В Серпухове завершился фестиваль «Объективная перспектива»

Серпуховский фестиваль фотографического и изобразительного искусства «Объективная перспектива» завершил свой первый сезон 1 декабря. Масштабный и уникальный проект стал настоящим праздником для влюбленных в живопись и фотографию, распахнув двери для тех, кто только планирует открыть для себя мир творчества.

В Серпухове завершился фестиваль «Объективная перспектива»
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ

Новые знания, встречи и знакомства

Фестиваль, организованный МАУ «Серпуховское информационное агентство» и Детской художественной школой им. А. А. Бузовкина, собрал на ноябрьских встречах в Музейно-­выставочном центре более 500 человек. Творческие и просветительские мероприятия проходили в зале МВЦ, где была размещена выставка работ участников фестиваля из Серпухова, Пущино и Санкт-­Петербурга.
Фотографии и картины, представленные в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта, создавались в творческом тандеме. Идея объединить художников и фотографов парами так, чтобы они работали над одним сюжетом, связана с историей дружбы живописца Александра Бузовкина и пикториалиста Николая Андреева, которые часто вместе выезжали на пленэры.

В течение ноября гостей фестиваля ожидали мероприятия различной направленности. Все началось с мастер-­класса по репортажной фотографии от Сергея Зорина. Затем состоялись показ документального фильма о художнике Александре Бузовкине и лекция старшего научного сотрудника Политехнического музея Галины Талиповой о жизни и наследии фотографа-­пикториалиста Василия Улитина.

На каждом мероприятии фестиваля гости узнавали ­что-то новое о знаменитых земляках — деятелях искусства, о благородных техниках фотопечати, о живописи и фотографии. И все это происходило в окружении красочных и уникальных работ участников «Объективной перспективы».

Месяц творческого общения продолжился новыми встречами со спикерами и специалистами, которые являются настоящими мастерами своего дела. Каждый из фестивальных дней принес гостям новые знания, яркие впечатления и интересные знакомства.

Молодежь знакомится с пикториализмом

Для гостей и участников фестиваля прошел показ документального фильма «Гений места» о выдающемся серпуховском фотохудожнике Николае Андрееве, который презентовала режиссер, директор Серпуховского информационного агентства Мария Панкратьева. Среди зрителей были студенты художественно-­графического отделения Губернского колледжа.

На встрече присутствовала внучка Николая Андреева Наталья Дурынина. Она показала слайд-шоу, объединившее лучшие работы знаменитого пикториалиста, и ответила на вопросы студентов.

ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ

Николай Андреев — фотограф с мировым именем, который жил и творил в Серпухове. О его наследии сегодня становится известно все большему числу наших современников. Документальный фильм «Гений места» неоднократно становился победителем кинофестивалей, завоевал Гран-при международного фестиваля «Диво Евразии», который прошел в этом году в Иране. В картине собраны интервью родственников Николая Андреева, российских фотографов, а также экспертов Третьяковской галереи и Серпуховского историко-­художественного музея.

Совместные занятия живописью вдохновляют

Субботним днем в зале МВЦ собрались художники, чтобы совместно написать портрет. Начинающие живописцы и известные профессионалы, среди которых — Федор Помелов, на протяжении двух часов работали над созданием образа модели Юлии Ивановой. В мероприятии приняли участие студенты Губернского колледжа и учащиеся Детской художественной школы им. А. А. Бузовкина. Для тех, кто предпочитает портрету другие жанры, был подготовлен тематический натюрморт.

ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ

— Я снова и снова ставлю для себя новые задачи и повышаю свой уровень. Написал уже сотни портретов, но каждый раз — как в первый. Поэтому такие встречи очень интересны для меня, — поделился художник Федор Помелов.

В одном творческом порыве в этот день объединились юные серпуховичи, увлеченные живописью, и известные портретисты. Результаты работы показали, насколько уникальным и необычным может быть видение одного и того же человека разными художниками. У каждого — свой неповторимый стиль, для каждого такие мероприятия — это ценный опыт.

Мастер-­класс по архитектурному рисунку в рамках фестиваля провел молодой серпуховский художник Кирилл Назаров. Он помог участникам разобраться в тонкостях изображения архитектуры, поделился профессиональными секретами по построению композиции и перспективы на примере храма Всех Святых.

ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ

Архитектурные пейзажи Кирилла Назарова отличаются удивительной точностью и детализацией, при этом полностью погружают в атмосферу изображенных мест. У художника за последние два года прошло несколько персональных выставок в Серпухове и Пущино. Кирилл учит акварельной живописи детей и взрослых. Талантливого художника поблагодарили за вклад в культурное развитие Серпухова и положительный пример для представителей молодого поколения.

Старинные методы фотопечати

Накануне завершения фестиваля «Объективная перспектива» фотографов, художников и всех ценителей изобразительного искусства ждала настоящая магия. Руководитель московской лаборатории «Фото­Сецессион» Иван Сахаров продемонстрировал процесс масляной фотографической печати, или «ойлпринт».

Эта техника зародилась в середине XIX века. Она и по сей день популярна среди фотографов-­пикториалистов, а также широко применяется в изобразительном искусстве. Масляная фотопечать позволяет создавать художественные оттиски, которые можно поставить в один ряд с линогравюрой и офортом.

Иван Сахаров занимается альтернативной фотопечатью боле 15 лет. За это время он стал призером российских и международных фотоконкурсов, провел несколько персональных выставок и основал собственную лабораторию.

— Мы с коллегами исследуем старинные методы фотопечати, можно сказать, открываем заново и популяризируем их, проводим обучение. Существуют различные лаборатории и локальные сообщества, и они между собой редко пересекаются. Одна из задач нашей лаборатории — создание точки притяжения для всех, кто увлечен этим интересным делом, — рассказал Иван Сахаров.

В качестве основы для демонстрационного процесса печати были выбраны негативы московской фотохудожницы Ольги Балабановой. Она и сама часто применяет в своем творчестве технику «ойлпринт».

ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ

Почти три часа гости наблюдали, как Иван Сахаров мастерски подготавливал бумагу, замешивал специальные растворы, помещал негатив вместе с бумагой под ультрафиолетовую лампу. Он сопровождал свои действия подробным рассказом, делился секретами мастерства и тонкостями применения материалов.

Отпечатки, получаемые при помощи метода «ойлпринт», отличаются особой художественностью и дают максимальное сходство фоторабот с живописью. Изображение получают посредством нанесения масляной краски на желатиновый рельеф.

Самое интересное началось, когда Иван стал использовать черную и красную краски, после нанесения которых фотография преображалась, обретала контрастные очертания и подходящий тон.

— За столом творилась магия, под умелыми руками мастера оживали необыкновенные снимки. При этом очень интересно было наблюдать за всем процессом подготовки бумаги. Столько необычных приспособлений и веществ было использовано! И дети, и взрослые с замиранием сердца смотрели, как изображение обретает новые детали, становится контрастным и необыкновенно живописным. Мы узнали, что фотографии, напечатанные таким способом, хорошо сохранятся и будут жить несколько столетий, — поделилась впечатлениями участница фестиваля Вероника Лукьянова.

Работы, выполненные в технике масляной печати, наиболее полно отражают суть пикториальной фотографии. Получившиеся отпечатки гости из Москвы подарили организаторам фестиваля.

— Иван — настоящий профессионал своего дела. Знакомство с такими людьми и, тем более возможность у них ­чему-то научиться — настоящий подарок судьбы. Мы увидели демонстрацию легендарного масляного процесса фотопечати — того, которым пользовались Василий Иванович Улитин, Николай Платонович Андреев и другие замечательные фотографы-­пикториалисты, — рассказал председатель Серпуховского центра фотоискусства им. Н. П. Андреева и В. И. Улитина Юрий Сурков.

Курс на новый сезон

Встреча с Иваном Сахаровым стала заключительной в череде творческих мероприятий «Объективной перспективы». 1 декабря состоялось подведение итогов и торжественное закрытие.

— Фестиваль подарил участникам множество интересных знакомств, молодежь узнала, как работают профессионалы. У ребят была возможность выставляться вместе с известными мастерами, и это точно запомнится им надолго. Преподаватели порадовались успехам своих учеников. Мы планируем в дальнейшем перевести фестиваль в разряд конкурсных мероприятий, чтобы мотивировать участников на создание новых достойных работ, — рассказала директор Детской художественной школы им. А. А. Бузовкина Елена Котова.

Всем спикерам и специалистам, принявшим участие во встречах, были вручены благодарственные письма от организаторов за помощь в проведении мероприятий. Все участники фестиваля получили дипломы. После официальной части гости продолжили творческое общение за чаепитием.

— Мы поставили своей задачей объединить фотографов и художников, популяризировать изобразительное искусство, к которому относятся и живопись, и фотография. Первый сезон показал, что фестиваль помогает открывать новые имена и вдохновлять на творческие свершения тех, кто некоторое время назад даже не думал о живописи или фотоискусстве, — поделился Юрий Сурков.

«Объективная перспектива» не прощается с жителями и гостями Серпухова. Фестиваль продолжит развиваться. В следующем году на базе Детской художественной школы пройдет промежуточный этап, а уже в 2026 году состоится полноценный второй сезон.

— Очень отрадно осознавать, что в Серпухове живет столько талантливых людей, юных дарований, за которыми — будущее, и что у нас есть инициативные люди, которые готовы проводить такие мероприятия. Первый сезон оказался очень успешным. Удачи участникам фестиваля и большое спасибо всем организаторам! — сказала директор МАУ «Серпуховское информационное агентство» Мария Панкратьева.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 4 декабря 2024

Заголовок в газете: На перекрестке живописи и фотографии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру