Как в Серпухове городские дворы становятся культурными и музыкальными

Есть такая мудрость: «Земля на зернышке стоит». И действительно, большое складывается из малого. Так считает и Валентина Ермолаева, которая в один момент в одиночку решила объявить борьбу мерзости запустения и на моральной трясине общественности высадить поросль добра, культуры и воспитания. Безусловно, вначале было тяжело и даже что-то не получалось. Но сегодня, по прошествии четырех лет, когда уже видны некоторые результаты, можно с уверенностью говорить, что смелость вместе с альтруизмом пусть пока города не берет, но вот отдельно взятый серпуховский двор — точно.

Как в Серпухове городские дворы становятся культурными  и музыкальными

О том, как музыка может лечить общество и каким образом можно противостоять так называемым пьяным бригадам, — об этом и не только мы решили поговорить с жительницей Серпухова Валентиной Ермолаевой.     

— Валентина Алексеевна, с чего началась ваша история?

— Так получилось, что лет семь назад я вместе с семьей переехала в Серпухов. Сама я родом из Воронежской области, но потом вышла замуж, и мы стали жить на родине мужа, то есть на  Камчатке, там у меня родился ребенок. Петропавловск-Камчатский был очень красивый город, но климат совершенно не подходил для моего здоровья. Поэтому по настоянию сестры снова поменяли место жительства. На этот раз уже была Самара. Там мы прожили много лет. А после очутились и здесь. Город мне очень понравился, особенно центр. Приобрели квартиру на улице, названной в честь Героя Советского Союза  Романа Ивановича Ракова. Но тут-то я и увидела действительную картину бытия…

— Что за картину?

— Беспробудное пьянство во дворах, сквернословие, брань. Одна газета опубликовала материал, посвященный этой проблематике, назвав статью «Пьяные дворы». И тогда я задалась вопросом, а почему именно пьяные? Почему не святые, не исторические, не музыкальные? Да, можно было бы сказать этим маргиналам: «Идите на пустырь или куда-нибудь за угол». Но ведь и пустырь, и все остальные территории также являются частью России. Поэтому отправлять этих людей куда-то — не выход из сложившегося положения. Нужно решать проблему на корню. И тогда четыре года назад я решилась взяться за этот непростой вопрос, разгребая все и вся. Сначала поставила скамейки. Тогда, правда, на меня ополчились многие соседи: «Вот, ты поставила скамейки, тут будут пить. Мы их в свое время спилили, чтобы пьянь здесь не сидела», — говорили они. Я же им возразила, дескать, сегодня мы скамейки спилили, а завтра маргиналы спилят наши дома. Скамейки поставили, покрасили. Теперь на них отдыхают и мамочки с колясками, и дети, и старики.

Также, помню, тогда познакомилась с одним из байкеров из «Ночных волков» и говорю ему: «Приезжайте к нам во двор. Внесите нам свежую струю». Тогда как раз был день рождения клуба, и ребята к нам приехали вместе с Федором Чудиновым. Они выставили свою мототехнику, Федя привез свой чемпионский пояс.

— И как много пришло людей?

— Ни души. Во дворе были только «ночные волки» да я. Постояли мы и разошлись. Но сдаваться я не собиралась. Решила, что надо что-то делать. Стала на балкон выносить синтезатор, также играла на аккордеоне во дворе, параллельно, по совету своей родной сестры Светланы, начала выходить в парк. Играла просто для души. И вы знаете, для меня до сих пор остается загадкой, как музыка воздействует на людские души. Люди подходили к моему синтезатору, слушали знакомые композиции и просто вспоминали, что они — люди. Так у меня и родился творческий проект «Добрая песенная классика».

— Это именно он был представлен на губернаторскую премию «Наше Подмосковье»?

—   Да, произошло это чисто случайно. Я же от интернета и современных технологий человек далекий. Помню, играю в парке. И вот ко мне подошли две девушки, познакомились. Они мне предложили подать заявку на премию, позже даже помогли с оформлением. В итоге я стала лауреатом. Это меня так вдохновило, и тогда я стала каждый месяц во дворах проводить мероприятия. Но для того, чтобы в корне изменить ситуацию, я поняла, что должна заниматься с дворовыми детьми. Сразу вспомнилось, что когда-то работала и педагогом, и руководителем ансамбля, и аниматором. Так постепенно стали собираться ребятишки. За четыре года появилась настоящая поросль, теперь мальчишки и девчонки начинают привлекать друг друга, один тянется за другим. В итоге мы за 12 месяцев провели 15 концертов.

С каждого праздника дети уходят с подарками.

— И какой у вас репертуар?

— Совершенно разный. К каждому мероприятию мы готовим отдельную программу. Вот, к примеру, ко Дню Победы на этот раз мы готовили серьезные песни военных лет. Даже песню чилийских патриотов выучили, дети также пели «Вставай, страна огромная». А как они пели! Взрослые так не споют. Эти дети у меня, как питомник, — я их постепенно выращиваю, как умею, как могу. Сложно, в основном все они из неблагополучных семей, у каждого из них трудное детство. Но я считаю, что нужно с ранних лет прививать детям прекрасное, чтобы они потом не создавали те же самые пьяные дворы.  

— Вы разучиваете такой сложный репертуар, который даже профессионалам исполнять непросто. Скажите, что же, у детей абсолютный слух?

—   Я вам открою маленькую тайну: половина детей не имеет музыкального слуха. Но меня это не останавливает. Да и вообще, скажу честно, проводить мероприятия на голом энтузиазме очень сложно. Ведь вы же понимаете, что в любом случае нужно детей хоть как-то мотивировать: конфеткой, каким-нибудь подарком. Спасибо, что помогают в городской администрации, теперь поддержку оказывает депутат Совета депутатов Андрей Шаранов. Вот недавно он микрофон нам приобрел. Сейчас хочу огородить территорию красивыми ленточками, чтобы в июле здесь, на детской площадке, могли работать вожатые. Вообще работа с детьми дает свои результаты. Вот совсем недавно мой воспитанник Глеб Рыбин занял 2-е место в творческом конкурсе «Чистое небо России», который проходил в ДК «Исток» 14 апреля. Нам даже подарили кубок. 

Где музыка, там всегда отличное настроение. Поэтому без танцев не обходится.

— А где проходят репетиции?

— Репетируем на дому. Ну да, моя семья к этому уже привыкла. Вообще же у меня семья особая, музыкальная. Дедушка с бабушкой пели на клиросе, а у папы и вовсе был абсолютный слух. Правда, он ушел из жизни рано, в 43 года. Мне было тогда почти девять лет, а сестре 12. Моим воспитанием занималась моя старшая сестра, так как маме приходилось работать. Правда, старше меня она была всего-то на два с половиной года. Она была сказительницей. Порой она скажет: «Отвернись к стенке!». Я отвернусь, а она топнет ногой и говорит, что сейчас ко мне придет кукла Света. Она таким образом воспитывала во мне не только веру в доброту, но и развивала творческое мышление. Позже я закончила два музыкальных училища: оркестровое и фортепианное отделения. Теперь вот, как я уже говорила, с ее подачи начала заниматься общественной работой.

— Вы в этом году будете участвовать в премии «Наше Подмосковье»?

— Да, я снова подала проект: «Летчику Ракову — вторую жизнь». Просто я очень хочу увековечить имя героя, именем которого названа наша улица, чтобы подрастающее поколение знало о нем.

— Валентина Алексеевна, и все же, не могу не спросить, главную проблему вам удалось решить? Ваш двор дома № 3 на улице Ракова изменился?

— Конечно! Сейчас у нас никто не пьет, деревья побелены, и теперь здесь царят красота и порядок. Об одном только я переживаю, что на наши концерты приходит мало зрителей. К сожалению, люди очень инертные, но я верю, что и эта ситуация рано или поздно обязательно изменится. К тому же, ничто так не лечит человеческие души, как музыка.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 30 мая 2018

Заголовок в газете: О вечном и живом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру