— Расскажи о своем творчестве. Сколько рисуешь? Мечтал стать художником с детства?
— Рисую я с самого детства. Это неотъемлемая часть моей жизни, то, без чего вообще себя не представляю. Вот сколько себя помню, столько и занимаюсь творчеством.
Сначала рисовал дома, а потом, видя тягу к искусству, родители отдали меня в художественную школу им. А. Бузовкина, которую я очень полюбил. Так я начал развиваться в творчестве, много работать, искать себя и свой сюжет. Когда рисовал на свободную тему, то неосознанно выбирал архитектурные сюжеты, потому что мне нравилось прорисовывать детальки и разные мелочи. Городских пейзажей становилось все больше, а я осознал, что архитектура — это мое все, то, что я бесконечно люблю и с чем хочу связать свою жизнь. Вскоре я начал заниматься черчением, рисунком и композицией при Московском архитектурном институте, что кратно взрастило мой уровень рисования и мастерство. Так я нашел свой жанр и сюжет — архитектура и городской пейзаж.
— Что тебя вдохновляет?
— Архитектура — это моя любовь, заставляющая сердце биться чаще. Я обожаю путешествовать, открывать для себя новые красивые места и оставлять память о них в виде картин. Для меня архитектура — это просто что-то невероятное. Это сочетание и истории, и красоты, и деталей, и вообще всего душевного, что есть в этом мире. Это самая главная тема моего рисования и то, что я больше всего люблю.
— Что легче рисовать: здания или людей?
— Мне легче рисовать здания. Даже я бы, наверное, сказал, не то что легче, здания рисовать сложно, муторно, это требует больших навыков, знаний, постоянных мыслей касаемо построений, потому что там все строго, четко поддается определенным законам и все это нужно соблюсти. Рисовать архитектуру не просто, но очень интересно. Что касается людей, то они –это только часть для общего сюжета, и чисто люди для меня не так интересны, поэтому я не фокусируюсь на их рисовании.
Я понял, что это реально реализуемо
— Как тебе пришла идея написать одно из зданий Высоцкого монастыря столь интересным способом?
— Однажды после службы я решил обойти территорию монастыря. Поводом стало такси, которое подали не с центрального входа, а к задним воротам.
Я увидел часовню Всех святых, которая переливалась своим потрясающим медным блеском. Вдали виднелись маковки церквей и купола, сверкающие на солнце. В моем сознании ярко вспыхнул потрясающий вид на весь монастырь, который мог бы открыться с высоты. Я подумал, почему всю эту красоту перегораживает забор, и нельзя ли это все нарисовать как-нибудь сверху.
У меня есть принцип в рисовании, что я не рисую ничего, что лично не вижу, и то, что лично не проживаю. Соответственно, чтобы нарисовать вид с высоты, мне надо как-то самому туда попасть. Я продолжил идти и впереди увидел автовышку, с которой, по-моему, ремонтировали фонарь. «А что, если забраться в корзину и нарисовать вид сверху?»
Я посмеялся, подумал, до чего меня доводят мои мысли, какая-то уже ерунда. А потом решил забавы ради попробовать. И вот первого апреля я звоню в службу аренд автовышек и говорю, что мне нужно заказать машину, залезть в корзину и оттуда нарисовать вид на храм. Мне ответили, что им без разницы, чем я там буду заниматься. И тогда я понял, что это реально реализуемо.
Какая бы невероятная и даже безумная на первый взгляд идея не пришла бы нам в голову, не нужно ставить себе никакие ограничения, все в этом мире возможно. «Если ты можешь мечтать, то можешь и воплотить свои мечты в жизнь.» В этом я убедился, сидя на высоте двадцати метров в корзине автовышки.
Потрясающее состояние легкости
— Почему именно с этого ракурса? Не страшно на высоте?
— Рисование в каких-то экстремальных условиях, когда я прибегаю к каким-то совершенно невероятным методам, чтобы получить доступ к самым красивым и необычным ракурсам, послужило развитием целого направления моего творчества. Я арендую лодки, машины, рисую с воды, залезаю на крыши, согласую работу на закрытых территориях. Все ради того, чтобы попасть в недоступные для всех места и показать, насколько они прекрасны.
Мне очень нравится Всехсвятская церковь, возвышающаяся на заднем дворе монастыря. Ее проектировал один из моих любимых архитекторов Р. И. Клейн. Я восхищаюсь архитектурой святыни, насколько она самобытная; этот псевдовизантийский стиль, что-то настолько нетипичное для русской архитектуры, что я просто не мог проигнорировать это здание. Но с территории монастыря оно раскрывается неполноценно.
Я долго не смог найти точку, где бы эта церковь во всей своей красе предстала перед зрителем. И нашел я ее только сейчас, в ракурсе с высоты.
Не сказал, бы что я боюсь высоты, однако рисовать в таких условиях было очень экстремально. Суть в том, что ты находишься не внутри здания, где все закрыто, а висишь в открытой корзинке с парой поручней, да еще периодически ветер сотрясает всю эту конструкцию и тебя тоже.
В начале это очень страшно. Захватывает дух, когда смотришь вниз с высоты двадцати метров. В тот момент у меня дрожал голос, тряслись руки и ноги. Постепенно привыкаешь к высоте, страх уходит, и ты просто не можешь налюбоваться всей этой неземной красотой. Меня не покидало ощущение, будто я оказался в другом мире.
В какой-то мере чувствовал себя первооткрывателем, человеком, который летит чуть ли не в космосе, в общем, это непередаваемое состояние. А когда я уже освободился после рисования, меня не покидало ощущение полета, как будто бы я продолжаю парить над этим миром. Это потрясающее состояние легкости, эйфории и какого-то неземного восторга.
— За сколько дней планируешь закончить работу?
— На самом деле работу надо закончить достаточно быстро, потому что выставка «Три взгляда на город» открывается уже двенадцатого июля. Это главная работа в экспозиции, поэтому нужно успеть до выставки ее доделать.
Соответственно, ее надо закончить в ближайшее время. Так что буду много работать, рисовать на территории монастыря и дома, чтобы к выставке она была презентована в идеальном состоянии.
Трудности только увеличивают ценность рисования
— С какими сложностями ты столкнулся на пути к задуманному?
— Во-первых, одна только подготовка ко всему этому мероприятию стоит отдельного внимания. Чтобы перекрыть дорогу и установить автовышку, нужно предварительно подготовить ряд документов и все согласовать. В течение месяца я собирал подписи у местных жителей, знакомился с каждым, кто живет на этой улице и рассказывал о своей идее. Затем получил благословение у настоятеля Высоцкого монастыря. После уже я обратился в отдел МВД «Серпуховское», потом в ГАИ.
Два месяца уведомления, заявления, документы мне просто снились. Их было огромное количество. До последнего я не знал, получится ли. Но трудности только увеличивают ценность рисования. В такие моменты мне очень помогает вера, осознаешь, что все возможно, когда идешь с Богом в сердце. Я буквально наблюдал промысел божий на протяжении всей подготовки: неожиданно встречались люди, которые по-настоящему помогали, просто загораясь моим энтузиазмом, в один момент решалось то, на что обычно уходит месяц, вместо обещанного дождя светило солнце. То, что в один момент все сложилось, кроме как чудом и не назовешь. Я безмерно благодарен, каждому, кто помог мне реализовать мою мечту. Слава Богу за все!
Это отрывок из жизни, а не пустой кадр
— Некоторые читатели наверняка спросят, почему бы просто не взять фотографии с квадрокоптера?
— Вопрос и впрямь актуальный и самый часто задаваемый, потому что взять фотографию с коптера — это очень просто. И зачем вообще все это затевать?
Как я уже говорил, рисую только то, что вижу, сам непосредственно находясь в моменте. С одной стороны, следование этому принципу приносит ряд ограничений, но на самом деле он позволяет проживать невероятно наполненную яркую жизнь.
Конечно, можно было взять фото с квадрокоптера и нарисовать этот вид, сидя дома, но тогда бы я не испытал чувства полета, не познакомился с огромным количеством замечательных людей, не нарисовал именно этот вид, именно в том состоянии, которое я хочу и которое я вижу. Я бы лишился огромного количества всего того, что заменила эта простота.
Каждый раз оставаясь дома, вы лишаете себя возможности прожить чудесные мгновения. Я не хочу ничего упустить, поэтому выбираю рисовать на природе, путешествовать, выходить навстречу приключениям, работать в невероятных условиях, пробовать новое и чувствовать, как бьется ритм этой жизни, проживая каждый момент на себе. Тогда и картина становится отрывком из жизни, а не пустым кадром. Мое творчество — оно про счастье, про приключения и про открытость к новому.
— Пока ты рисовал на высоте, я пообщалась с владельцем автовышки. Честно говоря, он был удивлен такой просьбой. Скажи, трудно ли было договориться?
— Водитель был очень удивлен, впрочем, как и все, кто слышал о моей задумке. Но это, наоборот, привлекало внимание людей к моему проекту, и они охотно помогали, видя, как я горю своей идеей. Энтузиазм заразителен.
— В каких проектах ты еще участвовал? При одной из наших встреч ты упоминал, об «Энциклопедии современного искусства». Расскажи об этом проекте.
— За плечами уже ряд выставок: в Пущинском музее экологии и краеведения, в музыкальной школе номер три, в Музейно-выставочном центре и многие другие, несколько интервью и сотрудничества с издательствами. Я активно воплощаю в жизнь свои мечты, но еще прекраснее способствовать воплощению мечтаний других людей. Именно поэтому сейчас провожу лекции для учеников и студентов, устраиваю тематические мастер-классы для детей и взрослых, организовываю уникальные арт-путешествия по городам России для всех желающих. Обучение станет основным направлением моей творческой деятельности в этом году. Вас ждут уникальные маршруты, море ярких эмоций, новые знакомства и возможность погрузиться в атмосферу творчества и путешествий вместе со мной. Присоединяйтесь к этому приключению!
«Энциклопедия современного искусства» — это книга о ста мастерах современности. Там собраны интервью с самыми интересными, самыми яркими авторами двадцать первого века по версии Art&Fashion.
Тысячи художников присылали свои работы, и жюри принимало решение, кто войдет в итоговую энциклопедию. Книга уже вышла на Литрес, она доступна к прочтению. Очень интересная книга, и в ближайшее время планируется презентация ее печатной версии в Москве. Рад, что жюри по достоинству оценило мои работы, и я стал частью этого проекта.
— Где бы ты еще хотел порисовать?
— Хочется снова арендовать автовышку и написать парадный вид на Высоцкий монастырь с высоты птичьего полета, но уже на большом формате. На следующей выставке представлю самое свое большое полотно размером шестьдесят на восемьдесят с любимой обителью. Прям уже вижу готовую работу — монастырь на закате в момент, когда только зажглась ночная подсветка, чтобы передать это волшебное состояние. Еще есть много «хотелок» в плане рисования в экстремальных условиях, но не буду открывать все карты. Могу сказать, что это будет в Тверской области и на высоте птичьего полета. Вот такие планы.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/07/03/10/articlesImages/image/e1/a5/98/96/a7b2466cb1f8d12cd3ac985bf7970060.jpg)