Служитель Мельпомены с яркой судьбой

С кишиневских подмостков на родину «Чайки»

27 марта — Всемирный день театра, и Серпухов с его почти полуторавековой театральной историей имеет к нему самое непосредственное отношение. Кто знает, не купи Антон Павлович Чехов имение в Мелихово и не поступи на службу земского врача в Серпуховском уезде, возможно, и не было бы нынешнего музыкально-драматического театра. Но история не терпит сослагательного наклонения.

Служитель Мельпомены с яркой судьбой
Фото из личного архива Сергея Кирюшкина

Сегодня СМДТ — единственный в Подмосковье музыкально-драматический театр. Его постановки снискали любовь публики, а в залах всегда аншлаг. Одним из актеров талантливой труппы театра является Сергей Кирюшкин. Свою актерскую карьеру он начинал в Молдавии как актер государственного театра. В Серпухов приехал в 2008 году, через три года после того, как художественным руководителем был назначен Павел Цепенюк. Вместе с ним и другими актерами Сергей усердно работал над тем, чтобы вывести серпуховский драмтеатр на новый уровень.

На счету Сергея Кирюшкина больше ста театральных работ, десяток киноролей. Помимо этого Сергей является режиссером и музыкантом, а также обладает рядом наград. О своем творческом пути и жизненном опыте он рассказал на страницах «МК в Серпухове».

Фото из личного архива Сергея Кирюшкина

Мечтал стать оперным певцом и дальнобойщиком

— Сергей, мы встретились накануне Дня театра. Расскажите, как так получилось, что вы стали актером? Это был сознательный выбор?

— Получилось, можно сказать, «поступательным движением». Актером с детства я не мечтал стать. Хотелось быть оперным певцом, хотя нужных вокальных данных у меня никогда не было. Мечтал также о карьере моряка, летчика, даже дальнобойщика, но только не актера.

Когда учился в школе, участвовал в самодеятельности. Зрители сценок говорили, что у меня неплохо получается. Тогда моя преподавательница по русскому языку и литературе Светлана Ярославовна предложила мне пойти учиться в театральную студию при Государственном русском драматическом театре им. Чехова. Поступил, начал учиться, мне понравилось. Затем поступил в Государственный институт искусств. Закончил его по классу «Актер театра и кино». Это был специализированный русский курс для нашего театра в Кишиневе.

Интересно, что изначально я поступал на режиссуру. Но на первом же курсе меня оттуда попросили. Причина была в том, что не смог сдать единственный важный для них предмет — румынский язык. По всем остальным был отличник. Обида была большой, и я переехал из Кишинева в Одессу.

Потомственный железнодорожник

— Вы сказали, что мечтали стать оперным певцом? С чем это связано, у вас творческая семья?

— Нет, я интеллигент в первом поколении. Мои родители потомственные железнодорожники. Это повлияло на жизнь и карьеру. Когда я «провалил» экзамен на режиссера, поступил в Одесский техникум железнодорожного транспорта. Обучение давалось легко, видимо сказались гены. На втором курсе я получил приглашение на тот самый специализированный русский курс в Кишиневе. Техникум не бросил, а продолжал учиться заочно. Закончил его, когда уже учился на третьем курсе в институте искусств. Так что моя вторая специальность техническая.

По началу огорчал пустой зал, но я знал, что надо усиленно работать

— Вы учились и начинали актерскую карьеру в Молдавии, а в Серпухов перебрались лишь в 2008 году. Отличается чем-либо работа в театре и публика там и здесь?

— Я бы не сказал, что есть какие-то кардинальные отличия. Публика, в целом, везде одинаковая. Народ там, разве что, более темпераментный — юг все-таки. В Кишиневе мы работали ежедневно с четверга по воскресенье. В выходные еще играли сказку детям. Кишиневский театр похож на наш — в нем тоже 600 с лишним мест, и зал всегда был забит. Когда я только переехал в Серпухов для меня было удивительно, что в зале собирается от силы 20 человек. Это было странно и огорчало, но я понимал, что театр только-только набирает обороты, что надо перетерпеть этот период и отдавать свой актерский потенциал на полную, чтобы пришел успех. И это случилось. Наш художественный руководитель Павел Аркадьевич сделал очень многое, и театр по-настоящему расцвел. Сейчас наши спектакли всегда собирают полный зал.

От курьей ножки до постановок Шекспира

— Расскажите о своих первых ролях. Что вам как актеру давалось труднее всего тогда и сейчас?

— Самая первая моя роль (смеется —«МК») — это передняя правая куриная ножка в детском спектакле «Баба Яга и два клена». Это было на первом курсе. Я и еще трое студентов, надевая специальные колготки с рожками, носили «избушку с бабой Ягой». Это было легко и довольно забавно. Первая моя драматическая роль досталась мне уже в конце второго курса. Это был образ Перчика-папиросника из пьесы Григория Горина «Поминальная молитва». Это такой интересный персонаж-зажигалка, революционер. Я был взволнован этой ролью, боялся, что могу сфальшивить, не вытянуть. Мой преподаватель, заслуженная артистка России Раиса Кириллова очень мне помогала, поддерживала морально.

Сейчас мне кажется, что я счастливый артист. Перед новым годом мне пришло поздравление от сайта «КИНО-ТЕАТР.РУ». В этом письме была фраза, что за мою жизнь одних только театральных ролей набежало уже 110 штук. Я поначалу сильно удивился и подумал: «Когда я вообще успел?». Считаю, что все, что мне было предложено, выполнил достойно. А каком-то конкретном образе или амплуа не мечтаю. Да и сложно это — как можно мечтать о чем-то конкретном в работе, если ты актер? Каждая роль — это, по сути, уникальный и интересный опыт. Ты вживаешься в персонажа, отождествляешь себя с ним. Так что любой роли я буду рад, главное, чтобы мы с ней смогли друг друга полюбить.

Чтобы подготовиться к роли в спектакле по Шекспиру, мы говорили друг с другом «белым стихом»

— Как вы готовитесь к роли?

— Подготовка к роли — это основа, и, как у нас говорят, такая сложная театральная кухня. Конечно, тут еще многое зависит не столько от актеров, сколько от режиссера, его подхода к материалу. Я, получив классическое театральное образование, привык работать «за столом». Это значит, что длительное время изучается сама пьеса. Ты ее читаешь, разбиваешь на персонажей, ситуации, задачи, сверхзадачи и т. д. То есть, чтобы понять свою роль, ты разбираешь произведение на мельчайшие составляющие. Затем на протяжении месяцев спектакль репетируется. Здесь, так как Серпухов небольшой город, нам приходится входить в определенный раж, сокращая «застольный период» подготовки к роли ставя в сезон до четырех-пяти спектаклей. Надеюсь, это не сильно сказывается на качестве, но и время сейчас такое — некогда рассиживаться.

Как-то мы ставили «Комедию ошибок» Шекспира. Это довольно большая пьеса в стихах. Сложность заключалась в том, что, помимо рифмованных строк, в ней встречается и так называемый «белый стих». Учитывая, что «застольного периода» подготовки у нас практически не было, возникало опасение, что диалоги, построенные на «белом стихе» мы попросту не сможем выучить. Тогда я и Дима Глухов договорились общаться таким слогом в обыденной обстановке, вне сцены. И это нам очень помогло. Текст роли запоминался намного быстрее, и на сцене мы не сбивались к тому же это был для нас уникальный опыт. Ведь наш мозг воспринимает речь по слогам. К примеру, говорят вам: «Сядь на стул!». Ваш мозг обрабатывает сигнал, вы видите стул и садитесь на него. Все просто. Но если вам скажут то же самое, только с некоторой музыкальной рифмовкой: «На стул, пожалуйста, ты сядь» — у вас возникнет некое замешательство. Но к этому привыкаешь, и подобная роль дается гораздо легче.

В приметы не верю, но некоторые соблюдаю как дань традиции

— Расскажите, есть ли в вашем сообществе какие-нибудь приметы?

Конечно, есть, и их великое множество. Мы над ними посмеиваемся. Я как человек верующий не воспринимаю их всерьез, но некоторые исполняю, чтобы отдать дань традиции великого русского театра. К примеру, если во время репетиции ты обронил сценарий на сцену, его ни в коем случае нельзя поднимать сразу. Необходимо сначала сесть на него пятой точкой и вытянуть его из-под себя. Звучит нелепо и забавно, но вы только подумайте — Станиславский и Мейерхольд делали так же! (смеется — «МК»).

Музыка помогает в актерском ремесле

— Над какой ролью работаете сейчас и какие планы в будущем?

— На данный момент мы закончили спектакль «Жаворонок» о Жанне Д’Арк. Работа была интересной. Такая образная, атмосферная постановка. В закрытии сезона со мной спектаклей не будет, так как мы готовимся к фестивалю «Мелиховская весна» с пьесой Островского «Не было ни гроша». К тому же я же еще и музыку иногда пишу. Сейчас мне дали задачу подготовить новогоднюю сказку, и музыку к песням в ней писать буду я.

— Ваш талант очень многогранен. Вы не думали помимо актерской карьеры, начать и карьеру музыканта?

— Нет. Дело в том, что у меня все пошло от обратного. Будучи подростком, я имел свою рок-группу. Она называлась «Троллейбус». Мы очень плотно выступали на кишиневских рок-фестивалях. Потом на это перестало хватать времени. А сейчас мои навыки музыканта помогают мне в театре. Я периодически пишу музыку к нашим постановкам. Это интересно.

Фото из личного архива Сергея Кирюшкина

Пожелания коллегам и зрителям

— В канун Дня театра, что бы вы хотели пожелать вашим коллегам и зрителям?

— Коллегам хотелось бы пожелать новых творческих высот, интересных ролей, сложных репетиций. Ведь большую часть своей театральной жизни мы проживаем на репетициях. И чем сложнее нам будет на них, чем сильнее мы выкладываемся, готовясь к роли, тем успешнее проходит премьера. Зрителям желаю продолжать любить наших артистов. Они все этого достойны. А мы, в свою очередь, постараемся и дальше не разочаровывать публику.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2023

Заголовок в газете: Служитель Мельпомены с яркой судьбой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру