Как вывести МУП ЖКХ г.о. Пущино на более высокий уровень по показателям эффективности

Чуть менее двух месяцев назад на должность директора МУП ЖКХ г.о. Пущино был назначен Роман Рязанцев. За неполные два месяца руководства предприятием Роман Владимирович проявил себя как человек, который имеет четкую цель: наладить ситуацию и разрешить если не все, то большинство проблем.   

Как вывести МУП ЖКХ г.о. Пущино на более высокий уровень по показателям эффективности
Фото пресс-службы администрации городского округа Пущино

— Роман Владимирович, как вам новая должность? Чувствуете силы двигаться в намеченном направлении?

— Я пришел сюда, уже имея опыт в сфере жилищно-коммунального хозяйства, — работал по этому направлению более пяти лет. Мой общий трудовой стаж начался в 2003 году. По окончании института я работал в достаточно сложной отрасли — в структурах Газпрома. Занимал инженерные должности, и опыт руководящей работы там тоже был. Так что есть и силы, и желание работать эффективно.

— Придя на новую должность, вы сразу вызвали к себе повышенный интерес. Одно из первых ваших решений — переезд предприятия в новое помещение. Чем это вызвано?

— Наш переезд связан с тем, что оплата за аренду невыгодна, так как составляет более ста тысяч рублей в месяц. Я как руководитель посчитал, что это лишняя трата денег. Да и не вижу никакого основания для нахождения муниципального предприятия в частном здании. У нас есть свои помещения по адресам: В2, В22, В29. Часть сотрудников разместили в помещении, предоставленном администрацией без арендной платы, а это уже экономия. На В2 разместим сотрудников по работе с населением, на В29 тех, кто будет принимать и отрабатывать заявки. Это удобно и для жителей, и для нас в плане оперативности работы.

— Прошло почти два месяца со дня вашего вступления в должность. Уже сделаны какие-то выводы, намечены задачи по реализации?

— Уже удалось вникнуть обстоятельно практически во все вопросы и проблемы. На сегодняшний момент оценка ситуации на предприятии на три с минусом.

— Чем это определяется?

— Я исхожу из экономических показателей. По организационной структуре возникают вопросы. В штатном расписании и структурной схеме предприятия нет сотрудников, которые могли бы ответить мне на сложные технические вопросы. Я уже не говорю о том, чтобы принимать работы у подрядных организаций, которые осуществляют техническое обслуживание, текущий ремонт и содержание. Мы изменили штатное расписание, ввели и еще введем в штат дополнительных сотрудников. Меня укоряют, что я раздуваю штат, но это не так. Необходимо улучшить контроль за работой не только своих подразделений, но и подрядных организаций. Это нужно для того, чтобы уменьшить количество жалоб жителей. Сейчас они есть и это плохо.

— Увеличение штата и, соответственно, расходов не скажется ли на потребителях?

— Ни в коем случае! Роста тарифов, чтобы покрыть эти расходы, не будет.

— Возвращаясь к вопросу контроля, приведите, пожалуйста, конкретный пример.

— Например, сотрудники подрядной организации, занимающейся техническим обслуживанием, сами у себя принимают работы: подписывают у жителей акты. Но кроме подписи руководителя МУПа, должна быть фактическая приемка, для этого и нужны сотрудники, которые будут принимать работы.

— Многих волнует проблема закрытия выполненных работ подрядными организациями и оплаты за эти работы. В ваш адрес звучат обвинения, что вы не хотите платить. В чем тут дело?

— Я хочу платить, но… Договоры были заключены в прошлом году. По ним предусмотрено оформление актов выполненных работ по форме КС2 и КС3, должны быть сметы. К сожалению, за последние полтора месяца подрядные организации мне предоставили только финансовые акты, а в них не прописаны выполненные работы. У меня нет оснований платить подрядчикам, нет исполнительной документации. Мне же потом отчитываться перед жителями. А если у меня нет документации, как я смогу это сделать? 

— Но ведь данная ситуация может отразиться на простых сотрудниках этих организаций. Например, задержка зарплат.

— Да, ко мне уже обращались по этому вопросу. Люди говорили о том, что происходит задержка зарплат, попытки сокращения сотрудников. Здесь я могу апеллировать только к руководству этих организаций: необходимо вовремя подготавливать всю документацию по выполненным работам и вовремя ее предоставлять. Я не снимаю с себя обязанности по оплате, но с их стороны выполнение работ должно быть оформлено соответственно. Я считаю неправильным, что страдают рядовые сотрудники. Коллективы надо сохранять, потому что они трудоспособные, за каждым работником стоят семьи, и ссылаться на то, что кто-то не платит денег — это неправильно.

— Но может быть, есть некий компромисс?

— Поверьте, мы платим. За май организациям оплачено авансом. Неоплата произошла только в части тех работ, которые не были подтверждены отчетной документацией. Однако оплату авансом я считаю неправильной, потому что она не гарантирует того, что подрядчик сможет отчитаться за работы. А мы как МУП не сможем отчитаться перед жителями. Я провел анализ и частичную инвентаризацию документации и не увидел ни одного акта выполненных работ за все время действия договоров. Считаю это грубым нарушением. Сейчас мы проводим уже масштабную инвентаризацию отчетной и технической документации, бухгалтерии, основных средств и наших обязательств по кредиторской и дебиторской задолженностям.

— У жителей в последнее время возникали нарекания по качеству уборки подъездов в многоквартирных домах. С чем это связано?

— Это связано также с подрядными организациями. За май прошло шесть плановых и внеплановых проверок Госжилинспекции. Смотрели качество уборки подъездов в связи с противоэпидемическими мероприятиями. Все проверки закончились негативом: ни одного подъезда из числа проверенных не было охарактеризовано с положительной стороны. Выявлены: некачественная уборка, плохое содержание внутридомовых инженерных сетей. Мне как руководителю было реально стыдно за состояние подъездов. В настоящее время уборка проводится по графику, но мы все еще выявляем нарушения.

— Кроме уборки, какие еще проблемы по содержанию многоквартирных домов?

— По техническому обслуживанию есть нарекания: содержание электрощитового оборудования и сетей интернет-провайдеров, отопительных приборов, конструктивных элементов, окраска стен. Госжилинспекция сейчас из-за режима ограничений не накладывает штрафы. А если бы это было в обычное время, то мы разорились бы на штрафах.

— А что насчет дезинфекции подъездов? Жители сетуют: где-то она проводится не как положено, где-то излишне заливают подъезды специальным раствором…

— Мы на такие обращения реагируем оперативно. Уже написана претензия в подрядную организацию. Она ответила достаточно быстро, но и с себя мы не снимаем ответственности. В наш адрес ни одной письменной жалобы не поступало. Было несколько устных, по телефону, в соцсетях, на портале «Добродел». Мы все жалобы отрабатываем. Наши сотрудники проверяют, привлекаем жителей, старших по подъездам. Сейчас у нас график, в соответствии с которым старшие по дому могут сами убедиться в проведении дезинфекции. Им будут предоставлены сертификаты на оборудование и дезсредства, копии регламента, координаты подрядных организаций и ответственных. В индивидуальном порядке готов принять любого, выехать по адресу и проконтролировать ход работ по дезинфекции.

— Еще один вопрос часто задают люди: почему договор на санитарную обработку заключен не с прежним подрядчиком?

— Мы заключили контракт в соответствии с законодательством, потому что эта компания предоставила нам наименьшее ценовое предложение. Естественно, прежде чем заключать договор, мы удостоверились, что помимо цены они обладают всеми силами и средствами для проведения данных работ. Мы пытались контактировать с компанией «Чистый двор», которая ранее обслуживала дома, но получили отказ.

— Вернемся к кадровой политике. Люди опасаются возможной ситуации, что в Пущино в результате конкурсных процедур «зайдут» организации из других муниципалитетов и при этом пущинцы потеряют работу.

— Гарантировать, что конкурс выиграет та или иная компания, я не могу. Скажу только одно: независимо от того, какая организация выиграет конкурс, я сделаю все возможное, чтобы жители Пущино сохранили рабочие места. Жаль, что у нас не получается диалог с компанией «Чистый двор», с руководством которой мы лично практически не встречаемся, а только ведем деловую переписку, хотя я проявляю инициативу личных встреч. Они знают, что у нас заканчиваются договорные отношения, есть финансовые трения, но не предпринимают никаких действий, чтобы продлить сотрудничество. Я инициировал встречу с руководством и сотрудниками, чтобы решить все возникшие вопросы и проблемы

— Каковы перспективы предприятия?

— Экономические показатели пока вызывают опасения. Я оперирую данными, которые есть в наличии — аналитический отчет аудиторской компании за прошлый год. Выводы аудиторов неутешительны. Итоговая рейтинговая оценка финансового состояния характеризуется как очень плохая. Цитирую: «Значение текущего показателя говорит о высокой вероятности банкротства МУП ЖКХ». И это пишут аудиторы, не мной нанятые. Договор с ними был заключен задолго до меня. Мне непонятна ситуация с дебиторской задолженностью за прошлый год: то ли она была списана, то ли произошла ошибка в бухгалтерской отчетности. Из нее исчезло куда-то порядка 100 миллионов. А ведь дебиторская задолженность — это же наш актив. Я не увидел документов по погашению кредиторской задолженности. Аудиторы тоже этого не увидели, соответственно это недостоверные факты в отчетности.

— Что можно и нужно предпринять?

— Не хочу пугать ни жителей, ни сотрудников. Я думаю, что ситуация поправима. Еще хочу отметить, что я выявил несколько фактов, которые, по-моему мнению, недопустимы с точки зрения ведения хозяйственной деятельности предприятия. Обнаружилось несколько нарушений закона. И я направил ряд заявлений в правоохранительные органы, чтобы была дана правовая оценка действий, которые были совершены до меня.

— Давайте закончим наш разговор на оптимистичной ноте: какой у вас настрой?

— Будем работать, исправлять ситуацию и добиваться прозрачности нашей деятельности, чтобы мы смогли за каждый потраченный рубль отчитаться. Это наша цель, наша задача.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 24 июня 2020

Заголовок в газете: Отчитаться за каждый рубль