Почему граждане настойчиво хотят избавиться от своих денег

Практически каждый гражданин считает себя пусть и не умнее других, но уж точно не глупым. И, когда ему говорят: «Осторожно, рядом с вами мошенники!», он вальяжно отвечает, дескать, может, и есть, но не про его честь, да и сам он не первый год замужем, так что сразу же определит ху есть ху. Правда, потом эта «всезнающая» группа людей бежит в полицию с заявлением, требуя в кратчайшие сроки найти тех, кто путем обмана завладел их деньгами и начинает напоминать о своих правах. Но это уже другая история...

Почему граждане настойчиво хотят избавиться от своих денег

Мошенничество было, есть и будет — аксиома. Информационные и телекоммуникационные технологии не стоят на месте, развиваются и методы психологических манипуляций. В итоге у представителей правоохранительных органов работы — непаханое поле. Как показывает статистика, у жертв мошенничества нет определенного возраста, какого-то одного социального статуса и материального положения: от действий преступников может пострадать как бедная старушка, так и успешный предприниматель. Как правило, мошенники работают по шаблонам стандартного мышления будущих жертв, однако все чаще они изобретают более изо-щренные способы обмана, на которые попадаются даже продвинутые молодые люди.

Волшебные три цифры на обороте карты

На мобильный телефон раздается звонок. Высвечивается номер 8-800…(ну или 8-499, 8-495).

— Алло, Сергей Петрович, — доносится с другого конца женский взволнованный голос. — Вас беспокоят из службы безопасности Сбербанка. Сейчас с вашего счета была совершена попытка снятия денежных средств в размере 38 тысяч рублей. Вы производили эту операцию? Мы обеспокоены этим.

И Сергей Петрович, который естественно ничего не производил, сразу же заволновался. Его лоб резко покрывается капельками пота, учащается ритм пульса. Да и сумма какая громадная!

— Нет, я вообще-то сейчас на работе и ничего не снимал, — отвечает тот.

— Мы должны предотвратить действия мошенников. Для этого назовите, пожалуйста, номер вашей карты.

И Сергей Петрович начинает диктовать, в том числе и три волшебные цифры на обороте карты. А потом все его денежки плавно перетекают на счет мнимых сотрудников бе-зопасности Сбербанка.

Заботливый обман

Этот шаблон мошеннического развода имеет массу производных. Так что не беда, если вы не являетесь клиентами Сбербанка, а, к примеру, ВТБ — вас тут же свяжут с сотрудниками службы безопасности банка ВТБ, который на самом деле находится по соседству с мошенником. А потом, проявляя заботу, у вас поинтересуются, были ли подобные прецеденты, передавали ли вы ранее кому-нибудь из третьих лиц номер карты, пин-коды и другие данные. «Гражданина путают-путают, якобы переключают с одного коммутатора на другой. Мошенники — хорошие психологи, они всяческим образом стараются вовлечь в диалог свою потенциальную жертву: чем дольше идет общение, тем легче манипулировать сознанием человека», — рассказывает нашему изданию оперативный сотрудник МУ МВД России «Серпуховское».

Что касается начальных цифр телефона, по которым потенциальная жертва считает, что ей звонят из Москвы, то это очередная уловка. В сегодняшние дни приобрести тот или иной телефонный номер не составляет особого труда. Преступники могут звонить откуда угодно. Но, как показывает практика, дистанционным мошенничеством занимаются граждане, находящиеся территориально на Урале или в Ставропольском и Краснодарском краях, также часто звонят из Кемерово. Они могут обращаться к вам по фамилии, имени и отчеству. Поэтому вполне закономерно, что у потенциальной жертвы складывается ощущение, что общается с представителями банка или со специалистами какой-либо государственной организации. В действительности же он вовлечен в разыгрываемый для него спектакль.

За того парня

На телефон пришло СМС с кодом для доступа в мобильное приложение или интернет-банк. Вы в недоумении, так как ничего не оформляли. Конечно же, так и есть, но мошенники, которые вам тут же позвонили и представились сотрудниками банка, вас уже поймали на свой крючок. Далее, чтобы отменить так называемое оформление кредита, вас попросят назвать один или несколько кодов из СМС, которые поступят на телефон в течение минуты.

На самом же деле, мошеннику известны ваши персональные данные, с помощью которых он пытается взломать ваше же мобильное приложение или интернет-банк. А так как эти операции подтверждаются кодом из СМС, он и пытается его выведать. Далее со счета жертвы будут переведены деньги, или же на нее оформят кредит.

Сайты-однодневки

«Это миф, что жертвами мошенников становятся только старушки. Потерпевшие абсолютно разные и по возрасту, и по социальному статусу. Например, сегодня к нам поступило заявление от предпринимателя», — рассказывают полицейские.

А дело было так: фермер решил заказать зерно. Нашел профильный сайт, выбрал нужную позицию по выгодной цене, оформил заказ. Перевел этот индивидуальный предприниматель более 80 тысяч рублей и ждет не дождется своего заказанного зерна. Не дождался. Как выяснилось позже, свои рубли он отправил на деревню к дедушке.

Сайты-однодневки — явление распространенное. Многие попадаются в эти ловушки, но, как правило, суммы ущербов относительно символические, поэтому в основном потерпевшие не обращаются в полицию. В правоохранительные органы люди идут, когда речь идет о крупных денежных потерях.

Впрочем, истории с фермером не было бы, если бы не его собственная невнимательность и беспечность. Оказывается, что ранее через похожий сайт он уже делал аналогичные заказы, и на этот раз, как говорится, на автомате предприниматель оформил покупку, не проверив ни лицевой счет, ни координаты продавца. И вот сегодня он признан потерпевшим от мошеннических действий неизвестных лиц. Правда, от этого в его кармане тяжелее не стало, да и гусям с курами, для которых собственно и покупался корм, не объяснишь, что кормить их, собственно, нечем и уже не на что.

Сын попал в беду

— Алло, мама, это я. Меня должны арестовать, — на другом конце провода слышен голос сына, — я сбил женщину. Мне сейчас следователь сказал, что если заплачу 500 тысяч, то можно замять дело. Сейчас к тебе приедут люди, передай им деньги.

Мать-старушка, услышав, что ее сын Лешка попал в беду, судорожно начинает искать деньги. Сердце стучит, давление подскочило, но главное — достать деньги. Где они? А вот, в шкафу. Как раз Алексей копил на машину, ну и «похоронные» придется достать. Через несколько минут раздается звонок в дверь. На пороге стоит мужчина, который называет имя сына и представляется его другом. Мать его видит впервые, но, чтобы она не сомневалась, «друг» просит ее собственноручно написать расписку о передаче денег. Подвох вскроется намного позже, когда настоящий, то есть родной Алексей придет как ни в чем не бывало домой.

Безусловно, кто-то эту историю посчитает или вымыслом, или основой фильма про преступность. Однако, увы, это распространенный сюжет современных реалий. Случаев злоупотребления доверием пожилых людей настолько много, что сотрудники МУ МВД России «Серпуховское» этому виду мошенничества даже дали название — «Сын попал в беду». «Эта история повторяется на протяжении многих лет, только с разными «бедами» и, соответственно, с разными именами. Но, к огромному сожалению, сколько мы бы ни говорили, сколько бы ни предупреждали через средства массовой информации, пожилые люди продолжают верить мошенникам», —поясняют в серпуховской полиции.

Характерная особенность этого вида мошенничества — преступники звонят своим жертвам только по стационарному телефону. Все дело в доступной базе данных, из которой можно узнать, на кого зарегистрирован телефон и кто еще проживает по указанному адресу. Определить степень родства и выяснить имена не составит труда. В основном этим делом промышляют лица, отбывающие в данный момент наказание в местах лишения свободы. Здесь же, на воле, у таких дельцов есть свои подельники: так называемые бегунки готовы в любой момент прибыть по указанному адресу и забрать деньги.

Душа и дом нараспашку

— Добрый день, это полиция, — сотрудник МУ МВД России «Серпуховское» звонит в дверь к пожилой жительнице. — Мне очень важно предупредить вас о том, что в вашем доме орудуют мошенники и рассказать вам, как не стать их жертвой.

— Уходите! — слышится за дверью возмущенный женский голос. — Я полицию не вызывала!

Спустя время та же самая бабушка не то что открыла дверь мошенникам, но и лично отдала им более 300 тысяч рублей. Невыдуманная история. Странные у нас все-таки люди: сотрудникам правоохранительных органов не доверяют, а преступникам готовы отдать все накопления. «Складывается такое ощущение, что граждане настойчиво хотят избавиться от своих денег», — с болью констатируют в серпуховском УВД.

Да, изучив статистику возбужденных уголовных дел по ч. 2. ст. 159 УК РФ (мошенничество), так и хочется запеть песню Михаила Круга: «Заходите в мой дом, мои двери открыты». Дело в том, что среди этих дел огромный процент составляют мошеннические действия, которые совершаются под видом оказания услуг. Пожилые люди впускают к себе в дом и мнимых соцработников, и лжесотрудников пенсионного фонда, и др. И каждый раз новая легенда: то меняются деньги старого образца на новый, то оформляется заявление на санаторно-курортное лечение в доме отдыха, то государство дает еще какие-то дары немыслимой щедрости. Однако конец у этих историй всегда одинаковый и печальный — пожилые люди не находят крупные суммы денег, а потом вызывают полицию.

Да, мошенничество было, есть и будет. И как ему не быть, когда преступников мотивируют сами же будущие жертвы, проявляя свою невнимательность, беспечность и глупость. Как говорится, на ловца и сам зверь бежит. Да не просто бежит, а несет еще ему, своему дорогому мошеннику, все, что было нажито непосильным трудом.

Уважаемые граждане!

Не передавайте незнакомым лицам свое имущество и денежные средства. В зависимости от возникшей ситуации до совершения каких-либо действий необходимо обратиться в банк или связаться с родственниками. Уточните, действительно ли совершался какой-либо перевод, на самом ли деле родным необходима помощь. Будьте внимательны и бдительны!

Телефоны дежурных частей Межмуниципального управления МВД России «Серпуховское»: «102», +7(4967)35-26-23, +7(4967)-35-46-60, Пущино: +7(4967)73-05-35 или «112».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 17 марта 2021

Заголовок в газете: Дорогой мой мошенник

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру