Серпуховский художник готовится к новой выставке

Однажды художник Кирилл Назаров решил взглянуть на Высоцкий монастырь с высоты птичьего полета и показать этот вид всем. Вооружившись планшетом и карандашами, серпухович поднялся на автовышку, чтобы изобразить одну из святынь во всей ее красе. Подобный эксперимент Кирилл проводит впервые. Для того, чтобы пленэр состоялся, художник приложил очень много усилий. Все это ради того, чтобы делать мир красивее, помогать людям понять всю прелесть окружающей жизни и вдохновить других своим примером. Картину можно будет увидеть вживую в июле на выставке «Три взгляда на город» в Музейно-выставочном центре.

Серпуховский художник готовится к новой выставке

— Расскажи о своем творчестве. Сколько рисуешь? Мечтал стать художником с детства?
— Рисую я с самого детства. Это неотъемлемая часть моей жизни, то, без чего вообще себя не представляю. Вот сколько себя помню, столько и занимаюсь творчеством.
Сначала рисовал дома, а потом, видя тягу к искусству, родители отдали меня в художественную школу им. А. Бузовкина, которую я очень полюбил. Так я начал развиваться в творчестве, много работать, искать себя и свой сюжет. Когда рисовал на свободную тему, то неосознанно выбирал архитектурные сюжеты, потому что мне нравилось прорисовывать детальки и разные мелочи. Городских пейзажей становилось все больше, а я осознал, что архитектура — это мое все, то, что я бесконечно люблю и с чем хочу связать свою жизнь. Вскоре я начал заниматься черчением, рисунком и композицией при Московском архитектурном институте, что кратно взрастило мой уровень рисования и мастерство. Так я нашел свой жанр и сюжет — архитектура и городской пейзаж.
— Что тебя вдохновляет?
— Архитектура — это моя любовь, заставляющая сердце биться чаще. Я обожаю путешествовать, открывать для себя новые красивые места и оставлять память о них в виде картин. Для меня архитектура — это просто что-то невероятное. Это сочетание и истории, и красоты, и деталей, и вообще всего душевного, что есть в этом мире. Это самая главная тема моего рисования и то, что я больше всего люблю.
— Что легче рисовать: здания или людей?
— Мне легче рисовать здания. Даже я бы, наверное, сказал, не то что легче, здания рисовать сложно, муторно, это требует больших навыков, знаний, постоянных мыслей касаемо построений, потому что там все строго, четко поддается определенным законам и все это нужно соблюсти. Рисовать архитектуру не просто, но очень интересно. Что касается людей, то они –это только часть для общего сюжета, и чисто люди для меня не так интересны, поэтому я не фокусируюсь на их рисовании.
Я понял, что это реально реализуемо
— Как тебе пришла идея написать одно из зданий Высоцкого монастыря столь интересным способом?
— Однажды после службы я решил обойти территорию монастыря. Поводом стало такси, которое подали не с центрального входа, а к задним воротам.
Я увидел часовню Всех святых, которая переливалась своим потрясающим медным блеском. Вдали виднелись маковки церквей и купола, сверкающие на солнце. В моем сознании ярко вспыхнул потрясающий вид на весь монастырь, который мог бы открыться с высоты. Я подумал, почему всю эту красоту перегораживает забор, и нельзя ли это все нарисовать как-нибудь сверху.
У меня есть принцип в рисовании, что я не рисую ничего, что лично не вижу, и то, что лично не проживаю. Соответственно, чтобы нарисовать вид с высоты, мне надо как-то самому туда попасть. Я продолжил идти и впереди увидел автовышку, с которой, по-моему, ремонтировали фонарь. «А что, если забраться в корзину и нарисовать вид сверху?»
Я посмеялся, подумал, до чего меня доводят мои мысли, какая-то уже ерунда. А потом решил забавы ради попробовать. И вот первого апреля я звоню в службу аренд автовышек и говорю, что мне нужно заказать машину, залезть в корзину и оттуда нарисовать вид на храм. Мне ответили, что им без разницы, чем я там буду заниматься. И тогда я понял, что это реально реализуемо.
Какая бы невероятная и даже безумная на первый взгляд идея не пришла бы нам в голову, не нужно ставить себе никакие ограничения, все в этом мире возможно. «Если ты можешь мечтать, то можешь и воплотить свои мечты в жизнь.» В этом я убедился, сидя на высоте двадцати метров в корзине автовышки.
Потрясающее состояние легкости
— Почему именно с этого ракурса? Не страшно на высоте?
— Рисование в каких-то экстремальных условиях, когда я прибегаю к каким-то совершенно невероятным методам, чтобы получить доступ к самым красивым и необычным ракурсам, послужило развитием целого направления моего творчества. Я арендую лодки, машины, рисую с воды, залезаю на крыши, согласую работу на закрытых территориях. Все ради того, чтобы попасть в недоступные для всех места и показать, насколько они прекрасны.
Мне очень нравится Всехсвятская церковь, возвышающаяся на заднем дворе монастыря. Ее проектировал один из моих любимых архитекторов Р. И. Клейн. Я восхищаюсь архитектурой святыни, насколько она самобытная; этот псевдовизантийский стиль, что-то настолько нетипичное для русской архитектуры, что я просто не мог проигнорировать это здание. Но с территории монастыря оно раскрывается неполноценно.
Я долго не смог найти точку, где бы эта церковь во всей своей красе предстала перед зрителем. И нашел я ее только сейчас, в ракурсе с высоты.
Не сказал, бы что я боюсь высоты, однако рисовать в таких условиях было очень экстремально. Суть в том, что ты находишься не внутри здания, где все закрыто, а висишь в открытой корзинке с парой поручней, да еще периодически ветер сотрясает всю эту конструкцию и тебя тоже.
В начале это очень страшно. Захватывает дух, когда смотришь вниз с высоты двадцати метров. В тот момент у меня дрожал голос, тряслись руки и ноги. Постепенно привыкаешь к высоте, страх уходит, и ты просто не можешь налюбоваться всей этой неземной красотой. Меня не покидало ощущение, будто я оказался в другом мире.
В какой-то мере чувствовал себя первооткрывателем, человеком, который летит чуть ли не в космосе, в общем, это непередаваемое состояние. А когда я уже освободился после рисования, меня не покидало ощущение полета, как будто бы я продолжаю парить над этим миром. Это потрясающее состояние легкости, эйфории и какого-то неземного восторга.
— За сколько дней планируешь закончить работу?
— На самом деле работу надо закончить достаточно быстро, потому что выставка «Три взгляда на город» открывается уже двенадцатого июля. Это главная работа в экспозиции, поэтому нужно успеть до выставки ее доделать.
Соответственно, ее надо закончить в ближайшее время. Так что буду много работать, рисовать на территории монастыря и дома, чтобы к выставке она была презентована в идеальном состоянии.
Трудности только увеличивают ценность рисования
— С какими сложностями ты столкнулся на пути к задуманному?
— Во-первых, одна только подготовка ко всему этому мероприятию стоит отдельного внимания. Чтобы перекрыть дорогу и установить автовышку, нужно предварительно подготовить ряд документов и все согласовать. В течение месяца я собирал подписи у местных жителей, знакомился с каждым, кто живет на этой улице и рассказывал о своей идее. Затем получил благословение у настоятеля Высоцкого монастыря. После уже я обратился в отдел МВД «Серпуховское», потом в ГАИ.
Два месяца уведомления, заявления, документы мне просто снились. Их было огромное количество. До последнего я не знал, получится ли. Но трудности только увеличивают ценность рисования. В такие моменты мне очень помогает вера, осознаешь, что все возможно, когда идешь с Богом в сердце. Я буквально наблюдал промысел божий на протяжении всей подготовки: неожиданно встречались люди, которые по-настоящему помогали, просто загораясь моим энтузиазмом, в один момент решалось то, на что обычно уходит месяц, вместо обещанного дождя светило солнце. То, что в один момент все сложилось, кроме как чудом и не назовешь. Я безмерно благодарен, каждому, кто помог мне реализовать мою мечту. Слава Богу за все!

Фото из архива Кирилла Назарова

Это отрывок из жизни, а не пустой кадр
— Некоторые читатели наверняка спросят, почему бы просто не взять фотографии с квадрокоптера?
— Вопрос и впрямь актуальный и самый часто задаваемый, потому что взять фотографию с коптера — это очень просто. И зачем вообще все это затевать?
Как я уже говорил, рисую только то, что вижу, сам непосредственно находясь в моменте. С одной стороны, следование этому принципу приносит ряд ограничений, но на самом деле он позволяет проживать невероятно наполненную яркую жизнь.
Конечно, можно было взять фото с квадрокоптера и нарисовать этот вид, сидя дома, но тогда бы я не испытал чувства полета, не познакомился с огромным количеством замечательных людей, не нарисовал именно этот вид, именно в том состоянии, которое я хочу и которое я вижу. Я бы лишился огромного количества всего того, что заменила эта простота.
Каждый раз оставаясь дома, вы лишаете себя возможности прожить чудесные мгновения. Я не хочу ничего упустить, поэтому выбираю рисовать на природе, путешествовать, выходить навстречу приключениям, работать в невероятных условиях, пробовать новое и чувствовать, как бьется ритм этой жизни, проживая каждый момент на себе. Тогда и картина становится отрывком из жизни, а не пустым кадром. Мое творчество — оно про счастье, про приключения и про открытость к новому.
— Пока ты рисовал на высоте, я пообщалась с владельцем автовышки. Честно говоря, он был удивлен такой просьбой. Скажи, трудно ли было договориться?
— Водитель был очень удивлен, впрочем, как и все, кто слышал о моей задумке. Но это, наоборот, привлекало внимание людей к моему проекту, и они охотно помогали, видя, как я горю своей идеей. Энтузиазм заразителен.
— В каких проектах ты еще участвовал? При одной из наших встреч ты упоминал, об «Энциклопедии современного искусства». Расскажи об этом проекте.
— За плечами уже ряд выставок: в Пущинском музее экологии и краеведения, в музыкальной школе номер три, в Музейно-выставочном центре и многие другие, несколько интервью и сотрудничества с издательствами. Я активно воплощаю в жизнь свои мечты, но еще прекраснее способствовать воплощению мечтаний других людей. Именно поэтому сейчас провожу лекции для учеников и студентов, устраиваю тематические мастер-классы для детей и взрослых, организовываю уникальные арт-путешествия по городам России для всех желающих. Обучение станет основным направлением моей творческой деятельности в этом году. Вас ждут уникальные маршруты, море ярких эмоций, новые знакомства и возможность погрузиться в атмосферу творчества и путешествий вместе со мной. Присоединяйтесь к этому приключению!
«Энциклопедия современного искусства» — это книга о ста мастерах современности. Там собраны интервью с самыми интересными, самыми яркими авторами двадцать первого века по версии Art&Fashion.
Тысячи художников присылали свои работы, и жюри принимало решение, кто войдет в итоговую энциклопедию. Книга уже вышла на Литрес, она доступна к прочтению. Очень интересная книга, и в ближайшее время планируется презентация ее печатной версии в Москве. Рад, что жюри по достоинству оценило мои работы, и я стал частью этого проекта.
— Где бы ты еще хотел порисовать?
— Хочется снова арендовать автовышку и написать парадный вид на Высоцкий монастырь с высоты птичьего полета, но уже на большом формате. На следующей выставке представлю самое свое большое полотно размером шестьдесят на восемьдесят с любимой обителью. Прям уже вижу готовую работу — монастырь на закате в момент, когда только зажглась ночная подсветка, чтобы передать это волшебное состояние. Еще есть много «хотелок» в плане рисования в экстремальных условиях, но не буду открывать все карты. Могу сказать, что это будет в Тверской области и на высоте птичьего полета. Вот такие планы.

Фото из архива Кирилла Назарова

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 3 июля 2024

Заголовок в газете: Художник высокого полета

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру