Как создать патент и защитить научное изобретение – молодые учёные узнали на уникальных мастер-классах в Пущино

Ролевую игру о патентовании изобретений провела кандидат биологических наук Людмила Плеханова

Голубая кровь, искусственная кожа, регулятор роста растений – столько всего изобрели пущинские учёные и не перечесть. На каком этапе нужно патентовать свои изобретения и что сделать для этого? Как патенты могут помочь учёному? Какие открытия, исследования, данные подходят для патентования? Об этом рассказала кандидат биологических наук Людмила Плеханова на мастер-классах, которые прошли в рамках Школы-конференции "Биология - наука 21 века" в Пущино 21-24 апреля 2025 г.

Ролевую игру о патентовании изобретений провела кандидат биологических наук Людмила Плеханова
Фото: Анна Журавлева

Уникальный мастер-класс

В Институте физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН старший научный сотрудник  Людмила Плеханова, патентовед с 14-летним стажем, провела для участников конференции практическое занятие и мастер-класс по теме патентования научных результатов.
Занятие под названием «Подача заявки на патент: сами с усами» прошло в конференц-зале. Участники узнали, как самостоятельно оформить и подать заявку в Роспатент. Это важная задача, с которой может столкнуться научный сотрудник. На занятии учёные рассмотрели основные этапы подготовки заявки на изобретение.

Фото: Анна Журавлева

«Самостоятельно подать заявку на патент может каждый, кто писал научную статью, - основной тезис моего выступления. Отдельный вопрос, в каком случае это можно делать, а в каких случаях на помощи специалистов нельзя экономить», - рассказывает кандидат биологических наук Людмила Плеханова.

Нарисовать портрет научного героя

Мастер-класс Людмилы Плехановой под названием «Психологическая ролевая игра по эксплуатации патента» привлек внимание молодых учёных. Игра, основанная на взаимодействии науки, бизнеса и госструктур, продолжалась почти три часа, народ не хотел расходиться.

Фото: Анна Журавлева

«Моя игра показывает молодому ученому мир бизнеса, знакомит с работой в фирме в сравнении с бюджетной организаций. Мы разбираем действительно проблемные ситуации дележа прибыли от патентов», - рассказывает Людмила Плеханова.

В игре несколько ролей, и у каждой роли есть свои особенности. От научного сотрудника института до директора научного производства – в течение игры нужно не только следовать ролевой модели, но и хорошо представить себе портрет своего героя, нарисовать роль, которую взял на себя участник. 

Участие в такой игре позволяет увидеть себя с новых позиций, взглянув на выстраивание коммуникаций, согласование позиций, и, в итоге, на свою роль в коллективе и собственные перспективы уже своего реального роста в настоящей жизни. Реализация решений в игровой модели на примере внедрения патента и конфликтной ситуации деления прибыли в коллективе значительно расширит кругозор участников относительно процесса патентования разработок.

Игра является оригинальной авторской разработкой Людмилы Плехановой, созданной под образовательный интенсив futurebiotech в Сколково по реализации научных разработок РАН для молодых ученых естественнонаучных направлений – биологии, химии, экологии в рамках программ подготовки кадрового резерва Президента РФ.

Организационно-деятельностные игры разработаны как новая форма организации коллективной мыследеятельности знаменитым российским психологом Г.П. Щедровицким.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру