Олег Успенский: «О-прав-дать». У меня самого голова закружилась…»

Быть профессионалом, оставаться верным своему делу и уверенно идти по избранному пути... Встретить таких людей — большая редкость и их можно пересчитать по пальцам. Имя одного из них в городе хорошо известно. Да что там в Серпухове… далеко за его пределами. Про адвоката Олега Успенского всегда говорили: везет тому, кто везет. Может быть, то самое «везет» и объясняет сотни выигранных им дел и десять (да, именно десять) оправдательных приговоров. Впрочем, сам Олег Алексеевич свою работу комментирует просто: «Могу помочь — значит, обязан».

Олег Успенский: «О-прав-дать». У меня самого голова закружилась…»

На днях, 20 октября, Олег Успенский будет отмечать свое 80-летие. В преддверии празднования юбилея известного российского адвоката мы хотим рассказать на страницах нашего издания «МК в Серпухове» об этом уникальном человеке.

Серпухович. Он был и остается верным своему городу всегда. Да, была служба в военных частях Слуцка, Минска, Новогрудка и других городов Белоруссии, а затем командировки по всей стране, частые поездки в Берлин, Варшаву, Брюссель, Париж, но Олег Успенский всегда спешил возвратиться домой, чтобы увидеть милый сердцу пологий берег Оки, маковки церквушек, родные живописные улочки, петляющие то вверх, то вниз… Кто хоть раз в жизни испытал ту самую щемящую боль, которую называют ностальгией, тот поймет, каково возвращаться на Родину.

Он родился 1938-м в простой семье рабочего ситценабивной фабрики. Тогда вся страна жила от рекорда до рекорда, от нового вызова до следующего, такими трудовыми победами жил и Серпухов, и, соответственно, семья Успенских. Ничто не предвещало беды, но коричневая чума наложила свой роковой отпечаток на судьбы многих жителей маленького промышленного городка. Через десятки лет Олег Алексеевич пронесет свои детские воспоминания о тех страшных месяцах 1941-го и начала 1942-го годов, когда Серпухов, защищая Москву, встал на пути фашистов. В 1956 году, по примеру многих мальчишек послевоенного поколения, он поступает в Серпуховское военное училище, которое успешно оканчивает в 61-м, а уже через год офицер Успенский представлен к прохождению военной службы в составе Советских войск на Кубе.

Но несмотря на успешную службу, несмотря на звездочки на погонах, которых становилось все больше и больше, Олег Успенский решает уходить из армии. Его не отпускают, предлагают подготовить все документы для поступления в военную академию, но Олег Алексеевич остается непреклонным. Его манят труды блистательных ораторов Древней Греции, римское право, он понимает, что для него нет ничего интереснее, чем право.

Годы учебы на факультете юриспруденции МГУ, а затем началось то самое, к чему так стремился Олег Успенский — отстаивание права людей, защита их интересов в суде. Впрочем, Олег Алексеевич будет еще не раз вспоминать службу в армии, которая его научила: взялся за гуж, не говори, что не дюж. «Не довелось и дальше служить с оружием в руках. Однако служу ведь все равно — с правом наизготовку», — говорит он.

Успенский никогда не задумывался о том, как завершится тот или иной процесс, не просчитывал и не высчитывал козырные карты дела. Он понимал, что люди сильно нуждаются в его помощи, и тогда адвокат брался за материалы, изучая с ювелирной скрупулезностью все нюансы, прорабатывая различные пути развития судебного заседания. Главное — искать и бороться до конца… он ни в коем случае не должен допустить, чтобы его доверитель пережил разочарование, ведь этот человек доверился ему.

Удивительно, но адвокат Успенский помнит каждого своего подзащитного, может в подробностях рассказывать все нюансы дела. Вот, к примеру, был один такой случай, когда Олегу Алексеевичу как профессионалу важно было не установить степень вины своего доверителя, а, напротив, защитить его от беззакония. Это было громкое дело, тогда Московский областной суд приговорил Александра Багрова, обвиненного в убийстве сотрудника Центрального аппарата КГБ СССР. Лубянка, естественно, ходатайствовала о применении исключительной меры наказания. Несмотря на то, что Успенский был вызван в Чеховский горком партии, где начальник местного отдела комитета выказал ему свое недоумение по поводу этого дела, он быстро составил кассационную жалобу в судебную коллегию Верховного Суда РСФСР на 18 листах и сдал ее в канцелярию Мособлсуда. После чего поступил «ответ» в виде приглашения адвоката на заседание президиума своей коллегии адвокатов.

— Почему вы написали, что судья Назаров во время выступления защитника откровенно спал? Почему написали, что во время составления приговора он покинул совещательную комнату? — спрашивали его.

А как ему, принципиальному человеку, это не написать? К тому же, предусмотрительный Успенский заручился письменными свидетельствами присутствующих. Также адвокат смог детально изложить, как почти двухчасовой допрос явно обвиняющего характера своей цели не достиг. В итоге у Олега Алексеевича потребовали, чтобы он немедленно отозвал свою жалобу, но тогда вмешался другой авторитетный защитник Михаил Александрович Гофштейн:

— Жалобу отзывать нельзя. Успенский же наверняка показывал ее родственникам подзащитного — будет скандал.

После этого заявления обошлось без скандалов, и в итоге решение суда было изменено: Багрову заменили смертную казнь на 15 лет лишения свободы.

И таких историй много… Вот, к примеру, дело Евгения Ковшова, обвиняемого во взятке, данной сотруднику милиции. До этого, как выяснилось, он уже был осужден за транспортное преступление и взятку действительно давал. Но на это он пошел из-за того, чтобы быть поближе к дому, где осталась его беременная жена. Мужчине «светило» четыре года лишения свободы и без всяких там сомнений.

— Все было, как всегда: много читал, советовался с коллегами, шевелил мозгами. Вроде бы нашел уязвимые места в позиции обвинения, речь свою не затягивал, бил на доказательность. И вот оглашается приговор Мособлсуда по первой инстанции (выездная сессия). Время тянется долго-долго… Даже помощник прокурора на выдержал, заглянул в последний лист и прошептал: «О-прав-дать». У меня самого голова закружилась… В зале одни кричат, другие стонут, мой подзащитный с женой на полу, а меня трясет, я еще не понимаю, что произошло.

Когда ты соприкасаешься с этими историями, то убеждаешься, что, оказывается, адвокаты-то не все одним миром мазаны (давайте уж, положа руку на сердце, признаемся, что сегодня к людям этой профессии двойственное отношение). Впрочем, кто-то возразит, дескать, сама работа адвоката абсурдна: защищать преступника. Но дела, истории и, самое главное, человеческие судьбы бывают разные. Большинство этих людей нуждались в помощи, защите, и они ее получали от защитника по призванию, чести и совести Олега Успенского.

От имени редакции регионального еженедельника «МК в Серпухове» мы поздравляем Олега Алексеевича с 80-летием. Искренне желаем юбиляру, чтобы каждый день был наполнен счастьем и красотой, чтобы тот самый пологий берег Оки, родные улочки и маковки церквушек родного Серпухова продолжали и продолжали радовать. А еще, Олег Алексеевич, очень хочется от Вас услышать новые интересные истории из адвокатской практики, которые уже сами по себе стали историей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: Из офицеров в адвокаты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру