Профессиональный художник Федор Валентинович Помелов родился в творческой семье. Его произведения хранятся в 44 музеях Российской Федерации. Из 160 его работ — 138 внесены в Государственный каталог Музейного фонда РФ. За плодотворную деятельность и большой личный вклад в развитие культуры и искусства России Федор Помелов получил 203 награды.
Персональные выставки и пленэры по городам России
— Чем запомнился Вам этот юбилейный год?
— Год стал наполненным событиями и, как мне кажется, очень плодотворным. В течение года я принял участие в десяти пленэрах. Обычно это поездки в разные города России с проживанием и продуманной программой. Пленэр — это всегда еще и общение с единомышленниками.
За этот год у меня прошло десять персональных выставок, помимо этого я участвовал в нескольких коллективных проектах. Мои работы вошли в каталог ежегодной передвижной выставки «Живописная Россия», который был издан в формате книги. Могу сказать, что есть определенная удовлетворенность в плане творческой деятельности.
Некоторое время назад я систематизировал свои труды и подсчитал количество работ, написанных за всю жизнь. В год я пишу примерно 150-160 работ, около 60 процентов из которых — пейзажи.
— Расскажите о выставке «Полста». Это определенный итог, подведенный к юбилею?
— Я собрал здесь свои автопортреты разных лет. Все работы я всегда пишу с натуры, стараюсь завершить их в один сеанс. В конце каждого года в качестве своеобразного итога я выполняю один автопортрет, работаю в мастерской, используя зеркало.
Вторая тема, представленная на этой выставке — изображения всевозможных технических объектов, которые показались мне интересными. Работаю над раскрытием образов отслужившей свой век техники на протяжении уже десяти лет. Пишу на стройках, в полях, на моторных станциях, изображаю машины, выставленные на постаментах. На одной из работ можно увидеть первую советскую атомную бомбу из музея ядерного оружия. На выставке около 80 процентов картин с техникой написаны в 2024 году.
Портреты серпуховичей и машин
— С чего началось Ваше увлечение этой уникальной темой? Почему Вы решили раскрывать характеры машин в своих работах?
— Когда я был на пленэре в республике Марий Эл в поселке городского типа Новый Торъял, увидел, как художник Михаил Поляков пишет с натуры трактор производства двадцатых годов прошлого века, стоящий на постаменте. Я тоже решил изобразить его крупным планом.
Эта работа вместе с другими картинами с марийских пленэров хранится в республиканском музее в Йошкар-Оле. Там у меня также проходили персональные выставки.
Увлекся написанием техники, потому что захотелось передать некий образ времени, чтобы будущие поколения могли узнать по этим картинам о той эпохе, когда в двадцатом веке распахивались поля, выпускались машины, создавались механизмы. Хочется запечатлеть технику, которая в свое время верно служила и помогала людям. Вижу в ней особенную красоту, которую стараюсь передать в своих работах. В процессе написания этих картин я пришел к новой манере исполнения, и она у меня перешла в портреты и пейзажи.
— Кого Вы изображаете?
— У меня много работ с портретами художников. Раньше я часто привозил их с пленэров. Стараюсь также запечатлеть местных протвинских живописцев для истории.
Уже более трех лет почти каждое воскресенье с октября по июнь вместе с другими художниками мы собираемся в студии «Мансарда» в Серпухове. Там я пишу портреты местных жителей. У нас сложился дружный коллектив, вместе мы отмечаем праздники. Это отличное пространство для работы, к тому же в студию приходят те, кто хочет побывать в роли модели, так что нет проблем с поиском людей.
— Есть ли наиболее запомнившиеся люди, портреты которых Вы писали?
— В Тарусе десять лет назад я написал портрет дипломата, потомка Пушкина Вадима Борисовича Козьмина-Бороздина. Мы дружили, проводили выставки в саду у него на даче под Тарусой.
Есть портрет Николая Коншина, потомка известного серпуховского фабриканта. Я подарил эту работу Серпухову на 685‑й День города, она хранится в Музейно-выставочном центре.
Я пишу портреты интересных мне людей, жителей округа. Благодаря работе в «Мансарде» появляется больше женских и детских портретов.
Для меня важно не сделать человека похожим и узнаваемым, а создать образ, на который будет интересно смотреть по прошествии многих лет. Где-то я заостряю внимание и усиливаю черты, которые обычно скрывают и сглаживают, это гротеск. Не каждый соглашается мне позировать, но меня это не беспокоит.
Образование дает уверенность и опыт
— Вы родились в творческой семье. Ваша судьба стать художником была предопределена?
— Родители всегда были для меня примером, мне нравился их образ жизни. При этом я сам четко знал, что хочу получить классическое художественное образование. После девятого класса поехал поступать в Абрамцевское художественное училище, но мне там не понравилось. В Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года я поступил только с четвертой попытки. Мне было очень интересно учиться среди единомышленников, где меня понимали. Мы вместе ходили на этюды и выставки, среди нас были и те, кто поступил с пятого раза. На четвертом курсе начались выезды на практику. Я побывал за Полярным кругом в Мурманской области, где мы писали белые ночи на Белом море.
В Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова на бюджетное отделение я поступил со второй попытки. В первый раз не хватило трех баллов для бюджета, и я, отучившись год платно, поступил заново на первый курс. Это была важная для художника ежедневная практика — занятия рисунком и живописью на протяжении 7 лет. Я окончил вуз в 33 года. У меня получилось 17 лет непрерывного профессионального образования: 5 лет — в художественной школе, 5 — в училище и 7 лет в институте.
«Творческая география» Федора Помелова
— Ваши работы хранятся в сорока четырех музеях России. Как Вы добились такого успеха?
— В основном так вышло потому, что меня приглашают на пленэры в самые разные уголки страны. Предложения поступают от Союза художников России или от музеев. Нередко условием участия является предоставление одной или нескольких работ в фонд музея. Я всегда рад таким приглашениям. В течение пары недель пишутся пейзажи. У меня получается поучаствовать в восьми-десяти пленэрах за год. Я бывал в Ивановской, Костромской, Курской, Белгородской, Владимирской, Нижегородской областях.
— Какие поездки особенно запомнились в этом году?
— Весной я был на Северном Кавказе в Кабардино-Балкарии, куда меня пригласили в дом отдыха. Между процедурами писал окрестности в течение трех недель. Очень впечатлило Приэльбрусье.
В марте жил в женском монастыре в Угличе в Ярославской области. На этом пленэре собрались хорошие художники, мы очень плодотворно поработали.
В Костромской области в октябре побывал в селе Красное на Волге. Мы проводили там мастер-классы для школьников и студентов, затем организовали выставку в Доме культуры.
Из года в год приглашают в одни и те же места, например, в Заволжск в Ивановской области, в Вязьму.
— Как получилось, что Ваши картины хранятся в частных коллекциях и музеях за границей?
— Я побывал во Франции, Америке, Китае, Италии, Финляндии и других странах. Это были не просто путешествия, ведь я всегда беру с собой этюдники и краски. Появлялись почитатели моего творчества, приобретали работы. Последняя заграничная поездка состоялась 10 лет назад во Францию.
К этой стране у меня особые чувства. Там творили импрессионисты, постимпрессионисты, любимый мною Винсент Ван Гог. Я впервые побывал во Франции в 1998 году во время туристической поездки по Европе. Позже отправился в Париж в 2002 году. Провел там весь сентябрь. У родителей под Парижем живут друзья, с которыми они познакомились в Протвино еще в начале семидесятых.
В 2009 году я жил в деревушке рядом с городом Монпелье на юге Франции. Здесь прошла моя стажировка в качестве резидента «Дома Эммы». Туда со всего мира съезжаются художники. Один раз в жизни можно пожить там месяц бесплатно, при этом нужно подарить одну работу муниципалитету. Мне повезло: кто-то не приехал, и я жил там два с половиной месяца. Этот старый каменный двухэтажный дом хозяйка когда-то завещала художникам, чтобы они могли творить.
Я привез из Франции много работ, которые периодически показываю на выставках. В 2011 году два месяца жил в Париже, работал в международных мастерских. Это была поездка от Союза художников России. В 2014 году я снова ездил в Париж, отправился туда на автомобиле. За несколько поездок мне удалось увидеть все средиземноморское побережье Франции. Но больше всего меня впечатлил Париж с его потрясающей архитектурой и невероятным количеством музеев.
— Есть ли у Вас место силы?
— Я люблю старинные городки. Одни из любимых — Юрьевец, Кинешма, Гороховец. Меня привлекает архитектура, храмы в неотреставрированном виде. Их стены говорят нам о прошлом и настоящем, хранят в себе историю.
Если говорить о местах силы — это Серпухов и Таруса. Стараюсь запечатлеть старые дома, пока их еще не перестроили или не сломали.
Люблю Протвино. Это мой родной город, и я никогда не хотел куда-то переехать. Возвращаясь из поездок домой, чувствую себя здесь свободным человеком. У меня есть любимые тропы, по которым приятно пройтись в разное время года. Люблю вспоминать приятные моменты из прошлого, из детства. В Протвино я ценю тишину и возможность побыть наедине с самим собой.
Искать вдохновение, чтобы творить
— Каковы Ваши творческие планы на ближайшее время?
— В феврале будет проходить моя выставка в городе Электроугли в Подмосковье. Планирую также поехать на пленэр в Липецкую область, наконец-то побываю в Ельце. Бывает так, что звонят и приглашают куда-то за 2-3 дня до начала, и я с радостью соглашаюсь.
— Что Вы хотели бы сказать в напутствие молодым начинающим художникам?
— Я хотел бы отметить важность получения художественного образования. А уже отучившись, можно искать себя, свою тему и стиль. Образование дает любому художнику свободу творчества и самовыражения, уверенность и нужную практику.
Стоит задуматься: почему художник должен быть любителем? Если врач лечит тело, то живопись врачует душу. Для такой важной миссии стоит обучаться несколько лет, чтобы художник умел выразить на холсте то, что он считает нужным.
— Как художнику найти свой стиль?
— Нужно искать тот язык, который поможет изобразить то, что хочется «сказать». Важно учиться замечать красоту не только в очевидных сюжетах, которые кажутся красивыми всем, но и стремиться показать даже что-то обыденное с нового ракурса. Тогда у зрителей будет возможность поразмышлять, придумать свою историю, смотря на картину.
Посоветую больше смотреть: посещать выставки в музеях и галереях в разных городах. При этом не работать «в стол» и «не вариться в собственном соку», а показывать свое творчество, участвовать в групповых выставках, общаться с единомышленниками, подсматривать, что пишут другие, учиться принимать критику от профессионалов.
Не стоит бояться того, чтобы получить высшее художественное образование в 25-30 лет. Это происходит уже намного более осознанно, если сравнивать с поступлением в вуз сразу после школы.
Получив образование, важно найти в себе силы продолжить работать самостоятельно. Ведь после того, как учеба окончена, уже нет обязательств, и нужно искать вдохновение, чтобы дальше творить.