Первую детскую железную дорогу выпустили на серпуховском заводе

Предприятия — заводы и фабрики — так же, как и люди, рождаются, взрослеют и проживают либо долгую и счастливую жизнь, либо в какой-то момент истории переходят в другие фазы существования. Так случилось и с серпуховским заводом «Пресс», который до 1941 года располагался в том месте, где впоследствии образовался завод «Металлист».  

Первую детскую железную дорогу выпустили на серпуховском заводе

Конкретную дату запуска завода пока установить не удалось, но то, что он был одним из первых крупных промышленных предприятий Серпухова советского периода, — это абсолютно точно.

В оборонных архивах история завода обозначена крайне скупо и начинается, по сути, с момента его эвакуации в город Бийск Алтайского края в 1941 году, после того, как он был передан Наркомату боеприпасов СССР. Запись в открытом сетевом архиве гласит: «ГС завод № 479 НКАП, НКВ, Завод «Пресс» НКМП РСФСР, п/я 102 /г. Серпухов Московской обл.; г. Бийск Алтайского кр. п/я 102 «Шайба» (1943г.)/ Завод «Пресс» НКМП РСФСР по пр. № 723с/1089с от 12.12.1940г. передан в ведение 6ГУ НКАП. По пр. № 70с от 27.01.1941г. заводу присвоено наименование ГС завод № 479».

Но самое удивительное в судьбе завода — это то, что до войны он производил игрушки. Да-да, самые настоящие, в числе которых была и знаменитая первая игрушечная советская железная дорога, за которую нынешние коллекционеры готовы отдать баснословные деньги.

Железная дорога производилась на «Прессе» с 1935 по 1941 годы, когда он был перепрофилирован на выпуск игрушек. И это был важный госзаказ. Не потому, что стране остро требовались именно игрушки — нужны были специалисты-железнодорожники. Профильные учебные заведения тех лет остро нуждались в учебных пособиях, и модели железной дороги, а также другой техники стали хорошим учебным материалом.

За первую половину 1935 года завод «Пресс» изготовил большое количество новой продукции. «Серпуховский завод «Пресс» переоборудуется под фабрику высококачественной механической игрушки. В этом году он выпустил 1000 электровозов с пружинными механизмами, 15 тыс. вагончиков и 60 тыс. метров рельсов, по которым электровоз повезет вагоны. В дальнейшем на заводе будут производиться игрушечные железнодорожные станции, танки, самолеты, автомобили. Все это будет двигаться», — писал корреспондент журнала «Советская игрушка» в № 4 за 1935 год.

В ассортимент впоследствии добавились два вида локомотивов — двухосный паровоз и двухосный электровоз с центральной кабиной. Они были оснащены электродвигателями переменного тока, питаясь напряжением 12 В. Система электроснабжения составов — трехрельсовая. К ним в комплект выпускались 10 видов вагонов: грузовые (товарные крытые, полувагон, платформа, лесовоз, самосвал и ряд других), а также четырехосный пассажирский. Все модели были сделаны из металла. Рельсовый путь имел ширину 45 мм, а сами рельсы крепились к металлическим шпалам, по 3 или 4 шпалы на звено пути.

Справедливости ради надо отметить, что был высок процент брака, но руководство завода боролось с этим, и, несмотря ни на что, игрушки серпуховского завода «Пресс» пользовались большой популярностью не только в учебном процессе, но и у простых граждан. И это при том, что стоили они достаточно дорого: электровозы — 115 рублей, а набор из локомотива, трех вагонов и рельсов с трансформатором и мотором — 210 рублей. Для демонстрации работы дороги Образцовый показательный универмаг НКВТ — одна из самых больших торговых площадок Советского Союза — оборудовал специальную витрину, что позволяло продавать 5-7 наборов в день.

Были определенные трудности в финансово-экономическом положении завода, ряд управленческих просчетов (и не только прямого руководства, но и в вышестоящих организациях). Вот что писал в июне 1939 года директор завода механической игрушки о состоянии дел на «Прессе»:

Серпуховский завод «Пресс», где работает только один корпус, а остальные недостроены, и неизвестно, когда будут закончены, так как строительство законсервировано, имеет выписанную из-за границы машину для хромо-литографской печати по жести. Она лежит третий год в ящиках на складе. Заводоуправление было бы не прочь избавиться от нее…

Завод механической игрушки хотел вывезти эту машину, но из-за бюрократических препон дело затягивалось. Между тем, руководство «Пресса» критику всегда воспринимало правильно и старалось поправить положение дел на заводе. Еще в 1937 году в журнале «Игрушка» № 2 появилась такая заметка: «По сообщению серпуховской газеты «Набат», на серпуховском заводе Наркомместпрома «Пресс» производится реконструкция и расширение игрушечного цеха. На это ассигновано 2 млн. руб.. После реконструкции цех должен освоить и выпустить уже в текущем году 2 тыс. паровозов с заводными механизмами, пассажирские вагоны, 16 тыс. электровозов, 80 тыс. танков и другие игрушки».

В том же журнале «Игрушка» (№ 3 за 1939 год) цитировали заметку из серпуховской газеты «Коммунист»: «Завод «Пресс» начал выпускать посуду для игрушечной плиты. Комплект состоит из пяти предметов: кастрюли, противня, судка, большой и малой сковород. В течение года будет выпущено 50 тысяч таких игрушек. Завод приступает к серийному выпуску игрушечной гаубицы».

Но не только игрушки выпускал завод «Пресс». Его «взрослая» продукция накануне и во время Великой Отечественной войны — шасси и амортстойки для самолетов, детали гранат РГД-1, РГД-33, РПГ, ряд элементов автозаправочных станций для химических авиационных боеприпасов. В эти годы здесь работала группа высококвалифицированных специалистов, присланных с завода № 261 НКАП, которой руководили заведующий производством А.И. Коробов и ведущий конструктор В.А. Яновский.

Производство шасси прекращено на заводе в августе 1941 года, а все оборудование для этого и сотрудники переведены на завод № 163 НКАП. В октябре 1941 года завод «Пресс» должны были эвакуировать из Серпухова в город Славгород Алтайского края, но на самом деле эвакуация состоялась в самом конце 1941 года в Бийск, на площади местного деревообделочного комбината. В мае 1942 года на заводе стали снова выпускать авторазливочные станции. В 1943 году предприятие было передано в другое подведомство и получило обозначение «п/я 102». Мощности завода расширялись и к концу 1943 года здесь работали основные цеха — штамповочный, механический, гальванический, сборочный, кузница, где производилась необходимая фронту продукция, а также вспомогательные — инструментальный, ремонтный и котельная. В июне 1945 года завод № 479 был ликвидирован особым распоряжением, а на его месте обрудован завод «Мясомолмаш».

Так закончилась история достаточно большого по тем временам серпуховского завода. И уже немногие помнят, что это предприятие располагалось там, где сейчас стоят цеха «Металлиста». Однако продукция «Пресса» до сих пор будоражит умы увлеченных коллекционеров. Элементы первой в новейшей истории Советского Союза — России детской железной дороги, танки, пушки, крошечные сковородки для кукольной плиты — все это раритеты, которыми хотят обладать многие собиратели ретро.

Несколько лет назад одному из них повезло: удалось собрать полный комплект серпуховской модели железной дороги, о чем можно прочитать на сайте коллекционеров такой техники:

«Друзья и гости нашего сайта! Теперь вы можете увидеть в деталях полный комплект (за исключением паровоза) электрифицированной железной дороги с шириной колей 45 мм, выпускавшейся в СССР в период 1936-1940 гг. на заводе «Пресс» в городе Серпухов. Можно сказать, что это наиценнейший экземпляр в нашей коллекции старинных игрушек. Поиски этой дороги велись более 15 лет. За это время пару раз попадались лишь части от комплекта — локомотив и рельсовый материал. Но состояние было очень плачевным. И вот теперь нам подвернулась удача!!! Комплект не то, чтобы полный, а еще и с дополнениями — вагонами, продававшимися отдельно. Состояние для такой вещи можно считать отличным! Сохранилось практически 98% родной краски. В дополнение к набору прилагались самодельные стрелки высокого качества ручной работы, выполненные владельцем комплекта. Первое впечатление было, что это заводское исполнение. На фото мы постарались показать все до мельчайших подробностей, потому как вы больше нигде такого не увидите в открытом доступе. Поскольку самих игрушек до наших дней практически не сохранилось, то и информации тем более!!! Теперь есть с чем сравнивать и на что любоваться… Стоит отметить немаловажный момент — с набором присутствует нижняя часть коробки — родной упаковки! Ценность этого элемента, думаю не надо объяснять, потому, как родная коробка от старинных игрушек может стоить дороже самой игрушки! Благодаря большой любви и бережному отношению к этой дороге ее владельца (она находилась у него с момента, когда была подарена ему родителями еще до войны, и прошла с ним всю жизнь), у всех нас теперь есть возможность познакомиться с ней поближе».

Изделия серпуховского завода «Пресс» также бережно хранятся в Санкт-Петербургском музее игрушки.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов: forum.serpcity.ru, antik-forum.ru, parovoziki.ru, oboron-prom.ru.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 1 июля 2020

Заголовок в газете: Любимая всеми игрушка — родом из Серпухова