В серпуховском музейно-выставочном центре открылась выставка художника Валентина Помелова, приуроченная к 75-летию со дня его рождения. Однако на официальном открытии самого мастера не было — он ушел из жизни 15 лет назад, а вся экспозиция была собрана его сыном, Федором Помеловым. Это поистине необычная экспозиция: многообразие цветовой палитры полотен Помелова — завораживает. Художник мастерски владел цветом.
В просторном зале музейно-выставочного центра мужчина средних лет внимательно рассматривает полотна. В глазах читается одновременно и печаль, и радость: наконец ему удалось организовать выставку своего отца, посмертно. Валентин Помелов ушел из жизни пятнадцать лет назад, но его творчество до сих пор живо и вызывает восхищение ценителей искусства.
Кто он — этот загадочный Валентин Помелов? Художник-бунтарь скажут многие. Его имя могло звучать на всю страну, но он отказался от славы. Помелов категорически не желал, чтобы его творения относили к соцреализму, даже несмотря на то, что художники, работающие в этом направлении, были официально поощряемы партийными органами СССР. Из-за отказа изображать Ленина, рабочих и колхозниц, Валентин Помелов лишился возможности вступить в Союз художников СССР, значит о какой-то всесоюзной известности не приходилось и мечтать.
— Наша семья жила в Протвино, а там трудились над созданием ускорителя французы, они были нашими соседями, — вспоминает Федор Помелов, сын Валентина Помелова. — Папа писал их портреты, а они взамен дарили ему книги о французских художниках, которые тогда были запрещены. Отец особо почитал Анри Матисса, известного своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. С помощью этих книг он узнал об импрессионизме и других направлениях живописи.
Федор и сам стал художником. Он уверен, что так было суждено, ведь оба его родителя относились к этой профессии. Федор Помелов — участник областных и зарубежных выставок. Его работы хранятся в частных коллекциях России, США, Франции, Италии, Финляндии. Но он стремится популизировать не свое творчество, ему важно, чтобы по достоинству были оценены работы его отца. К тому же, сейчас нет того идеологического прессинга, и зритель может по достоинству оценить творения талантливого мастера. В целях Помелова старшего — выразить свое личное сугубо индивидуальное мироощущение.
Валентин Гаврилович родился на Украине, в Донецке. Потом отправился учиться в Москву — поступил в Строгановскую художественную академию. Закончил в 1969 году отделение монументальной живописи, и по распределению приехал в Протвино — ровно 45 лет назад. Вместе с супругой Инессой, также художницей, творили в наукограде. Здесь же родился и их сын Федор. На эту выставку вдова Валентина Помелова и сын отобрали ровно 75 полотен. Однако подготовить экспозицию было нелегко: половина работ, представленных на выставке, — из частных коллекций. Потому многих владельцев картин пришлось долго уговаривать. При этом все полотна нуждались в оформлении — большинство из них находилось в ужасном состоянии. ненатянутые или в плохих рамах, такие демонстрировать на серьезной выставке просто неприлично. Вдове и сыну пришлось менять подрамники, перетягивая полотна, подбирать новые рамы.
По словам специалистов, живопись Валентина Помелова поражает своей необычностью. Это сочетание реализма и фовизма. Валентин Гаврилович хорошо знал и ценил наследие русской художественной школы, внимательно изучал достижения западного искусства и, не желая при этом ни подражать, ни идти проторенным путем, искал свой путь, созвучный своему мятежному творческому духу.