На знаменитой «Зуше» по серпуховским красотам

Старшее поколение россиян наверняка помнит добрый и светлый мультфильм «Катерок», в котором маленький кораблик открыл для компании детей огромный и интересный мир. Этот мультик я вспомнила, как только отправилась в рейс на знаменитом серпуховском корабле с милым названием «Зуша».            

На знаменитой «Зуше» по серпуховским красотам

Зуша — правый приток Оки, протекающий по территориям Орловской и Тульской областей. В тех краях в 1967 году и был построен небольшой кораблик, получивший имя по названию реки и волею судьбы ещё в советское время поставленный на службу в серпуховском порту. И по сей день он надёжно служит поставленной цели: возить дачников и любопытных туристов по маршруту Серпухов-Сады.

Порт «Серпухов» — большое предприятие, где есть и пассажирский, и грузовой транспорт. Здесь добывают песок и другие природные строительные материалы. Есть яхт-клуб. Персонал порта — настоящие люди труда, с которыми приятно общаться.

На «Зуше» работают всего два человека: капитан Александр Иванович Колесников и матрос-проводник Татьяна Константиновна Смирнова. Но буду рассказывать по порядку…

Матрос-проводник Татьяна Смирнова и капитан Александр Колесников

На пристани

На пристань я пришла за полчаса до отправления рейса. «Зуша» пока не подощла, а у пристани стояло какое-то рабочее судно. Как я поняла, загружалось топливом. Суровые загорелые мужчины деловито переговаривались между собой, иногда употребляя известные непарламентские выражения. Но это, как ни странно, не резало слух. Что сделаешь: у людей работа, а без традиционной присказки, она, как известно, хуже делается.

В уголке причала сидел одинокий рыбак. Я удивилась, как можно ловить рыбу там, где так шумно, но спросить постеснялась, дабы не нарушить состояние нирваны, которое явно испытывал немолодой мужчина. Тем более, что совсем недалеко от берега в воде плескались весьма крупные особи какого-то рыбьего семейства. Значит, клюёт здесь.

Но вот закончилась загрузка и, обдав ожидающих на пристани пассажиров облаком дизельного выхлопа, корабль отчалил и устремился вместе с экипажем по своим важным делам. А вдалеке показалась «Зуша».

Первым моим изумлением было то, что подошла она не к бетонному причалу, а прямо к берегу, буквально «запрыгнув» на него. Пара шагов по покатому склону, и вот я уже на борту. Народу довольно много, и половина из них — дети, которых родители решили приобщить к речному туризму. А так как день выходной, да ещё и погода хорошая, то свободных сидячих мест на всех не хватило.

Но я себе не ставила цель просидеть всю дорогу. Мне важнее было увидеть красоты берегов Нары и Оки, сделать хорошие фотографии. Поэтому я стоя пристроилась к левому борту и приготовилась к путешествию…

Дорога туда

Как только мы отошли от берега, улыбчивая и приветливая Татьяна Константиновна всех «обилетила» и, уступив своё место на лавочке детям, скромно осталась стоять в передней части палубы. Пока отвлекать её разговорами я не стала. Сначала решила сама поднабраться впечатлений.

А поднабраться было чего. Нара — неширокая, но очень красивая река. А в этом году из-за обилия дождей — особенно. Серебристые ивы склоняют свои ветки прямо в воду. Небольшие овражки по берегам полностью затоплены и создают впечатление проток, уходящих куда-то в неведомое.

«Зуша» идёт неторопливо, так что есть возможность всё хорошо рассмотреть и сделать фотографии. Немного удивило отсутствие вездесущих чаек, которые обычно парят над речными судами в надежде чем-то поживиться, но, как мне сказали, здесь их в принципе немного.

Нас обгоняют или идут навстречу (скорее, летят) частные катера. От них расходятся волны, на которых нас довольно чувствительно покачивает на радость детям. Малышня с восторгом встречает каждую волну, поддаваясь новому необычному ощущению.

Встречаем мы и теплоход «Столичный-1», с борта которого нам машут пассажиры. Конечно, и мы тоже поприветствовали их в ответ.

Проходим отрезок пути по Наре и входим в Оку в районе железнодорожного моста. Красота необычайная! Слияние двух рек — это всегда красиво, но здесь, в Серпухове, это воспринимается по-особенному, учитывая и древнюю историю, и эффектную конструкцию моста, и красоту местной природы.

Идём по Оке. Все мало-мальски пригодные пляжи и пляжики заняты отдыхающими и рыбаками. Люди пользуются тем, что день солнечный, без уже поднадоевшего этим летом дождя. На Оке уже встречаются суда и посерьёзней, побольше. От них и волны выше. Они раскачивают нашу маленькую «Зушу», придавая путешествию особое очарование.

Первая остановка. «Зуша» снова «запрыгивает» на берег, принимая на борт пассажиров. Потом будут ещё две, а в конце пути — причал «Сады», где сегодня нас ждёт небольшое приключение…

«Сады» и обратно

Мы в пути уже пятьдесят минут. И вот он — конечный пункт нашего путешествия — причал «Сады». Тех, кто здесь в первый раз, удивляет и смешит наличие остановочного павильона с большой буквой «А». Но ничего удивительного здесь нет— ведь «Зуша» — это, по сути, общественный транспорт, и билет стоит столько же, сколько и в обычном автобусе, даже немного дешевле. А буква «А» необязательно должна обозначать «автобус». При небольшой доле фантазии можно сказать, что это остановка «акватранспорта». И не поспоришь.

«Зуша» подходит к берегу, чтобы забрать пассажиров. Но… не удаётся преодолеть небольшую кромку воды, так как уровень реки из-за паводка чуть выше обычного и сухая земля немного не там, где обычно.

Капитан предпринимает вторую попытку, зайдя с другой стороны. И опять неудачно. Люди на берегу терпеливо ждут и болеют за процесс, как на спортивном матче, подбадривают капитана криками: «Ну, давай, давай!»

С третьего раза почти получилось, но всё равно небольшая полоска воды разделяет кораблик и пассажиров. Однако мужчины на борту не теряются: они подают руки вновь прибывающим, помогая им преодолеть преграду. Есть даже и лохматый пассажир — симпатичная собака чепрачного окраса, которая отчаянно сопротивляется и высказывает хозяйке своё недовольство. Попав на борт, она забивается под лавочку и затихает.

Ну вот, все погрузились, рассовали по уголкам свои дачные корзинки и сумки, полные даров лета. Мы отправляемся обратно, уже без остановок. У меня много впечатлений и в первую очередь я понимаю, что умиротворённость путешествия и во мне самой открыла что-то новое, доселе неизведанное.

Я, наконец, решаюсь отвлечь Татьяну Константиновну разговором. Мы беседуем о том, о сём: о жизни, о ценах на продукты, о здоровье, о семье. А о чём ещё могут поговорить две женщины одного возраста в такой обстановке? Попутно Татьяна Константиновна рассказывает мне о своей работе и впечатлениях от неё:

Я на «Зуше» работаю второй год. Мне очень нравится. Начальство хорошее. Работать спокойно. Люди хорошие. Иногда очень интересные попадаются. Вот в прошлом году одна женщина постоянно с нами ездила. Такая заводная. Мы с ней даже пели, и другие пассажиры подхватывали. Сколько работаю, ни разу не было, чтобы грубость какая или скандал. Наверное, река располагает к спокойствию. Жалко только, что работа сезонная. Осенью и зимой приходится другую работу искать. А так, если б климат позволял, круглый ход на «Зуше» бы работала.

А ещё рассказала мне Татьяна Константиновна про белого бобра, который поселился здесь недавно. Зверь — любитель попозировать, чтобы туристы на него поглазели. Но вот в этот раз его увидеть не довелось. Видимо, паводок подтопил хатку, и бобёр ушёл в глубь прибрежного ивняка.

Путь назад — меньше по времени, так как нет остановок. А за беседой он вообще пролетел незаметно. И вот уже на горизонте порт «Серпухов», с его разноцветными кораблями, корабликами, яхтами и лодками. Вид наикрасивейший.

Подходим к берегу. Нас ждут пассажиры следующего рейса. А те, кто уже получил заряд позитива, пройдя путь туда и обратно, сходя на берег, благодарят и капитана, и матроса-проводника. Я остаюсь на борту, так как в планах — пообщаться с капитаном. Крепкий, приветливый, бодрый (а ведь ему уже семьдесят), Александр Иванович с удовольствием сам начинает разговор:

У меня большой юбилей — пятьдесят лет трудового стажа. Всю жизнь на реке. Много работал на транспортных судах. А на «Зуше» уже пять лет. Нравится. Хороший кораблик, хотя многие считают, что он устарел, всё-таки больше пятидесяти лет ему. Но он ведь ещё вполне исправный. Его бы только немного подкрасить, движок перебрать, и он опять как новый. Походит ещё. Люди его любят. Всё время спрашивают, не собираются ли «Зушу» списывать. Даже руководство порта на эту тему беспокоят. Людям очень удобен этот рейс. От дач близко. Они ведь домой едут все с ручной кладью — сумками и корзинами. До автобуса с ними идти далеко и тяжело, а тут — несколько минут до причала. Да и в автобусе места столько нет, тесновато. На борту-то просторнее. Так что, нужна «Зуша» людям.

На вопрос «Будете продолжать и дальше работать на корабле?» Александр Иванович отвечает просто: «Пока настрой есть — обязательно буду. Мне очень удобно».

Наш разговор подходит к концу. «Зуше» и его экипажу пора в следующий рейс. Я покидаю борт и провожаю взглядом отходящий от берега маленький кораблик-трудягу. В голову приходит мысль о том, что как хорошо было бы, чтобы так было всегда: причал в старинном русском городе, река, в которой плещутся большие глазастые рыбы, и неторопливо идущий по водной глади кораблик. Тот самый катерок из старого мультфильма, который для каждого из нас в пути открывает не только огромный и интересный мир, но и даёт понимание себя и своего места на планете.