Серпуховичка Наталия Гаврилова о сохранении культурного кода нации

Завершился VI Международный конкурс классического и народного искусства «Солнечный павлин», который проходил под девизом «Великое искусство великой страны». Он снова ознаменовал объединяющую силу искусства и универсальность его языка. Этот проект стал еще одним плодом творческой деятельности Наталии Гавриловой и ее единомышленников.

Серпуховичка Наталия Гаврилова о сохранении культурного кода нации
С коллективом из Большого Грызлово. Наталия ГАВРИЛОВА - в центре. Фото из личного архива.

Талант организатора

Наталия Гаврилова приехала в Серпухов вместе с семьей в 1994 году. Окончила Одесскую консерваторию, в которой проходила обучение на двух факультетах: вокальном и оркестровом. «Победил» академический вокал. Свою роль сыграли традиции: с самого детства Наташа без пения трудно себе представляла жизнь.

Обладательница прекрасного сопрано, Наталия активно концертировала. Но после консерватории по семейным обстоятельствам скоро из Одессы переехала в Мурманск, куда муж после окончания Высшего мореходного училища получил назначение. В какой-то момент супруги приняли решение уехать в Серпухов.

Наталия Гаврилова. 90-е годы. Фото из личного архива.

Так случилось, что, приехав в наш город, Наталия Гаврилова начала совершенно новую страницу своей жизни — стала преподавать академический вокал в ДК «Россия». Уже через год при поддержке городской администрации организовала в Серпухове конкурс «Музыкальная шкатулка». Вскоре получила предложение возглавить комитет по культуре в городской администрации.

Наталия Гаврилова абсолютно уверена, что «в таком замечательном городе должны быть конкурсы…». В Серпухове, где есть музыкальные школы и школы искусств, Дворцы культуры, непременно нужно проводить творческие конкурсы. Они воспитывают волю, терпение, учат держать себя на сцене.

Конкурс юных талантов «Музыкальная шкатулка» на много лет стал площадкой, где зажигался огонь творчества в детских сердцах. Потом был уже Всероссийский конкурс «Роза ветров».

Валентина, отзовись!

Международный конкурс «Солнечный павлин» стал логическим продолжением той работы, которую проделала Наталия Гаврилова в предшествовавшие годы. Опыт, приобретенный в результате, и лег в основу нового проекта.

«Солнечный павлин» впервые состоялся в 2017 году. Главным идеологом его проведения с российской стороны стала Наталия Гаврилова, которая на тот момент была генеральным директором Культурного центра «Золотая птица», а с китайской — академик Международной академии наук педагогического образования, профессор факультета фортепьяно Тяньцзиньской консерватории Шень Най Фан.

Шень Най Фан и Наталия Гаврилова. Фото из личного архива.

Знакомство двух творческих людей произошло много лет назад в Одессе. В консерваторию приехали на стажировку музыканты из Китая. Со времен «культурной» революции многие из них хорошо говорили по-русски. В общей компании разговор зашел о друзьях Шень Най Фан, связь с которыми была потеряна. Одна из них, Валентина, жила в Харькове.

Наталия предложила послать объявление в какую-нибудь харьковскую газету, в котором можно рассказать всю историю, приложить фотографии. Потом сама написала такое письмо и отправила в газету. Буквально через месяц пришел ответ: «потеря» нашлась, друзья встретились.

Поет Наталия Гаврилова. Фото из личного архива.

Радостный Шень Най Фан хотел непременно отблагодарить Наталию. И возможность скоро представилась: она готовила сольную программу, а концертмейстер заболела. Концертмейстера заменил Най Фан.

Обучение в консерватории продлилось несколько лет. Стажер из Китая даже снялся в фильме «Три дня в Одессе» на местной киностудии, играл тапера, у него был текст на русском языке. Наташа в очередной раз помогла: ставила правильное произношение.

Это знакомство переросло в дружбу семьями. Китайская сторона несколько раз приглашала Наталию Гаврилову и для выступлений, и для работы в жюри музыкального конкурса.
Кому первому пришла идея «Солнечного павлина», Наталии или профессору Шень, вспомнить сложно. Важно, что ее поддержали и Дмитрий Жариков, который был тогда главой администрации Серпухова, и председатель Правления по развитию Международного сотрудничества китайского города Тяньцзинь Ци Илэ. Он приехал для участия в открытии первого конкурса.

Сделать праздник непросто

Организация Международного конкурса только со стороны может показаться легким времяпрепровождением. 

Задач у конкурсов много, и просветительские в том числе. Традиция их проведения в России такова, что публика проявляет интерес к событию, залы на конкурсных прослушиваниях полны. Елена Образцова на свои конкурсы приглашала для участия в жюри величайших вокалистов, таких как Джоан Сазерленд или Мирелла Френи. Конечно, это привлекает публику. Собираются и театральные менеджеры, директора агентств, чтобы увидеть перспективных исполнителей. Вместе с тем слушатели, которые пришли в зал, делают себе заметки о понравившихся участниках, чтобы следить за их судьбой. И с конкурсов начинают свой путь будущие «звезды».

Продолжается в учениках

У «Солнечного павлина» тоже уже есть свои звезды. Ученица Наталии Гавриловой Дарья Терехова сегодня является ведущей солисткой Московского Академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В «послужном» списке Дарьи — первые премии таких престижных международных конкурсов, как «ParisOperaAwards» (Париж, 2014 г.), Ирины Богачевой «Санкт-Петербург» (2011 г.) и других. На ее колоратурное сопрано ставят спектакли выдающиеся режиссеры.

Дарья Терехова рассказывает, что у нее всегда спрашивали, как в ее исполнении так свободно звучат верхние ноты. Она объясняет, что ее первый педагог Наталия Гаврилова дала ей этот ключ, смогла научить владеть голосом. Наталия Владимировна обратила внимание на способную девочку, когда Даша принимала участие в конкурсе «Музыкальная шкатулка».

Дарья Терехова - в центре. Фото из личного архива.

Наталия Гаврилова вырастила целую плеяду вокалистов.

- Все мои ученики состоялись, это меня радует, говорит талантливый педагог, Ольга Дьякова, Татьяна и Екатерина Милославские, Дарья Терехова, Валерия Озерная, всех не перечислить, выбрали музыку дорогой по жизни.

Пример для подражания

Профессионал в самом высоком смысле слова, Наталия Гаврилова постоянно совершенствуется, поддерживает форму. На вопрос, бережет ли она голос, певица отвечает, что если бояться жизни, ничего не споешь. В ее репертуаре более 300 вокальных произведений зарубежных, русских, советских и украинских композиторов.

Вручение Гран-при. Фото из личного архива.

Огромный опыт она приобрела приняв в 2012 году участие в обучающей программе. Стажировку проходила в Италии на базе Академии Пуччини в городе Торре дель Лаго (Башня у озера). Преподаватели Лучетта Бицци, профессор из консерватории в Парме, и Натали Валли занимались ежедневно с вокалистками. Известный дирижер Альберто Веронези приезжал в Академию, чтобы провести мастер-класс для проходящих стажировку русских певиц.

Наталия и другие стажеры готовили с преподавателями концертные программы, с которыми выступали на красивейших площадках Италии, в том числе в гостях на вилле у Андреа Бочелли в Виареджо.

Наталия Владимировна готовила программу, в которую входили арии из оперы Джакомо Пуччини «Чио-чио-сан». Вспоминая это время и потрясающую школу, пройденную, можно сказать, с носителями оперного стиля и традиции Пуччини, Наталия рассказала такой эпизод: певица, исполнявшая роль Чио-чио-сан в оперной постановке на фестивале Пуччини, приходила на ее репетиции.

Итальянская певица дала высокую оценку голосу Наталии, его силе и красоте. Но заметила, что хоть у итальянцев голоса и мельче, но у них правильная подача, в отличие от русских, которые расточительно пользуются тем, чем их наделила природа.

Такой обмен энергиями, безусловно, обогащает творческую личность.
Наталию отметили как самую прилежную студентку. Она получила неоценимый опыт вокальной школы и в постижении языка, на котором говорят и поют земляки Пуччини. Сегодня на конкурсах хвалят хороший итальянский учеников Наталии Владимировны.

Во время стажировки Наталия Гаврилова посещала все спектакли музыкального фестиваля Пуччини, который проходил в Торре дель Лаго.

Культурный код нации

Разносторонний опыт получила Наталия Владимировна во время работы в Китае. Это была и концертная деятельность, и педагогическая. Две ученицы, которые прошли тогда мастер-классы у Гавриловой, поступили в консерваторию в Италии.

Участие в жюри музыкального конкурса «SINGING OPERA» в Китае запомнилось Наталии Владимировне особенно. Ее совершенно поразил масштаб мероприятия. Конкурс шел в течение недели. В составе жюри работали сто человек. В отличие от наших соотечественников все остальные судьи (из Китая, Кореи, Японии и Италии) платили значительную сумму за возможность быть в составе жюри конкурса.

Потому что это очень престижный форум, и членство в жюри значительно повышало профессиональное реноме музыканта. Участники же оплачивали только свою дорогу к месту проведения конкурса. Все расходы по пребыванию брали на себя китайские организаторы, опираясь на государственную поддержку.

Вместе с организаторами конкурса. Фото из личного архива.

Каждый участник представлял репертуар в нескольких жанрах. Одна и та же вокалистка пела арии В. А. Моцарта, а потом на другой сцене — традиционную китайскую оперную музыку и так далее.
Если мы не начнем заниматься нашей культурой хотя бы приблизительно так, как это делают в Китае,  уверена Наталия, то скоро будем слушать в Большом театре Татьяну из «Евгения Онегина» в исполнении певиц из этой страны. А ведь наша культура — великая. У нас есть чему учиться. Многие выдающиеся китайские пианисты сформировались на русской школе.

В 2019 году Наталия Гаврилова проводила в Серпухове творческую школу с молодыми китайскими музыкантами. Гости погружались в наши культурные традиции. Программа была насыщенная: учились играть на ложках, танцевать русский танец, сказку «Три медведя» ставили, расписывали изделия в разных стилях от лубка до Гжели. Посещение спектакля «Лебединое озеро» в Большом театре тоже стало одним из незабываемых моментов для участников школы.

Были индивидуальные занятия с педагогами из России. И потом одна из студенток заняла призовое место на престижном международном конкурсе. Пианистка связала этот успех с тем, что прошла обучение в творческой школе в России.

Наталия Гаврилова считает, что нужно транслировать русскую культуру и впитывать все лучшее из традиций других народов. Китайская пипа, белорусские цимбалы, украинская бандура, русские гусли, балалайка — «ветки» из одного корня. У народов гораздо больше общего, чем того, что разделяет.

Инструмент развития

Конкурс «Солнечный павлин» — инструмент для сохранения традиций, для развития, ведь культура — геном нации. То, что питает нашу душу. Нам нужно не просто жить, но быть.

Работа конкурса не завершается гала-концертом и награждением победителей. Кроме рассылки документов заочным участникам, идет еще и «разбор полетов», ведь каждому конкурсанту важно получить замечания профессионалов, чтобы в дальнейшем совершенствовать мастерство.

В этом году было десять членов жюри. Очень непросто оказалось выбрать лучшего, потому что было много ярких конкурсантов во всех направлениях. По мнению жюри, сразу четыре участника претендовали на главный приз. Ансамбль «Русские узоры» увез Гран-при в Большое Грызлово.
Главный приз первого «Солнечного павлина» вручили в 2017 году ансамблю доулистов «Ритмы гор» из республики Алания (Северная Осетия). После конкурса китайская сторона пригласила коллектив, одержавший победу, на гастроли в Тяньцзинь.

Сегодня на конкурс приезжают участники из специализированных музыкальных образовательных учреждений, потому что «Солнечный павлин» уже имеет престиж в профессиональной среде.
У истории есть продолжение. Наталия Гаврилова осуществила в этом году еще один проект, преследующий ту же цель — сохранение культурных традиций. Конкурс «Палитра старых мастеров» собрал музыкантов, художников и чтецов, исполняющих старинную музыку, знающих русскую поэзию и художественные особенности той эпохи. Мы знаем барокко, в основном, по старинной музыке Европы.

А ведь в России тоже были не только Максим Березовский и Дмитрий 
Бортнянский, но и многие другие талантливые музыканты, чье творчество нельзя забывать.
Следующий такой конкурс планируется провести будущей весной. Пусть успех сопутствует всем творческим начинаниям, а в старинном Серпухове новые традиции имеют долгую и добрую историю!
 
Наталья Игнатенко, генеральный директор благотворительного Фонда им. Елены Образцовой:
— Людям кажется, что конкурс — это праздник. На самом деле, ему предшествуют тяжелые будни. Пригласить участников, сформировать жюри, найти финансирование- все это нелегко.
Я занимаюсь организацией Международных конкурсов еще с тех пор, когда Елена Васильевна Образцова была жива. Даже ей — певице, которую знает весь мир, было порой очень трудно. Был даже случай, когда Елена Васильевна писала Президенту России Владимиру Владимировичу Путину и просила о помощи. Уже были приглашены мировые звезды для работы в жюри, а вопрос с финансированием не был решен.


Организация региональных конкурсов, таких как «Солнечный павлин», — очень важное и нужное дело. И, когда Наталия Гаврилова обратилась в наш Фонд за поддержкой, мы почувствовали огромную ответственность за судьбу таких проектов. Все возможности будем использовать, чтобы помогать.
 
 
КСТАТИ  Ученики Наталии Гавриловой принимали участие в конкурсе Елены Образцовой в Санкт-Петербурге. Там произошло знакомство с Натальей Игнатенко. Представительство Фонда Елены Образцовой в Москве располагается в бывшем особняке Анны Мараевой! А у нас в Серпухове в похожем особняке, тоже раньше принадлежавшем Анне Васильевне, находится Историко-художественный музей.
 

СПРАВКА МК    Каждый год в Торре дель Лаго проходит фестиваль Пуччини.  Когда-то Джакомо Пуччини выразил желание послушать свою музыку, исполненную под открытым небом. Но только в 1930 году, когда маэстро уже не было в живых, на сцене, построенной на сваях у озера, состоялось представление его оперы «Богема». Оркестром дирижировал Пьетро Масканьи. С тех пор оперу «давали» здесь почти регулярно.

В 1966 году на плавучих мостах построили Gran Teatro all’aperto — Большой театр под открытым небом, который вмещал три тысячи двести человек. Он стал постоянным местом проведения Пуччиниевского фестиваля. Здесь звучали голоса Дель Монако и Корелли, Паваротти, Доминго и Каррераса, Ренаты Скотто, Гены Димитровой и Кати Риччарелли. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 23 ноября 2022

Заголовок в газете: «Если народ осознает глубину своей культуры, он непобедим …»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру