«Медовый сад»
Хозяйство Ивана Козярского — пасека «Медовый сад» расположено в трех локациях. Одна из них — в серпуховском округе. Точки (места, где установлены ульи) расположены на лесных полянах, вблизи заливных лугов. Живописные овраги со значительным перепадом высот, словно мини-горы, способствуют созданию особого микроклимата. Южный склон к реке Наре с севера закрыт, хорошая влажность, потому что родники бьют, солнце пригревает.
Пчелы начинают работать, собирать пыльцу в апреле– начале мая, когда зацветают сережки на лещине, и заканчивают облет территории к середине октября.
Главный взяток обычно завершается до 15 августа. Но в этом году пчелы продолжали брать нектар до конца последнего летнего месяца, потому что медоносы не перестали цвести. Природа наших мест уникальная, создает особые условия для того, чтобы пчелы могли «производить» мед с неповторимым вкусом. В окрестностях Серпухова более ста видов медоносных растений. В этом году у нас даже цвел лесной дягиль! Это очень богатая «база» для пчел. А вкус меда формируется как раз в зависимости от нее.
Кроме пасеки в г. о. Серпухов, у Ивана Козярского есть еще две: в Орловской области, на границе с Липецкой, и в районе Горячего ключа, на Кавказе. Всего производится более десяти сортов меда. В нашей местности это майский, липовый, разнотравье и золотарник — осенний мед. Может быть, в этом сезоне будет люцерна. В планах: донник, эспарцет — мед, который особенно полезен для женского организма, фацелия.
О пчелах с любовью
Пчелы — существа интеллектуальные, они способны принять решение, с какого растения брать взяток. Да и в окружающей их жизни — сплошная математика, везде точный расчет. Соты представляют собой невероятные жесткие конструкции, которые пчелы возводят из воска. Эти строения выдерживают нагрузки до 10 килограмм!
Эксперты утверждают, что на нашем столе 80% продуктов своим существованием обязаны напрямую или опосредованно пчелам. Фрукты, многие зерновые, подсолнечник, рапс — это энтомофильные растения, то есть опыляемые насекомыми. А чем питаются коровы, дающие «правильное» молоко? Они едят клевер, фацелию.
Если пчелы не будут работать в нормальном режиме, с продуктами начнутся проблемы, как минимум с ценой на них. Значит, нужно беречь окружающий нас мир с чудесными лесами и лугами, чтобы бушевало разнотравье и цвели сады — все для пчел.
Тружусь я как пчела
В одном улье живет пчелиная семья, которая на пике формы насчитывает 50–60 тысяч особей. У каждой семьи свой характер и хозяйственные признаки: специализация на сбор меда или на пыльцу. Кто-то более покладистый, а другие могут «наказать», если мед отбирают.
Это только со стороны может показаться, что работа на пасеке имеет сезонный характер. Когда пчелы летают, тогда и дел невпроворот. На самом деле, пчеловод находится в процессе круглый год.
К слову, и пчелы зимой не спят, в ульях кипит жизнь. При температуре за бортом ниже 12 градусов они из своего жилища не вылетают. Создают внутри улья температуру до 24 градусов. Детка пчелы выводится при температуре 36–37 градусов. Это температура тела человека.
Насколько все непросто в медовом ремесле, можно понять, узнав, как пчеловоды готовятся к сезону. Липовый мед– это более 30% нектара одноименного дерева. С одного мед не собрать. Медоносная база исчисляется гектарами. У Козярских в хозяйстве — целая роща. К медосбору липы все должны быть готовы: и пчелы, и пчеловод.
В пчелиной семье должно быть необходимое количество летной пчелы, и сот должно быть в достатке. Над этим работают пчеловоды. А еще необходим точный расчет, анализ всех параметров. Если все правильно сделали, можно надеяться на хороший результат.
Дойти до сути
Иван Козярский совершенно уверен, что пчеловодство — «высший пилотаж» сельскохозяйственной отрасли, что-то на грани хозяйства и науки. Чтобы достичь цели, необходимо постоянно мониторить ситуацию, анализировать полученную информацию и корректировать процесс. Поэтому нужны фундаментальные знания.
Плотно пчеловодством он занимается три года. По образованию герой нашего повествования — экономист. Но когда пчеловодство превратилось из хобби в главное дело жизни, Иван окончил курс в Тимирязевской академии. Специальность — пчеловодство. На этом профессиональное образование не закончилось. Супруги Козярские получили дипломы медовых сомелье, пройдя обучение и сдав экзамены в Кубанском государственном университете. Но и на этом наши пчеловоды не остановились, потому что считают, что нужно постоянно учиться, совершенствоваться, экспериментировать и улучшаться.
У каждого сомелье есть своя коллекция
Чтобы понять, в каком направлении развиваться, образец липового меда с серпуховской пасеки представили на конкурс в Московской области и… заняли первое место. Однако это было только первым шагом. Потомственный пчеловод и медовый сомелье Лариса Яковлевна Морева, у которой наши пчеловоды обучались в АПИ-лаборатории при Кубанском университете, попробовала этот образец. Сказала, что мед удивительно хорош, и посоветовала непременно принять участие в конкурсе уровнем повыше. Липовый мед Козярские отправили на конкурс в Башкирию, куда прислали свои продукты пчеловоды из различных регионов России. Было представлено 350 образцов, и мед с пасеки «Медовый сад» занял второе место.
Почему сомелье? И при чем здесь мед? Конкурсы пчеловодов судят медовые сомелье, профессия это особая. Мы знаем, как работают винные сомелье. Когда человек определяет не только, какие сорта винограда использовали для приготовления вина, но и на каком берегу и в каком году он вырос.
Так и медовые сомелье. Они очень хорошо разбираются в меде. Не только могут оценивать качество, но и глубоко понимают технологию создания меда, что с ним происходит в процессе «приготовления» пчелами.
Естественно, специалисты определяют не только монофлерный мед, такой, где явно выражен главный медонос. Они тонко различают особенности купажа. У каждого сомелье есть своя коллекция меда. Например, у Ивана Козярского есть образцы «экзотических» сортов: хлопкового, аккураевого, плюща, молочая.
В России есть Гильдия медовых сомелье, которая своей целью ставит популяризацию пчеловодства и настоящего меда, противодействие различным фальсификациям. Для этого проводятся конференции, профессиональные конкурсы меда. На них пять-семь человек оценивают каждый представленный образец. Уже по внешнему виду и цвету, не открывая банки, сомелье должен сделать первые заметки. Если оценивается мед акации, а цвет у него темный, у специалиста уже возникает вопрос «почему?». Дальше — больше, баллы ставят за консистенцию, вкус, аромат.
После получения оценок от сомелье выбираются кандидаты в призеры, и мед отправляют на лабораторный анализ. Проверяют на присутствие в образце антибиотиков, пестицидов. Интересно, что лабораторный анализ полностью подтверждает наличие в образце тех составляющих купажа, которые определяет квалифицированный медовый сомелье.
«Стараемся меньше мешать пчелам»
Если хотите есть хороший мед, не поленитесь — поезжайте на пасеку. Качество продукта определяется несколькими основными позициями. Первое — где располагается медоносная база? Зона эффективного лета пчел — в радиусе 2,5 км от точки. Смотрим, нет ли рядом мест естественного или искусственного загрязнения. Пасека и точки «Медового сада» находятся в отдалении от сельскохозяйственных угодий и предприятий.
Нужно сказать, что в нашем муниципалитете пчеловоды взаимодействуют со специалистами аграрной отрасли, администрация округа помогает в этом. Сельхозпредприятия предупреждают обо всех обработках участков, чтобы пчел в эти дни не выпускали из ульев.
Далее — соблюдение технологий. Пчелы собирают нектар. Он по консистенции как вода. А мед нужно высушить, довести влажность до 17–20%. Пчелы сушат его крылышками, выстроившись в линейку, продолжая добавлять ферменты. Мед две-три недели должен находиться в улье, чтобы активно проходила ферментация. Каждый год мед особенный, никогда не повторяется, а его свойства зависят от множества природных факторов и медоносных растений.
На пасеке «Медовый сад» максимально придерживаются природных процессов, не мешают пчелам соблюдать технологию. Вот пример: майский мед оказывается в продаже в середине июля. Почему? Потому что для того, чтобы высушить, нужно 2–3 недели. Потом ферментация — столько же. Далее — время на откачку и расфасовку. В этом году майского меда не было в продаже. Было холодно, он весь пошел на еду пчелам.
Наши предки не зря начинали качать мед с 14 августа. При любых погодных условиях пчелы к такому сроку наверняка успевали сделать все, что нужно, и мед был зрелым.
Еще один фактор, влияющий на качество: соблюдение условий содержания пчел, которые любят чистоту. Даже материал улья имеет значение, потому что обеспечить стерильность пчелиного дома непросто. Поэтому для ульев применяют сегодня новейшие материалы, обладающие необходимыми свойствами для использования в пищевом сегменте.
Правда и миф
Бытует мнение, что если мед засахаривается, то пчел кормили сахаром. Строго говоря, пчеловоду это не нужно. На самом деле на кристаллизацию меда влияет соотношение в нем фруктозы и глюкозы. Чем больше фруктозы, тем труднее идет кристаллизация.
Кристаллизация не определяет качество меда. Но следует понимать, что каждый сорт ведет себя по-разному. Например, мед акации практически не кристаллизуется, а просто становится чуть мутнее. Гречишный, наоборот, быстро засахаривается. Поэтому, встретив в продаже в апреле жидкий гречишный мед, точно следует насторожиться: его могли перегреть, чтобы расфасовать. Это действительно плохо. Даже не тем, что при определенной температуре образовываются вещества, вредные для организма. Их будет не больше, чем во многих кондитерских изделиях. В карамельных петушках, например. Важно другое: перегретый мед перестает быть «живым», теряя те качества, которые коренным образом отличают его от других сладостей, те, за которые мы его ценим.
Если нужно разогреть мед, то без потери свойств это можно сделать только при равномерном нагреве и температуре не выше 45 градусов. В домашних условиях сделать это практически невозможно.
Особые свойства дикого меда — еще один миф. Бортничество и пчеловодство существуют очень давно. В отличие от пасечного содержания пчел, бортничество предполагает размещение пчелиных семей в дуплах деревьев. На волне моды на органические продукты интерес к такому виду возрос. Но так называемый дикий мед по составу не отличается от «культурного», произведенного в той же местности. Ведь оба создавали дикие пчелы на одной медоносной базе. У бортевого меда может быть выше степень ферментации просто потому, что его меньше по объему.
Каждый выбирает для себя
На вкус и цвет товарищей нет. Существуют разные сорта меда, отличающиеся и вкусом, и ароматом, и свойствами, которые кому-то полезны, а некоторым по разным причинам вовсе противопоказаны. Ведь есть случаи аллергических реакций, или при сахарном диабете не все сорта меда можно употреблять.
Мед очень близок по составу к плазме крови. Видимо, это обстоятельство тоже играет свою роль в полезности меда для человека. Безусловно, употребление этого удивительного продукта помогает укреплять иммунитет и оказывает разогревающее действие. Но использование его в качестве лекарства — наука, требующая определенных знаний.
Как бы то ни было, если вы выбрали для себя понравившийся сорт и он подходит по особенностям здоровья, суточная норма потребления будет составлять столовую ложку. Как ни крути, мед, прежде всего, — калорийная еда, в составе которой множество активных веществ.
Даже самый лучший мед можно легко испортить, если хранить его неправильно. Мед боится солнечного света, поэтому лучше всего хранить его в темном месте при температуре до 18 градусов. Наиболее подходящая тара — стеклянная банка с плотно закрывающейся крышкой. Срок годности — два года.
Мечты и планы
«Медовый сад» постоянно развивается. Как рассказано выше, пчеловоды планируют осваивать производство новых сортов меда. Для этого будут расширять земельные угодья, чтобы создавать плантации медоносов.
А еще Иван Козярский последовательно делает шаги, выполняя свою миссию:
— Чем большему количеству людей мы дадим знания о правильном меде, о том, как его оценивать, тем будет требовательнее потребитель, а значит пчеловод больше будет думать о качестве.
Иван Козярский читает лекции для жителей нашего городского округа, проводит экскурсии для желающих на территории своего хозяйства в Клейменове. Такие мероприятия проходят и ночью. Пчелы не видят красный свет, и экскурсанты берут в руки специальные фонари.
— Безусловно, в нашем округе производятся прекрасные сорта меда. Совершенно не нужно ехать за тридевять земель за правильным медом. Зачем липовый покупать из Башкирии, если у нас свой — отличный. А мед «лесное луговое разнотравье», произведенный в городском округе Серпухов, лучше подходит местным жителям, потому что растения знакомы нашей иммунной системе, — уверен Иван Козярский.