А минувшей весной в СМИ прошла информация, что ОАО «РЖД», которому принадлежит историческое здание вокзала, избавляется от него путем продажи. Неравнодушных жителей округа и любителей старины из других регионов это известие взволновало. Все задались вопросом: «А не будет ли красивое и уникальное строение снесено, а на его место поставят очередную безликую конструкцию из металла и пластика?» Мы постарались разобраться в этом вопросе.
Начнем с истории
Узловая железнодорожная станция Серпухов входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением и является частью структуры Курского направления Московской железной дороги.
Этот участок Южной (впоследствии Курской) железной дороги начал пропускать первые поезда в ноябре 1866 года. Уже через год, в ноябре 1867 года, он стал сообщаться с Тулой. Здание серпуховского вокзала построено в 1868 году. Его проектирование и строительство курировал известный российский инженер и архитектор Федор Карлович Кнорре вместе со своими коллегами из Министерства путей сообщения Российской империи.
Стиль постройки — эклектика. На момент сдачи здания в эксплуатацию это была самая высокая постройка в городе и уезде. К сожалению, судьба элегантного и привлекающего взор строения была не совсем удачной. В конце XIX века из-за нарушения общей дренажной системы здание пострадало: несущие стены и фундамент были ослаблены, воздействию влаги подверглась и стеновая кладка, появился грибок, подъевший перекрытия кровли. Как и каким образом был осуществлен ремонт — такие сведения в архивах практически не сохранились. Тем не менее, здание устояло и до наших дней сохранилось в практически неизменном виде. Примечательно, что у серпуховского памятника архитектуры есть брат-близнец на станции Скуратово Чернского района Тульской области.
Ремонт и реконструкции здания в 2010-х годах сделали серпуховский вокзал еще более привлекательным не только для пассажиров, но и для туристов, приезжающих в Серпухов. Люди с удовольствием фотографируются на фоне исторической достопримечательности, фонтана и памятника, а также в вокзальных интерьерах. Поэтому судьба объекта культурного наследия волнует многих.
Что будет?
ОАО «РЖД» изначально выставило здание на одной из самых распространенных торговых площадок по цене почти 138 миллионов рублей, со статусом «служебно-техническая постройка». При этом представители холдинга указали, что здание является объектом культурного наследия, а в интервью представителям СМИ пояснили, что продажа будет осуществляться на аукционе.
Так что ничего противозаконного в том, что крупная компания таким образом оптимизирует свои расходы и материальную базу, нет. Другое дело, кто купит вокзал? Но и тут есть рычаги, которые позволят, в случае попытки нового владельца перестроить здание под свои нужды, повлиять на него.
В частности, представители Архнадзора разъяснили журналистам: любая перестройка зданий, имеющих статус объекта культурного наследия, категорически запрещена. Вместе с правами на здание к покупателю переходят и все охранные обязательства. И даже несмотря на то, что есть такое понятие как «приспособление к современному использованию», никаких изменений конструкции или интерьеров оно не предусматривает.
При этом новый владелец должен будет поддерживать постройку в удовлетворительном состоянии и при необходимости реставрировать. Эти же положения распространяются и на внутренние интерьеры: перестраивать ничего нельзя, хотя под торговые площади использовать их можно.
Теперь только остается дождаться завершения этой истории и надеяться, что новый владелец одной из главных достопримечательностей Серпухова будет человеком культурным, любящим российскую старину и чтящим законы Российской Федерации.