Новое имя — новое звучание
— Павел, нашла информацию, что раньше оркестр выступал в другом составе и под другим названием. Расскажите, что стало основным мотивом для возрождения оркестра и ребрендинга?
— Коллеги из прошлого состава постепенно разъехались по разным городам, а очень хотелось, чтобы бэнд (музыкальный коллектив — прим. МК) жил и развивался. Пришлось собрать новый коллектив. Ансамбль значительно отличается от прежнего: нас стало больше, семеро вместо пяти, звучание плотнее, тембрально богаче, программа динамичнее, шоу интереснее! По уровню мастерства и качеству репертуара новый коллектив на голову выше прежнего. В составе группы в основном молодые ребята — буквально вчерашние студенты. Я из Серпухова, еще есть участники из Подольска, Москвы, Ярославля и других городов нашей необъятной страны. Мы разные, но нас объединяет любовь к движу, музыке и овациям.
— С чем связано название Chili Brass Band?
— Все очень просто: многие из нас любят пищу повкуснее да поострее. Перец чили в самых разных формах помогает нам погрузиться в гастрономический катарсис. Того же мы хотим добиться и в нашем исполнении: вкусно, остро, горячо. А еще это забавная отсылка к фамилии творческого руководителя, то есть меня. (прим. МК — Чиликин).
Хотим, чтобы живая музыка обрела популярность
— Какие цели Вы ставите перед собой и оркестром в ближайшие годы?
— Мы хотим добиться, чтобы живая музыка, особенно в исполнении ансамблей духовых инструментов, снова обрела популярность, спрос и поддержку как среди общества, так и со стороны государства. К сожалению, последние годы существует тенденция к сокращениям различных коллективов, урезанию бюджетов, ставок и так далее… Музыкант-духовик годами «пашет», утрачивая здоровье, развивается, а возможностей для реализации все меньше.
— Какие произведения или жанры вы с группой исполняете чаще всего?
— Мы исполняем большое количество разнохарактерных произведений, чтобы каждый слушатель нашел для себя что-то по душе: зажигательные танцевальные хиты, мощный и качающий интрументал с виртуозными соло и импровизациями, лирические баллады и нестареющая классика эстрады, народная музыка и многое другое.
— Где вы уже успели выступить в новом составе? Как реагировали прохожие на оркестр средь бела дня?
— Успели выступить в различных торговых центрах, парк-отелях и на некоторых сценах. В торговых центрах публика всегда остается неравнодушной. И на недавних мини-концертах многие, проходя мимо, задерживались, слушали, танцевали, записывали видео, аплодировали и поддерживали нас. Немало людей говорили слова благодарности. Мы это очень ценим. Совсем недавно приняли участие в проекте «Музыка в метро» — радовали гостей и жителей столицы. Если нас пригласят на городские мероприятия, можем выступить. И на благотворительных концертах тоже.
Творчество без границ
— Кстати о метро. Как думаете, игра в общественных местах помогает музыкантам совершенствоваться?
— Игра в общественных местах — это очень полезный и нужный опыт для любого музыканта. Его всегда ожидают разные слушатели, разная реакция, разные и непредсказуемые обстоятельства, множество новых знакомств и эмоций. И, конечно же, это мощный тест на стрессоустойчивость. Одно дело играть в концертном зале на определенном расстоянии от слушателей, другое дело, лицом к лицу и у толпы, как под микроскопом. Очень помогает развиваться.
— Что Вы считаете самым важным для поддержания сплоченности внутри коллектива?
— Нас объединяют общая цель и общие методы: заниматься «как проклятый» на своем инструменте, чтобы качественно играть для людей и получать от слушателей обратную связь. Иначе говоря, реализовывать себя как артиста.
— За время своего существования ваш коллектив выступал только на мероприятиях или уже участвовали в конкурсах?
— Как коллектив на конкурсах мы себя еще не проявили, это в планах. Пока играем для публики и для себя на самых разных площадках, продолжаем совершенствоваться и радовать слушателей.
— Не пробовали себя в роли композитора?
— Я — нет, сочинять материал мне неинтересно, но, к слову сказать, даже в исполнительском мастерстве существует большое пространство для собственной интерпретации, такое, что можно «с ног на голову» мелодию перевернуть, словно звучит совсем другое произведение. Вот интерпретировать, формировать собственный характер произведения я люблю. Вообще, в нашем коллективе есть ребята, которые пишут свой собственный материал, но пока не афишируют. Рановато.
За кулисами оркестра: реалии и перспективы
— Популярность духовых инструментов растет?
— К большому сожалению, популярность не растет, она падает. Во многих музыкальных учебных заведениях уже не первый год недобор музыкантов-духовиков, а уровень их подготовки продолжает проседать. Это тяжелейшее ремесло, непопулярное — низкий спрос со стороны общества, слабая поддержка музыкантов в принципе. Почему-то принято считать, что музыканту не нужно платить, тем более хорошо платить, он же в свое удовольствие играет. А ведь это такое же ремесло, как и многие другие, которому нужно долго и упорно учиться. А чтобы самому музыканту от него удовольствие получить, приходится пройти через море крови, пота, слез и разочарований на протяжении долгих лет.
— Тяжело ли вообще научиться играть на духовых?
— Да. Действительно тяжело. Тем более научиться играть качественно. На это требуется много лет, много здоровья, много терпения, немало денег и на инструмент, и на восстановление здоровья, а также железная воля. Трубачи, например, при игре преодолевают огромное сопротивление со стороны инструмента, отчего мучаются с давлением, а формирование исполнительского аппарата часто просто уничтожает зубы, которым и так в современной жизни неплохо достается. Что касается времени, вот пример: самый молодой музыкант в нашем бэнде занимается уже двенадцать лет — больше половины жизни. Ему через месяц исполнится двадцать один. По его собственной оценке, ему еще многое предстоит сделать.
— А что можно сделать, чтобы оркестры жили и процветали?
— Хочется получить поддержку общественности и власти. Я неоднократно выступал с инициативой создать муниципальный оркестр. Подобная практика существует в Чехове, Подольске и многих других городах. Это отличная возможность для развития, поиска единомышленников и приобщения серпуховичей к духовой музыке. А там, возможно, и опытные музыканты присоединятся — будут молодежь обучать. Я сам работал преподавателем в нашей детской музыкальной школе № 1, учил детей играть на духовых и ударных инструментах.