Пикториализм: мир сквозь светотень. Беседа с Владимиром Лосманом

Николай Андреев прославил Серпухов на весь мир Этот год в сообществе фотографов Серпухова и не только вполне можно окрестить именем Николая Платоновича Андреева. В октябре исполнится 140 лет со дня рождения легендарного фотографа. В Историко-художественном музее с успехом прошла выставка его работ, а телеканал «ОТВ-Серпухов» готовится к яркой презентации документального фильма о мастере.

Пикториализм: мир сквозь светотень. Беседа с Владимиром Лосманом
Фото: работа Николая Адреева из открытых источников

Маэстро русского пикториализма (живописной фотографии) Николай Андреев родился и жил в Серпухове и смог прославить родной город на весь мир. Его высокохудожественные пейзажи местной природы нашли высокое признание на выставках и конкурсах России, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Канады, Японии

Фото Владимира Григоряна

Один из последователей

Сейчас в пристройке дома-музея Николая Андреева располагается Серпуховский фотоклуб. Мы поговорили с одним из его основателей, старейшим членом, известным фотографом Владимиром Лосманом.

Он вырос в простой рабочей семье шахтеров в Гремячинске. По образованию инженер-электрик. Предки Владимира Анатольевича были простыми людьми из народа, работали на земле, воевали в Первой мировой и защищали Родину от фашистов в Великую Отечественную войну. С ними Лосмана связывает генетическая память, именно благодаря ей рождаются образы из прошлого, которые воплощаются через фотографии.

Сегодня его по праву можно назвать одним из последователей идей Андреева и настоящим современным пикториалистом.

Моим наставником был классик советской фотографии

- Вы можете по праву называть себя наследником идей Андреева и пикториалистом. Как вы к этому пришли?

- Я долго искал свой собственный стиль. Это происходило через работы Георгия Мстиславовича Колосова, через увлеченность бромойлем Андрея Клюева, участие в первом фестивале Русской Художественной фотографии, где одна из моих фотографий вошла в финальную выставку победителей. Ну и, конечно же, благодаря просмотру работ самого Николая Андреева, оригиналы которых мне посчастливилось держать в руках еще в 80‑е годы. Понял их огромную значимость в русской и мировой культуре.

- Как вы пришли к черно-белой пикториальной фотографии?

- Начинал, как и большинство, в далеком 1971 году с черно-белой фотографии. В 1975‑м, во время учебы в Пермском Техническом Университете моим наставником был классик советской фотографии Виктор Чувызгалов.

После, в 80-е годы, когда учился в Москве в Заочном народном университете искусств, мне удалось встретиться с другими мэтрами нашей фотографии Колосовым, Гараниным и Пинхасовым.

Всю жизнь был участником всевозможных объединений фотографов и руководил детским фотокружком при заводе «Металлист». Затем с единомышленниками мы начали подготовку к созданию полноценного фотоклуба. Это у нас получилось реализовать в 2007 году.

Фото из личного архива Владимира Лосмана

Важен не метод изготовления, а эмоции зрителя на конечный продукт

- Согласны ли вы с мнением, что фотограф вашего жанра должен пользоваться пленкой и прибегать к иным аналоговым методам съемки и печати?

- Понятие «пикториализм» возникло на рубеже XIX и XX веков. Его расцвет наступил в так называемый Серебряный век. Затем была эпоха конструктивизма. Ее самый узнаваемый представитель Александр Родченко. Конструктивизм сменился репортажной фотографией, а сейчас у нас вообще век цифровых технологий.

На новом витке истории у немногих фотографов появилась тяга к старинным методам фотообработки, в частности к пикториальной фотографии. Считаю, что абсолютно непринципиально то, как сделана фотография аналоговым методом или цифрой. Потому что в конечном итоге важна реакция зрителя его эмоции.

"Автопортрет с женой", 1985 г. Фото из личного архива Владимира Лосмана

Конструктивная критика идет на пользу делу

- Сталкивались ли вы с критикой себя как фотографа со стороны других членов сообщества, и как вы реагируете на нее?

- Конечно. Всегда хорошо ее воспринимаю, когда она, как говорится, «по делу». Главное кто критикует, говоря языком классики «А судьи кто?».

Конструктивная критика идет на пользу любому фотографу. Если замечания делает человек, разбирающийся в искусстве, то необходимо прислушаться.

К сожалению, приходилось сталкиваться и с критикой другого рода, с банальной завистью. В сообществе творческих людей не все могут радоваться успехам других. Но это жизнь, и от этого никуда не деться.

- Серпуховский фотоклуб базируется рядом с прекрасным историческим зданием Дома-музея Николая Платоновича Андреева. Однако не всех участников клуба можно причислить к пикториалистам. Как относитесь к этому вы? Имеет ли место среди ваших единомышленников идея называться наследниками великого фото-живописца?

- В Серпуховском фотоклубе всего два «пикториалиста». Первый Юрий Соловьев. Он мастер оптического пикториализма российского масштаба и его можно назвать последователем Андреева. Второй фотограф такого жанра это, собственно, я. Практикую оптико-цифровой метод фотографии.

Есть еще у нас фотографы такого жанра в Пущино. Я говорю о Евгении Комаровой и Дмитрии Андрианове.

Все остальные, кто в том или ином виде занимается фотографией, творческие натуры, ищущие свой путь или уже нашедшие себя в другом направлении в фотографии. В целом, в нашем городе наберется с десяток высококлассных фотографов, делающих художественные произведения. Не все они состоят в фотоклубе, да и не обязаны.

Фото из личного архива Владимира Лосмана

Настоящий мастер узнается по почерку

- Нет ли лично у вас ощущения, что в современной цифровой фотографии есть некая стагнация и выставки становятся похожими: типовые пейзажи, портреты из одних и тех же студий? В таких условиях даже фотографов трудно отличать друг от друга. Каково ваше как художника иного жанра отношение к этому явлению?

- Отношусь к этому спокойно. У каждого направления в фотографии есть свой зритель. А настоящий мастер всегда виден, у него свой почерк.

- Что бы вы пожелали начинающим фотографам? Какие советы вы дали бы тем, кто хочет пойти по вашим стопам и заняться пикториальной фотографией?

- Начинающим фотографам побольше учиться. Это базис. Досконально изучите свой фотоаппарат и его возможности. Выучите основы композиции. Посещайте выставки художников и фотографов. Не бойтесь конструктивной критики и критически относитесь к себе это хорошо стимулирует профессиональный рост.

Затем необходимо выбрать то, что по душе и найти свой стиль, который при достижении профессионального роста станет узнаваемым. Но это уже высший пилотаж!

Главное всегда ставьте перед собой реально достижимую цель и идите к ней!

Художник никогда не останавливается

Не раз за его долгий творческий путь Владимиру Лосману присуждали различные награды, в том числе и на международных конкурсах. Сейчас он узнаваемый и уважаемый всеми мастер художественной фотографии и постоянный участник местных фотовыставок.

Одна из них «Прикосновение к истокам» экспонировалась в серпуховском историко-художественном музее прошлой осенью. На ней Владимир Анатольевич представил тридцать своих пикториальных работ, сделанных в период с 1981 по 2021 годы. Несколько из них он отдал музею в дар. Руководство учреждения культуры с благодарностью приняло его произведения на хранение.

Впереди у Владимира Лосмана много творческих планов. Ведь он, как настоящий художник, никогда не останавливается на месте и постоянно ищет нового вдохновения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2023

Заголовок в газете: Пикториализм: мир сквозь светотень. Беседа с Владимиром Лосманом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру