Интересные эксперименты и практические исследования: юные серпуховичи стремятся в науку

В средней общеобразовательной школе № 18 города Серпухова химико-биологический класс существует только первый год

32 десятиклассника в минувшем сентябре изъявили желание получить углублённые знания по двум основным предметам, которые помогут им в дальнейшем стать высококвалифицированными медиками или биотехнологами.

В средней общеобразовательной школе № 18 города Серпухова химико-биологический класс существует только первый год
Химико-биологический класс. Фото с сайта Школы № 18

Первый «блин» оказался не комом, и уже есть о чём говорить в плане успехов и достижений.    

Классный руководитель 10-А класса, учитель биологии Александра Станиславовна Дацюк:

Специфика нашего класса — большее количество часов, отведённых на изучение химии и биологии. Поскольку эти предметы являются профильными при поступлении в медицинские и биологические высшие учебные заведения, то перед нами стоит задача максимально подготовить учеников к сдаче Единого государственного экзамена по этим дисциплинам. Помимо образовательного процесса мы стараемся дать ребятам и дополнительные знания. У нас в школе разработана программа естественно-научного направления «БИОлаборатория». Её цель — развитие экспериментальных навыков учащихся. Овладевая базовыми навыками работы в научно-исследовательской лаборатории, ученики химико-биологического класса получают практический инструмент для научно-исследовательской деятельности. Также развивается в сотрудничестве с Серпуховским медицинским колледжем и волонтёрская деятельность. Недавно мы подготовили проекты по тематике нераспространения психоактивных веществ. Апробируем в нашей школе и, если всё будет удачно, распространим опыт и на другие образовательные учреждения округа. В наших планах — налаживание связей с профильными учебными заведениями. Первый опыт уже есть: дружим с Пущинским государственным естественно-научным институтом, принимаем активное участие в их биологических школах.

В начале января Институтом непрерывного образования ПущГЕНИ была организована на базе факультета биомедицинской инженерии Вторая Зимняя школа по цифровой биологии, в которой вместе со школьниками городов Москвы, Чехова, Пущина приняли участие воспитанники химико-билогического класса школы № 18. Они не только показали себя как стремящиеся к знаниям, эрудированные и пытливые исследователи, но и получили новые знания, позитивные впечатления и приобрели хороший опыт практических научных навыков.

Анастасия Шепелева:

Для меня отличное знание химии и биологии имеет огромное значение. Я собираюсь связать свою профессиональную карьеру с медициной, буду поступать в соответствующий институт. Поэтому стараюсь не только изучать основную программу, но и получить как можно больше дополнительных знаний. В рамках Зимней школы в Пущино мы разрабатывали большой проект передвижного городка для тех, кто занимается добычей полезных ископаемых на северных территориях. Перед нами была поставлена сложная задача не только сделать его мобильным, комфортным и энергоэкономичным, но и экологичным. Думаю, что мы с задачей справились. Кроме того, мне очень понравились практические занятия по цифровой зоологии, изучение планарий, работа с микроскопом и занятия по спектрофотометрии. Считаю это для себя очень полезным опытом.

Алёна Лоза:

Очень было интересно изучать планарий, смотреть, как они реагируют на изменения условий окружающей среды, как меняют цвет после еды, как у них проходит процесс регенерации. Также для меня были очень важны занятия цифровой зоологией. Это новое направление значительно облегчает труд не только учёных, но и практикующих медиков. Например, с помощью методик, о которых мы узнали в ходе работы, можно определять параметры ожогов и более эффективно лечить их.  Мы с Настей и Андреем делали один проект. И у нас получилась дружная команда. Полностью согласна с Настей, что мы неплохо справились с поставленными задачами. Могу сказать, что и у других команд тоже были интересные работы: проектирование города на другой планете, разработка концепций отдельных улиц, анализ влияния полигонов ТБО на жизнь людей. Я также планирую приобрести профессию в области медицины или биотехнологий, потому что это перспективное направление, так что подобный опыт и дополнительные знания мне просто необходимы.

Андрей Лавринович:

Я также на занятиях в Зимней школе вместе с Настей и Алёной реализовывал проект Зимнего городка. Команда у нас, действительно, получилась сплочённая. Каждый привнёс что-то своё. Я, например, думал больше о практической стороне дела. На правильное решение проблемы энергосбережения меня натолкнул рассказ Юрия Спартаковича Горинова о системе дымоходов одного из древних народов на заре человечества. Кроме того, надо было думать и о сохранности слоя вечной мерзлоты, который важен для сохранения экологического баланса северного региона. Задача стояла перед нами сложная, но было очень интересно. В целом из этих нескольких дней Школы я вынес опыт общения с людьми, которые занимаются реальной наукой. Одно дело, когда тебе кто-то рассказывает про то, какие есть в науке направления. Совсем другое — лично встретиться со специалистами в различных научных областях, увидеть, как они увлечены своим делом, «заразиться» от них энтузиазмом.

Помимо Зимней школы в Пущино, ученики химико-биологического класса уже успели достичь определённых высот и в других интеллектуальных состязаниях, таких как: Международный конкурс проектов в сфере образования «Interclover», эколого-экономическая игра «Стратег», слёт «Путешествие по экологической тропе», XXII региональная экологическая научно-практическая конференция школьников Южного Подмосковья «Экополис — город будущего».

Это стремление проявить себя, показать свои знания, умения, таланты говорит о том, что серпуховичи не желают отставать от общих тенденций современного образования и стремятся не просто научиться чему-нибудь, а участвовать в плодотворной деятельности, как практической, так и теоретической, строго научной. А что касается биологии, то здесь опыт профильного класса — это работа на дальнюю перспективу, так как биотехнологии приобретают всё большее значение для развития человеческого общества.

Таких талантливых и одаренных детей пока не так много, как хотелось бы, но радует то, что с каждым нашим новым мероприятием, с каждой Зимней и Летней школами их становится всё больше. В цифровую биологию сейчас идут действительно те, кто готов в дальнейшем посвятить себя науке и вложить в это дело душу, — говорит Елена Николаевна Россиус, директор Института непрерывного образования ПущГЕНИ. — К нам в Летние и Зимние школы приезжают ребята из разных городов, но больше всего школьников приезжает из Серпухова. И мы этому несказанно рады. Значит, крепнут тёплые соседские взаимоотношения, и сотрудничество со школами развивается. Дети замечательные, стремятся знать больше, делать всё как можно лучше. Мы, в свою очередь, стараемся удивлять их новыми программами, строить работу школ как можно интереснее, особенно в практическом плане. Например, в этой Зимней школе таким новшеством стал проект «Рождественская звезда», над которым до сих пор параллельно в двух городах продолжают трудиться ребята из школ Пущина и школы № 3 г. Чехова. Такие живые научные эксперименты, интересные мастер-классы — всё направлено на то, чтобы дать ребятам как можно больше знаний и умений.

Необходимо отметить, что интерес молодого поколения к научной деятельности растёт год от года. И немаловажную роль здесь играет живое общение, о чём и говорят сами ребята. На мероприятиях, подобных Зимней школе ПущГЕНИ, научным слётам, регулярно проводимым в самом Серпухове, выездным конференциям, можно задать вопросы профессионалам, получив исчерпывающие ответы, побеседовать на интересующие темы, проконсультироваться. Такое общение не только способствует повышению качества знаний, но и лучшей профориентации.

В этом плане создание совместно с вузами профильных классов — лучшая возможность для ребят обрести любимое дело уже в процессе обучения в среднем общеобразовательном учреждении. Опыт химико-биологического класса в школе № 18 — это ещё одна яркая строка в «бортовом журнале» системы образования городского округа Серпухов. Пожелаем и педагогам, и ученикам вдохновения и успехов!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 29 января 2020

Заголовок в газете: Быть биологом хочу! Пусть меня научат

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру