хореографии?

— Это случилось в первой половине девяностых. Как я уже говорил, резьба по дереву была в моей жизни со школьной скамьи, а в девяносто третьем я ушёл из «России» и полностью посвятил себя любимому виду творчества. Хотя про танец не забыл. Возвращался в «Россияночку» исполнителем-ветераном, а полностью танцевальную деятельность закончил всего год назад.

— Кто был вашим первым учителем? Кто впоследствии вдохновлял вас на создание таких интересных и сложных работ, которые можно увидеть на ваших страничках в сети?

— Первым моим учителем и вдохновителем стал дядя, мамин родной брат — Анатолий Николаевич Андреев, резчик, живописец-любитель. Самые первые уроки резьбы по дереву и практические навыки в стиле маркетри — инкрустации — я получил от него. Потом учился у многих, а в первую очередь у природы. Учился самостоятельно, по книгам. Первой из них стало пособие Александра Афанасьева «Резьба по дереву», а последней, которую я изучил, — Михаила Ильяева «Уроки искусного резчика» с автографом автора. Были и многие другие книги. Также вдохновлялся историями о творчестве других резчиков. Например, восхищаюсь русским Роденом — Степаном Эрзья. Ну и, конечно, не обошлось без таких авторитетов, как Микеланджело, Дали, Пикассо. У них можно учиться бесконечно. Ещё одним моим вдохновителем является музыка. Классическая — это Бах. Джаз — это Оскар Питерсон, блюз — Джон Ли Хукер. Очень помогает мне в творчестве Карлос Сантана — один из обожаемых мною музыкантов современности.

— Ваше творчество многогранно. Сюжеты — от библейских до фантастических. А есть ли какие-то особо любимые темы?

— Конечно, есть. Это древнерусская архитектура, иконы, животные, скульптура. Очень нравятся причудливые формы коряжек: это называется корнепластика. Из направлений увлекает сюрреализм. Дерево для него — материал благодатный.

— А живописью заниматься пробовали?

— Да. Иногда меня заносит и в сторону живописи, есть несколько холстов.

— Есть ли у вас произведение, которым вы особенно гордитесь?

— Самая моя большая гордость — это трёхметровая дубовая «Голгофа», установленная семь лет назад в Распятском соборе Серпуховского Распятского монастыря. Тогда монастырь восстанавливался. Отца Александра, служившего в то время в соборе, я знал давно. Он, будучи молодым человеком, играл в драмкружке при Доме культуры «Россия». Талантливый актёр, ему пророчили большое будущее, но пути Господни неисповедимы, и он посвятил себя служению. Привёл отца Александра ко мне общий знакомый. Отец Александр попросил меня изготовить «Голгофу», что с радостью и благоговением я и сделал. Перед тем, как начать богоугодную работу, я по церковным канонам постился, исповедался, причастился.

— Все художники стараются вести более-менее активную выставочную деятельность. Как вы знакомите поклонников вашего творчества с новыми работами?

— Выставляться я начал во второй половине восьмидесятых годов в Москве. Принимал активное участие в вернисаже в Измайловском парке. Демонстрировал работы на Арбате, на вернисаже «На набережной» и в парке «Музеон». Я тогда был членом профсоюза независимых художников. Сейчас с коллегами по цеху встречаемся на конкурсах «Московский резчик» в школе-студии Михаила Ильяева. Около десяти лет я являюсь членом виртуального клуба «Резьба по дереву и кости». Принимал участие в выставке «Интерьер», которая проходила в Центральном доме художников в Москве, выставлял мебель, скульптуры, панно из можжевельника. Семь лет назад персональная выставка «Диалоги с деревом» прошла в Серпуховском историко-художественном музее. Также два года назад участвовал в выставке «Летний вернисаж» серпуховских художников в Музейно-выставочном центре Серпухова. А новые работы выкладываю в своём аккаунте в Инстаграме.

— Традиционный вопрос: «Ваши творческие планы?»

— Планов громадьё, всего не перечислить, вот только где на всё взять время?

— Что бы вы пожелали художникам-резчикам, которые только начинают развивать свой талант?

— Желания творить и… побольше опилок (смеётся).

■ ■ ■

Наша беседа окончена, но ещё надолго остаётся прекрасное настроение от общения с улыбчивым человеком, чьё творчество и увлекает, и дарит эстетическое удовольствие, и заставляет задуматься. Сейчас, когда наша страна вместе со всем миром борется с угрозой эпидемии, мы все стараемся не выходить из дома. Закрыты музеи и выставки. Но с творчеством Александра Юнашева можно познакомиться в режиме онлайн, зайдя на его страничку в Инстаграме (https://www.instagram.com/derevo.inter.er/). Поверьте, вы приятно проведёте время.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 1 апреля 2020

Заголовок в газете: Божественная гармония, воплощённая в дереве

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру