Архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий рассказал о том, как нужно готовиться к Великому посту
Поделиться
Праздник Сретения Господня занимает особое место в православной традиции, символизируя встречу Ветхого и Нового Заветов и служа важной вехой в подготовке к Великому посту. Этот день знаменует переход от одного этапа духовной жизни к другому, открывая перед верующими возможность переосмыслить свои поступки и укрепить веру. Об истории и значении этого важного православного праздника, а также о том, что такое подготовительные недели к Великому посту и зачем они нужны, мы побеседовали с архиепископом Аксием, управляющим Подольской епархией.
Фото: пресс-служба администрации Г.о.Серпухов
Встреча с Богом
— Православные верующие пятнадцатого февраля отметили важный праздник — Сретение Господне. Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о нем.
— Это важный праздник, входящий в число двенадцати великих праздников, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа и Божией Матери. События Сретения Господня уходят корнями в Ветхий Завет, когда старец Симеон, будучи переводчиком текста Ветхого Завета, натолкнулся на фразу: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Эти слова вызвали у него недоумение, ведь казалось невозможным, чтобы дева могла родить ребенка, оставаясь при этом девственной. За это сомнение в вере Бог даровал ему долгие годы жизни — целых триста шестьдесят лет, чтобы он мог дожить до встречи с обещанным Спасителем.
Встреча между младенцем Христом и старцем Симеоном произошла в храме Иерусалима. Родители Иисуса, Мария и Иосиф Обручник, принесли Его туда, следуя закону Моисееву, который гласил, что каждый первенец мужского пола должен быть посвящен Богу. Хотя Христос, будучи самим Законодателем, не нуждался в исполнении этого закона, тем не менее Он исполнил его, как и многие другие законы в течение Своей земной жизни.
Эта встреча глубоко символична: она знаменует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Старец Симеон, взяв младенца Христа на руки, произнес пророческие слова, ставшие основой христианского богослужения: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».Фото: пресс-служба администрации Г.о.Серпухов
— Сретение Господне символизирует переход в новую эпоху. В этот день люди стремятся встать на путь исправления, оставляя злость и темные мысли позади, чувствуя приближение Великого православного поста. Для чего нужны подготовительные недели перед ним и что они дают православному христианину?
— Церковь действительно постепенно и осторожно готовит нас к этому особому периоду в жизни христианина — Великому посту. Структура богослужений меняется, становится меньше пения и больше чтений. Торжественности, характерной для праздничных дней, уже нет, звучат покаянные стихиры, создается особая атмосфера, способствующая размышлению о внутреннем состоянии души.
Мы часто погружены в повседневные заботы, переживания, скорби и страдания, которые, хотя и служат поводом для осознания важности духовной жизни, все же мешают нам находить время для общения с Богом. Как говорили святые отцы, важно видеть свет внутри себя, но порой, глядя на свои мысли и поступки, человек понимает, что этот свет утрачен. В такие моменты возникает вопрос: где тот свет, который старец Симеон узрел в младенце Христе?
Этот невещественный свет должен пребывать в нашем сердце, наполнять нас радостью и стремлением помогать другим. Однако из-за множества забот и суеты современного мира мы теряем эту способность. Когда человек приходит в первые дни Великого поста в храм, мерцание лампад, свечи, тихое пение создают особую атмосферу, помогающую сосредоточиться на собственной жизни, осознать необходимость внутреннего изменения.
Самообман — одна из проблем современного общества. Вместо того чтобы стремиться к самосовершенствованию, мы часто ищем недостатки в окружающих, оправдывая собственные слабости. Подготовка к Великому посту помогает нам задуматься о своем духовном росте, о том, каким путем следовать, чему подражать. Именно в это время мы можем пересмотреть свою жизнь и поставить перед собой новые цели, стремясь приблизиться к идеалам, предлагаемым церковью.
Раньше люди не представляли своей жизни без церкви. В воскресенье ходили в храм, слушали Евангелие и проповеди священника, получая важные наставления на предстоящую неделю. После службы люди старались воплотить услышанное в жизнь, размышляя о духовных вопросах и принимая решения, которые влияли на их поведение.
Однако сейчас ситуация изменилась. Теперь многие посещают храм лишь несколько раз в год — например, на Крещение за святой водой, на Пасху для освящения куличей или в Великую субботу. Такие редкие визиты не позволяют полноценно ощутить всю глубину духовной жизни. Особенно остро это ощущается в постные периоды, когда человеку предоставляется уникальная возможность задуматься о смысле своей жизни, о правильности поступков и о духовном развитии. Господь призывает нас к таким размышлениям, чтобы мы могли глубже понять свое предназначение и жить в гармонии с верой.Фото: пресс-служба администрации Г.о.Серпухов
Путь к смирению
— Владыка, скажите, почему люди чаще всего приходят в храм и обращаются к Богу только тогда, когда сталкиваются с трудностями? Почему, когда все хорошо, мы находим тысячи причин, чтобы не прийти, но стоит случиться беде, как сразу находим время для молитвы?
— Вы абсолютно правы в своих наблюдениях. Это связано с особенностями человеческой психологии. Когда у человека все благополучно: хорошая работа, стабильный доход, уважение окружающих — ему кажется, что он добился всего лишь собственными силами. Человек начинает чувствовать себя важным, полагая, что его успехи — результат исключительно личных усилий. В этом есть доля истины, ведь достижения требуют труда. Но беда приходит неожиданно, и вдруг оказывается, что все те, кто вчера окружали в радости, сегодня куда-то исчезли. Человек чувствует одиночество и боль утраты и только тогда обращается к Богу.
С одной стороны, это естественно для человеческой природы. Но с другой стороны, если бы мы понимали, что все, что мы имеем, дано нам свыше, возможно, наше отношение изменилось бы. Господь посылает испытания не только в виде трудностей, но и в форме богатства или власти. Эти блага тоже проверяют нашу душу: сможем ли мы сохранить скромность и доброту, когда обладаем могуществом? Многие проходят через «огонь и воду», но не выдерживают испытаний «медными трубами» — соблазнами власти и богатства.
Важно помнить, что все происходящее в нашей жизни — это Божье провидение. Если мы обретем богатство, оно должно служить не только нам, но и ближним. Если постигнут скорби, нельзя впадать в отчаяние, а нужно искать утешение в молитве и надежде на Бога. Без Него переносить тяжелые жизненные обстоятельства практически невозможно. Преподобный Амвросий учил: «Держи голову низко, а сердце высоко». Это значит, что нужно оставаться скромным, но возвышать свое сердце к Богу. Только так мы сможем правильно воспринимать жизненные испытания и действовать достойно.
Время примирения
— Расскажите, пожалуйста, какие правила следует соблюдать на третьей подготовительной неделе перед Великим Постом, известной как Мясопустная или Сырная неделя, которую в народе называют Масленицей?
— Сырная неделя — это последняя неделя перед началом Великого Поста, предшествующая Прощеному воскресенью. В этот период запрещается употребление мяса, но допускается молочная пища и рыба. Литургии в среду и пятницу не совершаются, что символизирует постепенную подготовку к посту.
Воскресенье перед постом называется Прощеным днем, когда мы просим прощения друг у друга. Современная традиция заключается в обмене сообщениями в социальных сетях и мессенджерах с просьбой о прощении. Это хорошее начинание, но важнее просить прощения лично у тех, перед кем чувствуешь настоящую вину. Нужно проявлять смирение и идти на примирение, даже если это трудно. Как сказано в Евангелии: «Если ты приносишь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
Иногда отношения с близкими могут оказаться разрушительными, и тогда общение следует ограничить. Но главное — не держать зла в сердце. Часто мы испытываем негативные эмоции и высказываем их, даже если ситуация давно разрешена. Однако силу слов можно контролировать. Вместо осуждения стоит говорить спокойно и молиться за тех, с кем произошел конфликт. Такой подход соответствует настоящему христианскому духу.
Все подготовительные недели перед Великим постом: неделя Мытаря и Фарисея, неделя о Блудном Сыне, Мясопустная неделя помогают настроить человека на истинный христианский уклад жизни. Важно в первую очередь обращать внимание на свое сердце и душу.
«Стоит начать с малого»
— Владыка, какое наставление Вы можете дать тем, кто впервые решил держать Великий пост?
— Во-первых, нужно понимать, что пост — это не только ограничение в еде. Многие ошибочно полагают, что в пост нельзя ничего вкушать, но это не так. Нельзя употреблять только скоромную пищу: мясо, рыбу, молочные продукты и яйца. Все остальное разрешено. Если подсчитать количество постных дней в году, окажется, что их больше половины, включая четыре больших поста и посты в среду и пятницу.
Однако важнее бороться со страстями. Например, если человек привык проводить много времени в социальных сетях, можно постараться воздерживаться от этого. Ограничение в пище — это самое простое ограничение, но это не единственная цель поста. Кто решился попоститься, может начать с первой, четвертой (Крестопоклонной) или последней (Страстной) недели. Важно учитывать свое здоровье и советоваться со священником.
Главное — стремиться к духовному очищению: меньше осуждать, меньше говорить лишнего, относиться к окружающим с добром. Когда человек начинает поститься, искушения усиливаются, но это знак, что он на правильном пути. Изменить свою жизнь нелегко, но стоит начинать с малого, постепенно двигаясь вперед.