Серпуховский музыкально-драматический театр стал участником регионального культурного проекта

«Пушкин везет» — так называется проект, организованный Министерством культуры и туризма Московской области при поддержке Министерства образования. В его рамках в последний день ноября в городе Орехово-Зуево, на сцене КДЦ «Зимний театр», серпуховские актеры показали спектакль «Обыкновенное чудо».

Серпуховский музыкально-драматический театр стал участником регионального культурного проекта
фото: Гортеатр

"Всем привет! На связи Пушкин…"

Так приветствует поэт с плаката культурного проекта «Пушкин везет». И продолжает: «У меня отличные новости! Я подобрал для тебя качественный и разнообразный репертуар. Смотри афишу, выбирай событие и садись ко мне в карету».

Немного о культурном проекте «Пушкин везет». Программа создана для студентов и школьников, которые пользуются Пушкинской картой. На спектакли из специальной подборки программы для зрителей организовывается доставка к месту события и обратно.

Проект начал работать с октября этого года. Пилотным городом стал Красногорск. Здесь прошли спектакли, в том числе московских театров, поставленные по произведениям русских классиков.

Следующим стал город Орехово-Зуево. Серпуховские актеры выступили в КДЦ «Зимний театр» 30 ноября и показали пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».

Здание театра в Орехово-Зуево, как и в Серпухове, историческое. Считается, что его построили в начале прошлого века по заказу фабриканта Саввы Морозова, у которого в Орехово-Зуево были текстильные мануфактуры.

В отличие от нашего театра, в Орехово-Зуево нет профессиональной труппы. Поэтому в рамках проекта «Пушкин везет» на сцене выступили актеры из Серпухова. На спектакль было продано около 800 билетов. Молодежная публика восторженно приняла постановку.

Ах, фестиваль…

Наша труппа уже играла спектакль «Обыкновенное чудо» на «чужой» сцене. Совсем недавно прошел театральный фестиваль «Долгопрудненская осень». В нем принимали участие двадцать профессиональных театров не только из Московской области, но и из Перми, Екатеринбурга, Новосибирска.

В третий раз наши актеры выступали на фестивальной сцене в Долгопрудном и уже полюбились здешней публике. Но именно в 2022 году жюри высоко оценило работу серпуховичей. Спектакль «Обыкновенное чудо», премьера прошлого театрального сезона в постановке Екатерины Гвоздевой, взял награды в трех номинациях: «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль второго плана», «Цельность художественного образа спектакля».

За мужскую роль второго плана наградили Михаила Диамента, сыгравшего в этом спектакле Короля. Ну а победа в номинации «Цельность художественного образа спектакля» — конечно, оценка всех, кто этот художественный образ создавал.

В истории гортеатра фестиваль в Долгопрудном третий после Одесского, в котором труппа приняла участие в 2013 году, и Мелиховского. Но за пределы Московской области после Одессы наши актеры больше не выезжали.

Фестиваль «Мелиховская весна» — новая страница в жизни серпуховской труппы. Театр на своей площадке принимал спектакли этого масштабного международного форума с 2006 года. Но сам представил свою работу только недавно. Это «Дядя Ваня» Антона Чехова, постановку осуществил Павел Цепенюк. А в будущем году фестиваль пригласил наших актеров показать спектакль по пьесе Александра Островского в рамках программы «В гостях у Чехова».

«Театр начинается с вешалки»

Фраза пошла в народ из письма Константина Сергеевича Станиславского, который обращался к гардеробщикам Московского художественного театра. Он говорил о том, что зритель первое впечатление получает в гардеробе, заходя в фойе, и завершает посещение им же.

фото: Гортеатр

Но вспомнилось это высказывание потому, что театр — это сложнейший живой организм, каждый орган которого совершенно необходим. Из видимой для зрителя части можно назвать только актеров, билетеров, кассира. Завсегдатаи Гортеатра знают имена художественного руководителя Павла Аркадьевича Цепенюка и директора Игоря Вячеславовича Шестуна.

А давайте проследим путь, который проходит спектакль от идеи до премьеры, и увидим, сколько людей трудятся, чтобы зритель мог прикоснуться к волшебству театра.

Итак, все начинается с поиска пьесы. Дело очень непростое, таящее такое множество подводных камней, о котором мы, зрители, и понятия не имеем. За то, чтобы было из чего выбрать, в театре отвечает заведующий литературной частью. В Гортеатре сегодня это Анна Попова:
— Как говорит Павел Аркадьевич, чтобы подобрать одну подходящую пьесу, нужно проработать сотню. Так я и делаю, прежде чем предлагаю несколько вариантов художественному руководителю. И с авторскими правами должно быть все в порядке, и в труппе нужно иметь ровно столько актеров, чтобы можно было разойтись по амплуа.

Главный администратор театра Татьяна Корнеева подключается к решению определенного круга вопросов, связанных с контрактами. Притом, что Татьяна занимается администрированием процесса, она еще и участвует в творчестве непосредственно — шьет костюмы.

К слову о костюмах, выбор литературного материала зависит напрямую от финансовых возможностей театра. Когда завлит и художественный руководитель пришли к согласию, остановившись на том или ином произведении, в игру вступает художник-постановщик Анастасия Данилова, которая представляет концепцию по сценографии и костюмам. Они с заведующим постановочной частью оценивают масштаб.

В зависимости от того, на какие средства осуществляется проект, и возможности у режиссера и художника-постановщика могут быть разные. Директору театра шлют свои пьесы современные авторы, но это не по адресу, потому что он подключается к проекту только на стадии, когда выбор литературного материала практически сделан.

В смету постановки включают и световое, и звуковое оформление. Художник по свету Дмитрий Некрасов создает световую партитуру в процессе репетиций.
Но всему предшествуют читки — распределение ролей. Это прерогатива режиссера, который ставит именно этот спектакль.

Самый, самый…

Директор Серпуховского музыкально-драматического театра Игорь Шестун считает, что театральная стезя — это даже больше, чем призвание, это образ жизни. Здесь не бывает случайных людей. Не зря говорят, что в театре служат. Примером такого служения является жизнь Бориса Алексеевича Камчатова. Память о нем серпуховичи хранят: на фасаде театрального здания — мемориальная табличка.
 
Борис Алексеевич Камчатов — легендарный человек. С самого детства участвовал в любительских спектаклях. Получил актерское образование в Москве. Играл в труппах Прокопьевского и Тульского театров. Приехав в родной Серпухов, организовал любительскую труппу. А в 1942 году был назначен директором Серпуховского гортеатра. Более 40 лет, до 1985 года, Борис Камчатов возглавлял театр.

Именно он смог в сложные послевоенные годы добиться решения о финансировании капитального ремонта здания. Перед публикой в 1951 году предстали преображенные зрительный зал и фойе: колонны и мраморная облицовка, огромная хрустальная люстра, ложи и сценический занавес.
Благодаря Борису Алексеевичу на Серпуховской сцене выступали лучшие в СССР театральные и музыкальные коллективы и солисты.
 
 
Действительно, «послужной» список практически большинства актеров весьма внушительный, по нескольку десятков ролей. У всех, кроме Ольги Синельниковой, специальное актерское образование.

Она же музыкант, вокалистка. Но это не мешает успешно справляться с разноплановыми ролями и с вокальными партиями, и без. Кроме того, Ольга — совершенно незаменимый для труппы музыкально-драматического театра человек, работает и как педагог по вокалу, и как музыкальный редактор. Один из учеников Синельниковой — актер Дмитрий Глухов, например, исполняет и оперные партии, благодаря занятиям с педагогом.

Василий Романий совсем недавно влился в труппу Гортеатра. Он, как Елизавета Костиди и Родион Баулин, выпускник Ярославского театрального института им. Волкова. Можно сказать, что свою творческую жизнь в труппе молодой актер начал с главной роли в спектакле «Обыкновенное чудо».

Василий исполняет роль Медведя, а Елизавета — Принцессы. Играют без замены, как и все остальные члены труппы. Постановку осуществили именно с приходом в наш театр этого поколения актеров.

К несомненным удачам Серпуховского музыкально-драматического относят постановку «Лес» по пьесе А. Н. Островского. К большому сожалению, в театре не могут сказать, когда состоится очередной показ: после ухода из труппы Никиты Селедцова, исполнявшего роль Несчастливцева, заполнить пустоту не удается.

А ставит кто?

Режиссерские работы художественного руководителя Павла Цепенюка хорошо известны не только нашему зрителю. Соседи из Протвино, Чехова, Пущино и даже Москвы давно стали завсегдатаями в нашем театре. Спектакли Павла Аркадьевича разные по стилистике, тем не менее узнаваемы по авторскому почерку. Среди них, разумеется, есть такие постановки, в которых можно показать все умения актеров, например, комедия с музыкой «Женихи» и другие.

Екатерина Гвоздева, ведущая актриса, уже поставила в Гортеатре несколько спектаклей. «Обыкновенное чудо», о котором уже упомянуто выше в связи с фестивалем в Долгопрудном, «Калифорнийская сюита», «Наследники Рабурдена», — вот далеко не полный перечень режиссерских работ Екатерины. Гвоздева — студентка Константина Райкина на режиссерском отделении, скоро завершает учебу.

Активно ставят в том числе детские спектакли актеры Татьяна Чурикова и Сергей Кирюшкин. Постановка спектакля «История одной принцессы» по пьесе Виктора Ольшанского «Принцесса Кру» осуществлялась Татьяной Чуриковой как режиссером-постановщиком и Анастасией Даниловой как художником в рамках Федерального проекта партии Единая Россия «Культура малой Родины».

Кстати, благодаря этому проекту в театре удалось провести модернизацию звукового и светового оборудования.

Сергей Кирюшкин пишет для своих постановок песни как композитор и поэт или стихи на мелодии шлягеров. Детская аудитория, услышав популярный мотив, быстро включается в действие, подпевая героям спектакля.

А любимица серпуховской публики Анастасия Собина недавно получила высшее образование, окончив актерский факультет ГИТИСа с красным дипломом. Училась на бюджете, выдержав при поступлении очень большой конкурс.

«Театр, где мы»

Такое название носит студия под руководством актрисы Надежды Щербаковой. В ней занимаются не только дети, начиная с семи лет, но и взрослые. Регулярно студийцы принимают участие в спектаклях серпуховской труппы. Но очень ценно и то, что им можно присутствовать на генеральных репетициях, видеть всю «кухню» постановочного процесса.

Еще совсем недавно в Гортеатре была и студия «ЧересЧУР», которую много лет возглавляет Татьяна Чурикова. Кстати, в постановке «История одной принцессы» львиную долю ролей играли именно студийцы. Спектакли для Новогодних елок тоже ставятся с привлечением такой молодежи.
«ЧересЧУР» стало «тесно» в рамках прежней сценической площадки. Наработали репертуар, который нужно было играть. Студия переехала в другой дом. Теперь в Серпухове родился Театр юного актера, который открыл свой первый сезон во Дворце торжеств «Центральный».

Кто знает, может быть, из сегодняшних студийцев, этих молодых «побегов» на древе Серпуховского театра вырастут актеры, способные сыграть Несчастливцева, да и не только…
 
Кстати: Серпуховский музыкально-драматический театр принимает для оплаты билетов на спектакли Пушкинскую карту. Исключением являются премьерные постановки, пока они не прошли модерацию.
Пушкинская карта — это пластиковая или виртуальная карта номиналом в 5000 рублей, которую может оформить гражданин РФ в возрасте от 14 до 22 лет включительно. Расплачиваться такой картой можно посещая музеи, театры, выставочные и концертные залы, включенные в афишу этого проекта. Приобрести билет по Пушкинской карте можно только на сайте учреждения культуры.
 

Справка МК: Министерство культуры Подмосковья составило рейтинг лучших театров области. В него вошел Серпуховский музыкально-драматический театр. Также в топе — Московский областной театр драмы и комедии, Истринский драмтеатр, Московский Губернский драматический театр, Московский областной государственный академический театр балета «Русский балет», Химкинский драматический театр «Наш дом», Московский областной государственный театр кукол, Театр юного зрителя имени Н. Н. Ермаковой, Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» и Сергиево-Посадский драматический театр-студия «Театральный ковчег».
 

Игорь Шестун, директор Серпуховского музыкально-драматического театра:

- Наш театр по многим параметрам уникальный. Из 22 театров Московской области с профессиональной труппой три расположены в Москве. Среди тех, что находятся на территории Московской области, наш гортеатр имеет самый большой зал. Но при этом труппа у нас самая малочисленная — тринадцать человек. Такая давняя проблема. Мы, разумеется, надежды на изменение штатного расписания не теряем. Как говорится, качеством берем, а не количеством. Бывает команда звезды, а бывает команда — звезда, вот это про нашу труппу.
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 21 декабря 2022

Заголовок в газете: «Пушкин везет»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру