— Роман Владимирович, как вам новая должность? Чувствуете силы двигаться в намеченном направлении?
— Я пришел сюда, уже имея опыт в сфере жилищно-коммунального хозяйства, — работал по этому направлению более пяти лет. Мой общий трудовой стаж начался в 2003 году. По окончании института я работал в достаточно сложной отрасли — в структурах Газпрома. Занимал инженерные должности, и опыт руководящей работы там тоже был. Так что есть и силы, и желание работать эффективно.
— Придя на новую должность, вы сразу вызвали к себе повышенный интерес. Одно из первых ваших решений — переезд предприятия в новое помещение. Чем это вызвано?
— Наш переезд связан с тем, что оплата за аренду невыгодна, так как составляет более ста тысяч рублей в месяц. Я как руководитель посчитал, что это лишняя трата денег. Да и не вижу никакого основания для нахождения муниципального предприятия в частном здании. У нас есть свои помещения по адресам: В2, В22, В29. Часть сотрудников разместили в помещении, предоставленном администрацией без арендной платы, а это уже экономия. На В2 разместим сотрудников по работе с населением, на В29 тех, кто будет принимать и отрабатывать заявки. Это удобно и для жителей, и для нас в плане оперативности работы.
— Прошло почти два месяца со дня вашего вступления в должность. Уже сделаны какие-то выводы, намечены задачи по реализации?
— Уже удалось вникнуть обстоятельно практически во все вопросы и проблемы. На сегодняшний момент оценка ситуации на предприятии на три с минусом.
— Чем это определяется?
— Я исхожу из экономических показателей. По организационной структуре возникают вопросы. В штатном расписании и структурной схеме предприятия нет сотрудников, которые могли бы ответить мне на сложные технические вопросы. Я уже не говорю о том, чтобы принимать работы у подрядных организаций, которые осуществляют техническое обслуживание, текущий ремонт и содержание. Мы изменили штатное расписание, ввели и еще введем в штат дополнительных сотрудников. Меня укоряют, что я раздуваю штат, но это не так. Необходимо улучшить контроль за работой не только своих подразделений, но и подрядных организаций. Это нужно для того, чтобы уменьшить количество жалоб жителей. Сейчас они есть и это плохо.
— Увеличение штата и, соответственно, расходов не скажется ли на потребителях?
— Ни в коем случае! Роста тарифов, чтобы покрыть эти расходы, не будет.
— Возвращаясь к вопросу контроля, приведите, пожалуйста, конкретный пример.
— Например, сотрудники подрядной организации, занимающейся техническим обслуживанием, сами у себя принимают работы: подписывают у жителей акты. Но кроме подписи руководителя МУПа, должна быть фактическая приемка, для этого и нужны сотрудники, которые будут принимать работы.
— Многих волнует проблема закрытия выполненных работ подрядными организациями и оплаты за эти работы. В ваш адрес звучат обвинения, что вы не хотите платить. В чем тут дело?
— Я хочу платить, но… Договоры были заключены в прошлом году. По ним предусмотрено оформление актов выполненных работ по форме КС2 и КС3, должны быть сметы. К сожалению, за последние полтора месяца подрядные организации мне предоставили только финансовые акты, а в них не прописаны выполненные работы. У меня нет оснований платить подрядчикам, нет исполнительной документации. Мне же потом отчитываться перед жителями. А если у меня нет документации, как я смогу это сделать?
— Но ведь данная ситуация может отразиться на простых сотрудниках этих организаций. Например, задержка зарплат.
— Да, ко мне уже обращались по этому вопросу. Люди говорили о том, что происходит задержка зарплат, попытки сокращения сотрудников. Здесь я могу апеллировать только к руководству этих организаций: необходимо вовремя подготавливать всю документацию по выполненным работам и вовремя ее предоставлять. Я не снимаю с себя обязанности по оплате, но с их стороны выполнение работ должно быть оформлено соответственно. Я считаю неправильным, что страдают рядовые сотрудники. Коллективы надо сохранять, потому что они трудоспособные, за каждым работником стоят семьи, и ссылаться на то, что кто-то не платит денег — это неправильно.
— Но может быть, есть некий компромисс?
— Поверьте, мы платим. За май организациям оплачено авансом. Неоплата произошла только в части тех работ, которые не были подтверждены отчетной документацией. Однако оплату авансом я считаю неправильной, потому что она не гарантирует того, что подрядчик сможет отчитаться за работы. А мы как МУП не сможем отчитаться перед жителями. Я провел анализ и частичную инвентаризацию документации и не увидел ни одного акта выполненных работ за все время действия договоров. Считаю это грубым нарушением. Сейчас мы проводим уже масштабную инвентаризацию отчетной и технической документации, бухгалтерии, основных средств и наших обязательств по кредиторской и дебиторской задолженностям.
— У жителей в последнее время возникали нарекания по качеству уборки подъездов в многоквартирных домах. С чем это связано?
— Это связано также с подрядными организациями. За май прошло шесть плановых и внеплановых проверок Госжилинспекции. Смотрели качество уборки подъездов в связи с противоэпидемическими мероприятиями. Все проверки закончились негативом: ни одного подъезда из числа проверенных не было охарактеризовано с положительной стороны. Выявлены: некачественная уборка, плохое содержание внутридомовых инженерных сетей. Мне как руководителю было реально стыдно за состояние подъездов. В настоящее время уборка проводится по графику, но мы все еще выявляем нарушения.
— Кроме уборки, какие еще проблемы по содержанию многоквартирных домов?
— По техническому обслуживанию есть нарекания: содержание электрощитового оборудования и сетей интернет-провайдеров, отопительных приборов, конструктивных элементов, окраска стен. Госжилинспекция сейчас из-за режима ограничений не накладывает штрафы. А если бы это было в обычное время, то мы разорились бы на штрафах.
— А что насчет дезинфекции подъездов? Жители сетуют: где-то она проводится не как положено, где-то излишне заливают подъезды специальным раствором…
— Мы на такие обращения реагируем оперативно. Уже написана претензия в подрядную организацию. Она ответила достаточно быстро, но и с себя мы не снимаем ответственности. В наш адрес ни одной письменной жалобы не поступало. Было несколько устных, по телефону, в соцсетях, на портале «Добродел». Мы все жалобы отрабатываем. Наши сотрудники проверяют, привлекаем жителей, старших по подъездам. Сейчас у нас график, в соответствии с которым старшие по дому могут сами убедиться в проведении дезинфекции. Им будут предоставлены сертификаты на оборудование и дезсредства, копии регламента, координаты подрядных организаций и ответственных. В индивидуальном порядке готов принять любого, выехать по адресу и проконтролировать ход работ по дезинфекции.
— Еще один вопрос часто задают люди: почему договор на санитарную обработку заключен не с прежним подрядчиком?
— Мы заключили контракт в соответствии с законодательством, потому что эта компания предоставила нам наименьшее ценовое предложение. Естественно, прежде чем заключать договор, мы удостоверились, что помимо цены они обладают всеми силами и средствами для проведения данных работ. Мы пытались контактировать с компанией «Чистый двор», которая ранее обслуживала дома, но получили отказ.
— Вернемся к кадровой политике. Люди опасаются возможной ситуации, что в Пущино в результате конкурсных процедур «зайдут» организации из других муниципалитетов и при этом пущинцы потеряют работу.
— Гарантировать, что конкурс выиграет та или иная компания, я не могу. Скажу только одно: независимо от того, какая организация выиграет конкурс, я сделаю все возможное, чтобы жители Пущино сохранили рабочие места. Жаль, что у нас не получается диалог с компанией «Чистый двор», с руководством которой мы лично практически не встречаемся, а только ведем деловую переписку, хотя я проявляю инициативу личных встреч. Они знают, что у нас заканчиваются договорные отношения, есть финансовые трения, но не предпринимают никаких действий, чтобы продлить сотрудничество. Я инициировал встречу с руководством и сотрудниками, чтобы решить все возникшие вопросы и проблемы
— Каковы перспективы предприятия?
— Экономические показатели пока вызывают опасения. Я оперирую данными, которые есть в наличии — аналитический отчет аудиторской компании за прошлый год. Выводы аудиторов неутешительны. Итоговая рейтинговая оценка финансового состояния характеризуется как очень плохая. Цитирую: «Значение текущего показателя говорит о высокой вероятности банкротства МУП ЖКХ». И это пишут аудиторы, не мной нанятые. Договор с ними был заключен задолго до меня. Мне непонятна ситуация с дебиторской задолженностью за прошлый год: то ли она была списана, то ли произошла ошибка в бухгалтерской отчетности. Из нее исчезло куда-то порядка 100 миллионов. А ведь дебиторская задолженность — это же наш актив. Я не увидел документов по погашению кредиторской задолженности. Аудиторы тоже этого не увидели, соответственно это недостоверные факты в отчетности.
— Что можно и нужно предпринять?
— Не хочу пугать ни жителей, ни сотрудников. Я думаю, что ситуация поправима. Еще хочу отметить, что я выявил несколько фактов, которые, по-моему мнению, недопустимы с точки зрения ведения хозяйственной деятельности предприятия. Обнаружилось несколько нарушений закона. И я направил ряд заявлений в правоохранительные органы, чтобы была дана правовая оценка действий, которые были совершены до меня.
— Давайте закончим наш разговор на оптимистичной ноте: какой у вас настрой?
— Будем работать, исправлять ситуацию и добиваться прозрачности нашей деятельности, чтобы мы смогли за каждый потраченный рубль отчитаться. Это наша цель, наша задача.