В январе 2021 года Федеральная налоговая служба приступила к реализации отраслевого проекта «Общественное питание». Цели проекта направлены на обеление данной сферы бизнеса, обеспечение интересов и защиты прав потребителей услуг общепита.
В ходе реализации отраслевого проекта предстоит определить причины, способствующие сокрытию денежной выручки в данной сфере деятельности, и предложить механизм вывода предприятий общественного питания из теневого сектора экономики.
Юридические лица и предприниматели, оказывающие услуги общепита обязаны применять онлайн-кассы. Однако, не все соблюдают требования законодательства. Имеют место случаи, когда клиенту предлагается оплатить оказанную услугу наличными или совершить перевод денежных средств по телефону, на банковскую карту – что является прямым нарушением действующего законодательства. На первом этапе проекта налоговые органы выявляют нарушителей порядка применения ККТ, в том числе посредством постоянного мониторинга расчетов. Проверки будут проводиться только в отношении «недобросовестного» бизнеса, не фиксирующего выручку через контрольно-кассовую технику в полном объеме.
При планировании контрольных мероприятий налоговые органы ориентируются и на общественный контроль. Любой покупатель может проверить выданный чек на корректность в мобильном приложении «Проверка чеков» и при обнаружении нарушений сообщить в налоговую службу. Если ему откажут в выдаче чека или он найдет в нем несоответствия, то через этот же сервис может направить жалобу в ФНС России.
Проверить кассовый чек можно двумя способами:
• посредством сканирования QR-кода, напечатанного на кассовом чеке (с использованием камеры мобильного устройства);
• путем введения платежных данных вручную по предложенной форме (все данные для ввода размещены на кассовом чеке).
Налоговая служба призывает организации общепита не допускать нарушения законодательства о применении ККТ.
Штрафные санкции за нарушения законодательства о применении ККТ предусмотрены ст. 14.5 КоАП РФ.