Российское кино – между молотом и наковальней

Круглый стол «Российское кино: между Голливудом и Болливудом».

Второго декабря в рамках фестиваля «Восток-Запад. Классика и авангард» прошло первое заседание круглого стола на тему «Российское кино: между Голливудом и Болливудом», на котором обсуждались проблемы современного кино. По каким-то вопросам участники пришли к единодушному мнению – фестивалей должно быть как можно больше, зрителя нужно приучать к интеллектуальному кино, развитие киноиндустриисовместное дело и правительства, и деятелей искусства, и журналистов. Другие вопросы так и остались открытыми – по какому пути должна идти Россия, завоевывая мировую индустрию кино, стоит ли нам придерживаться традиций или необходимо перенять опыт более успешных Азии и Европы? Свою точку зрения выражали представители дирекции кинофестиваля, правительства РФ, депутаты Госдумы, актеры, режиссеры и другие участники круглого стола.

Кирилл Разлогов, киновед, культуролог:

– Почему сегодня сформулирована такая тема? Болливуд – это вроде бы Азия, а Голливуд – это вроде бы Запад. Хотя в современных условиях Голливуд это весь мир, да и Болливуд – это претензия на мировое господство. Между двумя этими центрами идет интенсивная конкуренция. В основном в сфере массового кино. Сегодня за успехом русских сериалов и фильмов – лидеров прокатов, стоят латиноамериканские мыльные оперы. А куда идти с нашим кинематографом, представленным здесь? Фестивали и фильмы, которые будут показаны, находятся в противоположной стороне от массового кино. Оставаться в гетто или стремиться выйти из него? Или найти свой третий путь и стремиться вписаться в мировой баланс?

Виктор Матизен, президент Гильдии кинокритиков, кинообозреватель газеты «Новые известия»:

– Я уже много высказывался на эту тему и мне кажется, что сто лет кинематографа – это достаточный срок для того, чтобы вырабатывать интеллектуальные идеи и понимать, в каких местах мира эти модели будут востребованы. Национальный опыт и опыт Голливуда изучены достаточно хорошо. Я исхожу из того, то Россия никогда не будет задворками мира. Возможно ли сделать так, чтобы результаты работы в нашей стране были востребованы во всем мире? Мне представляется, что на это имеются, по крайней мере, геополитические обоснования. Одно из них заложено в названии круглого стола.

Россия является мостом между Востоком и Западом и способна производить конкурентоспособные кинопродукты. Здесь есть горы, равнины, поля, леса, что позволяет проводить съемки в самых разнообразных условиях. Кроме того, у нас соединяются многие культуры. Все это чрезвычайно важно для современного кинематографа. Сегодня происходит огосударствление многих отраслей жизни. Это может пойти на пользу развитию кино, ведь у нас никогда не было политической стабильности. Если у государства стоит задача сделать русскую культуру одной из самых развитых в мире, то оно может вложить в развитие достаточно большие средства.

Татьяна Воронецкая, продюсер и режиссер, президент кинофестиваля:

– Мне кажется, зачастую благие цели нас и губят. Если мы будем сосредотачиваться на 10-11 крупных картинах, то мы опять придем к рынку и уйдем с проката. Очень много людей в стране знают, как и что нужно делать в сфере кино. Но одна из проблем – у нас нет национального героя для  историй. Были попытки создать кого-то с европейскими и американскими чертами одновременно. Но они прекратились, и с тех пор прошло много времени. Большие проекты, я думаю, будут опять поручать людям с громким именем, Михалкову к примеру. Это, на мой взгляд, не совсем верно, потому что у нас по-прежнему будут оставаться в стороне темы, которых мы и сегодня абсолютно не касаемся. Например, тема космоса, на основе которой можно создавать замечательных национальных героев, или тема этноса, которую можно обработать и продолжать развивать. Американцы, напротив, постоянно моделируют своих героев, создают типажи и мифы. Этому нам стоит у них поучиться.

Ситора Алиева, программный директор Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»:

– Сегодня интерес к российскому кино в мире огромен. Во всех странах, где мы бываем, представители индустрии просят подготовить неделю русского кино, что, на мой взгляд, связано с особым положением России в мире и нашим новым благополучием. Государство могло бы поддержать материально пропаганду российского кино. В крупных странах такая практика есть. Например, фестиваль французского кино проходил во многих городах России. Не стоит вопрос, насколько мы будем интересны Азии или Америке – нам уже уделяют много внимания. Такого успеха как в Израиле в прошлом году нашего кино я не видела нигде и никогда – полный зал, 14 картин, которых оказалось мало  для того, чтобы удовлетворить зрителя! Но кроме государства ни один спонсор, какой бы крупный он ни был, не может помочь пропаганде российского кино за рубежом.

Второй момент, который хотелось бы затронуть – это чрезвычайно низкий уровень подготовки кинематографистов в Российской Федерации. Проблема прихода профессионалов в эту сферу, на мой взгляд, стоит очень остро. Если бы у нас была более мощная финансовая база, я бы сама открывала одноразовые школы при фестивалях, приглашала бы лучших кинематографистов мира и лауреатов – для этого есть возможность, но нет бюджета. Мы очень сильно отстаем от европейских фильмов по количеству новых технологий, систем и идей. На «Кинотавр» представлено много фильмов, которые никому не нужны. Мне жалко создателей, особенно коммерческие компании, которые сами пришли на рынок. У них есть деньги и амбиции, но нет опыта, знаний и понимания зрителя. В результате российское так называемое mainstream сильно отстает от западного.

Светлана Проскурина, режиссер:

– Сейчас мне кажется, что я сюда нечаянно попала, ведь то, чем я занимаюсь, противоречит всем задачам и проблемам, о которых мы сейчас услышали. Может ли быть для меня здесь место как для человека, занимающегося «лабораторным» кино? Я думаю, место есть. Для меня и для других художников, которые занимаются подобным кино. О каких бы победах мы ни говорили, всегда есть отряд, который идет впереди и трогает почву. Такой отряд обозначит, куда вообще не стоит ходить и на что не стоит тратить время. Я говорю о компании людей, которые занимаются «невизуальным» продуктом. Такие люди совершенно точно нужны, потому что это разведчики. Ни одна война не обойдется без них. Сейчас мы легко найдем те признаки, которые пришли к нам от Тарковского. Вот из таких признаков состоят могучие потоки искусства.

Александр Паин, директор областного театра кукол:

– Все-таки свершилось то, что между Голливудом и Болливудом появился Оренбург. Большое спасибо организаторам за это. Прежде чем говорить о российском кино, мы должны поговорить о воспитании зрителя. Просто прекрасно, что на этом фестивале нашлось место для детских современных фильмов. Я думаю, что именно с этого нужно начинать нашу деятельность, нужно привлекать юного зрителя. В Оренбурге очень большой потенциал, у нас есть свои студии и дворцы творчества.  И будет здорово, если педагоги принесут культуру кино в свои коллективы.

Григорий Ивлиев, председатель комитета государственной думы РФ по культуре:

– Сегодня мы говорим о том, что государству необходимо сделать для российского кино. Могу вас заверить в том, что государство сейчас находится в таком состоянии, в котором оно должно будет делать то, что сформулировано демократической общественностью как настоятельная потребность времени. Государство к этому готово.

Между Голливудом и Болливудом российскому кино места еще не нашлось. Денежные средства на поддержку кино значительно увеличились. В следующем году предусмотрено выделить 4 млрд. на развитие этой отрасли. Напомню, что в 2008 году эта цифра составляла 3,4 млрд. рублей. В 2010-2011 годах предусмотрено выделить уже по 6 млдр., и эта сумма может возрасти, если кинематографический процесс будет развиваться позитивно. В рамках общего увеличения расходов федерального бюджета почти на 40% за последний год, кинематограф получает существенную добавку. Но если брать идеальную модель, то российское кино должно стать только индустрией. У нас, к сожалению, нет необходимого элемента кино – самовоспроизводства. И сейчас проблема не в том, что государство не может профинансировать тот или иной проект, а в том, что идеи, которые предлагают кинематографисты, не имеют всеобщего характера, который привел бы к решению той или иной проблемы. Успешным будет тот кинематограф, который выразит внутреннее создание себя народом в современном мире. Фильмы Рязанова в свое время выразили отношение интеллигенции к существовавшему строю. И сейчас тот кинематографист, который выразит идею внутреннего состояния общества, будет поддержан всеми политиками и общественными деятелями.

Людмила Соколова, шеф-редактор компании «Россфильм»:

– Я хотела бы обратиться к журналистам. В рамках фестиваля мы затронули эти важные темы, чтобы вовлечь вас в сферу общих интересов. Между зрителем, которого нужно воспитывать, и людьми, которые делают фильмы, стоят журналисты. Когда журналисты свое субъективное мнение выносят на большую читательскую аудиторию, они зачастую только вредят ей, отбивая охоту идти на тот или иной показ. Мне приходилось сталкиваться с рецензиями, которые написаны на основе пресс-релизов, когда журналист использует однотипные фразы, и мы понимаем, что он либо вообще не смотрел фильм, либо даже не постарался понять, о чем он. Пусть вы считаете, что фильм получился плохой, но вы обоснуйте свою точку зрения, потому что тем, кто стоит по ту сторону экрана, важно знать искреннее мнение зрителя.

Юрий Обухов,  ген. продюсер "Каро-Фильм":

– В нашей сети сегодня  153 кинотеатра. В 90-х годах, когда кинотеатры стали переоборудовать под салоны и магазины, наша компания заключила эксклюзивный договор с компанией «WB» на прокат всех фильмов на территории СНГ. Так мы стали самой крупной прокатной сетью в стране. На мой взгляд, большая проблема заключается в том, что негде показывать фильмы в России. Существует в прокатной компании такая вертикаль: производство – прокат – сеть кинотеатров. Мы не можем позволить сейчас себе картину, которая будет стоить больше двух миллионов долларов, потому что из-за ограниченного количества кинотеатров она никогда не окупит себя. В советское время у нас было 120 тысяч кинозалов. Сейчас эта цифра – около трех тысяч. Можно сколько угодно говорить об авторском кино, но, к сожалению, сложно найти для него место в прокате. На сегодняшний день увеличение количества кинозалов даже не предусмотрено.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру