Искусство фотографии в Серпухове имеет свои уникальные традиции

04.06.2020 в 15:09, просмотров: 394

Фотография — это запечатленное мгновение. Именно она из всех статичных форм искусства наиболее достоверно передает образы эпохи. В России фотография получила развитие в 1839 году благодаря Иосифу Гамелю, российскому ученому, академику Петербургской академии наук. Именно он привез из Европы технологии получения фотографического изображения.  

Искусство фотографии в Серпухове имеет свои уникальные традиции
Река Нара. Автор Г. Н. Белоцветов

Рождение нового искусства

Одним из первых людей в России, освоивших искусство фотографии, стал Юлий Федорович Фрицше. Он сделал несколько снимков листьев растений и 23 мая 1839 года выступил на заседании Петербургской Академии наук с отчетом о гелиографических опытах. Это исследование было первым по фотоделу в России.

Искусство фотографии сразу же начало бурно развиваться в Российской империи. Фотоателье стали появляться во многих городах. В первую очередь в крупных, в том числе и в Московской губернии, включавшей в себя Москву и окрестные поселения. К моменту начала Первой мировой войны количество фотостудий и отдельных мастеров-фотографов приближалось к тысяче.

Первые фотоателье в Серпухове появились в 1850-х годах. В истории сохранились фамилии дореволюционных мастеров, создававших традиции этого искусства: Василий Васильевич Болозин, В. Воронин, Геверц, Александр Васильевич Голушков, Иосиф Иванович Зарембо, Я. К. Ивлиев, Феодосий Иванович Родин, Карл Фрей, Надежда Алексеевна и Павел Константинович Шмидт, А. Г. Бойко, К. М. Чукаев.

Какими были эти первые фотостудии? Какие технологии в них применялись? Пионеры фотодела пользовались двумя методами: калотипией и дагеротипией. Это достаточно трудоемкие процессы, позволявшие получать фотографии среднего качества, которые исправлялись с помощью ретуши. Первые сюжеты — пейзажи и, в большей мере, портреты. Фотографии людей, по сути, стали заменять собой портретные работы живописцев, и в отличие от них стоили намного дешевле.

Серпуховские фотографы, учитывая близость города к культурному центру — Москве, имели возможность быстрее провинциальных коллег освоить все новинки в профессии. Постепенно здесь сформировалась своя особая среда, которая подпитывалась опытом извне.

Так, например, Василий Васильевич Болозин главную мастерскую, основанную в 1862 году, имел в подмосковной Коломне. А вот в Серпухове он открыл филиал через несколько лет, когда его мастерство получило всеобщее признание. На его фирменном бланке было тиснение «Труды Болозина полезны», и сам он писал: «Я имею фотографическое заведение в г. Коломне. В настоящее время желаю открыть таковое же в г. Серпухове 1 квартала в Воскресенском переулке в доме Собольщикова. Октября 20 дня 1872 года». О серпуховской фотомастерской Болозина есть упоминания в отчетах инспекторов с 1886 по 1889 годы.

Работы серпуховских мастеров фотографии периода Российской империи широко известны и находятся во многих документальных архивах, заполняют экспозиции музеев. Но наибольшую известность и славу Серпухову принес замечательный фотохудожник, работавший в жанре пикториализма, Николай Платонович Андреев.

Человек, открывший   миру Серпухов

Пикториализм — одно из самых сложных направлений фотографии, интернациональное художественное течение, которое сформировалось во второй половине XIX века. Работающие в этом жанре мастера используют изобразительные и технические приемы, приближающие фотографию к живописи и графике. Русская школа пикториальной фотографии в свое время (до 1930-х годов) была одной из наиболее сильных и развитых в Европе. К сожалению, в советское время она подверглась сильной критике и фактически перестала существовать. Хотя фотохудожники недавнего прошлого и современности достаточно часто прибегают к этой технике.

Николай Платонович Андреев (1882-1947), родился и жил в Серпухове. В своем творчестве он сумел подняться на  уровень крупнейшего мастера. Его стиль отличался глубоким  философским  осмыслением  простых объектов съемки и лирическим  психологизмом. Ведущим жанром творчества Николай Платонович избрал пейзаж. В фотографиях он ярко передавал настроение, сочетая графическую точность образов и мягкость силуэта. 

Сюжеты работ — это потрясающие виды берегов Оки, Протвы, Нары, поля и леса в окрестностях Серпухова. Удивительными и неповторимыми его работы становились благодаря не только точному видению и чувствованию объекта, но и безупречному владению бромосеребряной и  бромомасляной  (бромойлем) техниками  печати. Его почерк был легко узнаваем, и талант мастера ценили не только в России, но и за границей.

Портрет старика. Автор Н. П. Андреев

На протяжении почти тридцати лет (с 1908 по 1937 годы) работы Николая Андреева занимали призовые места на международных выставках в Европе и Америке. Это был один из самых награждаемых и признанных фотохудожников того периода. За 30 лет выставочной деятельности Николай Платонович Андреев получил порядка 30 наград высшего достоинства и принял участие в более чем 50 выставках.

Критики и искусствоведы хорошо принимали творчество Николая Андреева:

«… почти везде на этих выставках особым вниманием и признанием пользуются работы нашего фотографа — художника Н.П.Андреева (Серпухов), которые «представляют собой образец художественного мастерства, выполненные специальными процессами художественной фотографии (бром-масло)». (Болтянский Г. «Советское фото». — 1926. — № 6).

«Глядя на его фотокартины, вы забываете о технике вообще, т.е. об их технических достоинствах. А почему? Потому что в них превалирует элемент чувства, именно то, что увлекает и радует зрителя». (Бендель Э. «К выставке работ Н.П. Андреева». // Фотограф. — 1927. — № 5-6).

А это мнение Парижского фотожурнала «Обозрение»: «Имя Н. Андреева известно всему миру… Он участвует на всех Международных выставках и везде пользуется вполне заслуженным успехом». (Фотожурнал «Обозрение». Франция. — 1927. — № 10). 

К сожалению, на сегодняшний день в Серпухове нет памятника знаменитому земляку. Культурная общественность сетует на то, что в скверах на площади Ленина установлены памятники людям, пусть и уважаемым, но к Серпухову имеющим весьма опосредованное отношение. Хотя именно эти скверы Николай Платонович очень любил, много снимал здесь. Есть и еще ряд мест, где было бы вполне уместно увековечить память мастера. Стоит на консервации и мемориальный дом Андреева, находящийся в аварийном состоянии. В настоящее время до конца не решен вопрос его реконструкции. Между тем, в 2022 году у знаменитого фотохудожника юбилей — 140 лет со дня рождения. И, безусловно, одним из лучших подарков серпуховичам могло бы стать открытие музея и памятника человеку, который прославил город на весь мир.

Новая эпоха, новые тенденции

В 1950-60-х годах развитие фотографического дела в России пошло бурными темпами. Фотоаппараты стали более доступными и начали появляться во многих советских семьях. В один ряд с профессиональной фотографией встала и любительская. По всей стране открываются фотоклубы, проходят выставки любительских работ. Одним из самых заметных визуальных летописцев Серпухова стал фотограф и документалист Георгий Николаевич Белоцветов.

Подъём на Соборную гору. Автор Г. Н. Белоцветов

Его фотографии, выполненные в стиле реализма, — бесценный кладезь исторической информации о быте серпуховичей, о том, как рос и развивался город. Семья Георгия Николаевича переехала в Серпухов в 1941 году из Читинской области, когда будущему мастеру фотографии едва исполнилось 4 года. Здесь Георгий Николаевич рос, учился и увлекся фотоделом. Его особый взгляд на окружающий мир, людей, с которыми ему пришлось работать, — узнаваемый почерк человека не только талантливого, но и неравнодушного. На его знаменитых фотографиях — пейзажах, сюжетных и портретах — вся мощь послевоенной эпохи и позднего социализма, свидетельства нового времени. Его снимки отличаются оптимистичным настроем, ощущением сопричастности созидательной истории. На его фотоработах выросло целое поколение фотографов, самые увлеченные из которых сегодня являются членами фотоклуба «Серпухов»

Фотоклуб как общественная организация оформился в октябре 2004 года. Но идея его создания появилась намного раньше. У истоков стояли фотолюбители и профессионалы, еще с советских времен объединившиеся в фотокружках и студиях при домах культуры. В 1990-е годы большую роль в развитии серпуховской школы фотографии сыграл «Центр фотографической культуры имени Н. П. Андреева», созданный в родовом доме знаменитого фотохудожника. После его ликвидации правопреемником фотоцентра стал Серпуховский историко-художественный музей, взявший фотолюбителей под свое крыло.

В начале 2000-х годов Георгий Белоцветов вместе со своими единомышленниками Анатолием Бородиным, Владимиром Истоминым и Алексеем Леманом стали инициаторами создания Серпуховского фотоклуба. В 2007 году бразды правления организацией принял Владимир Лосман и руководил ей до 2010 года. В это время формировался костяк клуба, шло активное накопление выставочного опыта. В 2010 году руководителем клуба избран Сергей Зорин, а в 2017 его заместитель Владимир Григорян принимает на себя должность председателя.

Фотоклуб «Серпухов» сегодня — это разнообразие стилей, сообщество фотографов, у каждого из которых свое, уникальное видение мира. По словам председателя клуба, здесь собрались люди, не ограничивающие свои таланты какими-то рамками и работающие в самых разных направлениях, в том числе и продолжая дело именитых мастеров. Красной нитью в творчестве серпуховских фотодокументалистов проходит неповторимый облик города и его окрестностей: пейзажи и храмы, старые улочки и новостройки, портреты современников и сюжетные работы, в полной мере отражающие жизнь горожан.

Фотоклуб "Серпухов" на пленэре. Автор Борис Куприков

Фотоклуб сотрудничает с домом ветеранов, с реабилитационным центром инвалидов «Меридиан», с Пущинским краеведческим музеем, проводит персональные и клубные выставки в Пущино, Протвино и Серпухове. Постоянно проводятся мастер-классы для членов фотоклуба, совместные поездки по интересным местам, на пленэр, а также фотовыставки. На 2020 год в клубе 40 человек из городов Серпухов, Протвино, Чехов, Москва и села Липицы.

Автор статьи благодарит внучку Н.П. Андреева, ведущего методиста экспозиционно-выставочного отдела ГАУК МО СИХМ Наталью Валентиновну Дурынину, председателя фотоклуба «Серпухов» Владимира Владимировича Григоряна и семью Белоцветовых за предоставленные материалы и помощь в подготовке статьи.


|